Попасть в музей за деньги
Зарабатывать на иностранных журналистах пытается музей «Пермь-36», недавно ставший государственным учреждением культуры. Цена за услуги (по крайней мере в случаях, известных «Звезде») колеблется от 40 до 78 тыс. рублей. При этом «интервью с компетентным сотрудником» оплачивается отдельно.
В распоряжении «Звезды» оказались фрагменты переписки и договоры, которые ГАУК ПК «Мемориальный комплекс политических репрессий» (музей «Пермь 36») предлагал заключить двум иностранным съёмочным группам, в июле этого года просившим разрешения на съёмку в музее. Одна из групп
Режиссёр Кёрстин Никкиг изучает практику сохранения памяти, сравнивая подходы к этому в Германии и России. «Это будет фильм о том, каким образом в современной России формируется память о политических репрессиях и что это говорит о состоянии общества»,
Обе съёмочные группы приехали в Пермь в июле, желая совместить съёмки о «Перми-36» с фестивалем «После Пилорамы»
Путь немцев, впрочем, был несколько длиннее
Вторая попытка попасть за колючку началась с повторного запроса в минкульт. И в этот раз в министерстве решили переложить ответственность со своих плеч на плечи сотрудников подведомственного им учреждения. Музей «является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени самостоятельно осуществляющим хозяйственную деятельность»,
Суть пространного послания умещалась в финальном абзаце ответа, который можно признать вершиной бюрократического стиля: «На основании изложенного, вопрос о проведении видеосъёмок... подлежит урегулированию непосредственно с учреждением путём согласования возможности проведения указанных съёмок с учётом утверждённых учреждением планов
Далее переговоры от имени музея с журналистами вела заведующая информационно-просветительским отделом ГАУК Светлана Карсканова. Интересно, что вопрос об интервью с министром культуры, которого добивалась германская съёмочная группа, впоследствии решала тоже она. В письмах за подписью Карскановой каждая телекомпания, после уточнения различных деталей (от данных на каждого члена группы до краткого содержания фильма), получила договор «на оказание услуг по экскурсионному и информационному сопровождению».
В документах было сказано, что заключается договор в соответствии с законом о СМИ и порядком взаимодействия ГАУК ПК «МК политических репрессий» с представителями средств массовой информации. Предметом договора является «оказание Учреждением экскурсионных услуг при проведении Журналистом профессиональной аудио-, фото-, видеосъёмки на территории Учреждения». За указанную сумму музей обещает встретить журналистов, провести экскурсию, дать всю необходимую информацию, подготовить площадку для съёмки и обеспечить «специальные условия», если необходимо.
Сумма к оплате для журналистов «Аль-Джазира» по договору составила 78 тыс. рублей ровно. Для журналистов «Rundfunk Berlin-Brandenburg»
«Заплатить можно удобным для вас способом: либо безналичным, или по прибытии в Пермь наличными в кассу»,
Непонятной и неприемлемой для журналистов оказалась цена. Режиссёр Кёрстин Никкиг иронично предложила заплатить «20 (двадцать) рублей». Документалисты с «Аль-Джазира» попросили уточнить, как получилась столь солидная сумма. В ответ обе телекомпании получили новые предложения с иной
От подписания договоров, даже со скидкой, съёмочные группы отказались. В результате не получили ни разрешения снимать в музее, ни возможности взять интервью у «компетентного сотрудника»
За стенами музея документалистам, впрочем, побывать удалось, но без камер. «Мы попали на экскурсию в рамках фестиваля „После „Пилорамы“,
Ничего не стали подписывать и немецкие документалисты. Во время экскурсии по музею режиссёр Кёрстин Никкиг вообще старалась не попадаться на глаза его сотрудникам. «Они всё время хотят подписать со мной какой-нибудь договор!»
Из Кучино режиссёр уезжала расстроенной: второй за год визит в Пермь, и вновь удаётся далеко не всё, что хотелось бы. Интервью с министром культуры Пермского края Игорем Гладневым записать тоже не вышло. Справедливости ради стоит сказать, что отказано в нём не было. Просто журналисты не успели доехать! До Кудымкара. Утром 11 июля Кёрстин получила письмо от уже упомянутой Светланы Карскановой, где говорилось, что, несмотря на «большую загруженность министра», с ним всё же «удалось договориться об интервью» и записать его можно будет на мероприятии, которое проходит сегодня в Кудымкаре.
Документалисты были согласны и на Кудымкар, но уже в машине получили новые вводные: планы министра изменились, встретиться с немецкой съёмочной группой он не успевает. В воскресенье времени на встречу с чиновником не было, в понедельник группа улетела обратно в Германию. Со слов Кёрстин, все их планы и временные ограничения министерству были известны.
«Звезда» направила официальный запрос в министерство культуры и ГАУК с просьбой прокомментировать перевод отношений музея с журналистами на финансовую основу.
Проект договора между ГАУК и журналистами (PDF)