
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Борьба за память. Историки, журналисты и краеведы о том, нужен ли Перми двухэтажный монумент Комсомолу
Совет по топонимике Перми поддержал идею установить памятный знак в честь 100-летия комсомола. Ветераны ВЛКСМ Свердловского района предложили установить на Комсомольской площади объект из бетона, гранита и бронзы высотой 6,5 метров. Этот вариант совет отверг, хотя большинством голосов поддержал идею отметить столетие ВЛКСМ. Интернет-журнал «Звезда» попросил членов совета публично высказаться по поводу этой идеи.
Игорь Лобанов: «Советские символы необходимо сохранять»
Председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России Игорь Лобанов считает, что историю с установкой памятного знака в честь 100-летия комсомола раздули средства массовой информации.

«Лёгкая игра слов, небольшая подмена понятий в паре заголовков
— и понеслось: в Перми установят шестиметровый комсомольский значок, он будет высотой с двухэтажный дом. Инициаторы установки знака действительно предложили такой проект, но члены совета очень деликатно дали понять, что в таком виде эту идею не поддержат. И проголосовали мы в итоге вовсе не за утверждение предложенного варианта. Мы согласились с мыслью, что в год 100-летия ВЛКСМ можно было бы этот юбилей как-то зафиксировать. Но если уж это делать, то креативно, современно, уважительно по отношению к городскому общественному пространству и жителям города. И разумеется, с учётом того, что в Перми уже давно есть и Комсомольский проспект, и Комсомольская площадь. К сожалению, некоторые участники дискуссии, развернувшейся по этому вопросу в соцсетях, принялись критиковать фейк, которые сами же вольно или невольно породили»,— сказал он.

По мнению Лобанова, все уже установленные советские символы необходимо сохранять. «Хотя вместо Ленина у Оперного театра я бы поставил балерину»,
Владимир Абашев: «Перми нужна продуманная политика памяти»
Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Владимир Абашев голосовал «против». Он сомневается в идее установки юбилейного памятного знака в честь столетия комсомола по нескольким причинам.

«Во-первых, она представляется мне поспешной данью ностальгическим настроениям, которые последнее десятилетие интенсивно культивируются в нашем обществе,
— рассказал Владимир Абашев.— Но ностальгия— это не очень конструктивное чувство. Вернуться в прошлое невозможно. Это временное состояние умов, которое лишено главного для любого общества— конструктивной мысли о будущем. Не стоит черпать идеи в ностальгических переживаниях, они хороши для поэзии. Во-вторых, разве эта идея не избыточна? Я не утверждаю, что деятельность комсомола как часть истории страны не достойна памяти. Но эта память в топонимике города уже отмечена— есть Комсомольская площадь, есть Компрос, который стал действительно народным топонимом, есть отличное произведение монументального советского искусства— большое мозаичное панно на площади. На фоне уже существующих знаков памяти форсированные юбилейные решения кажутся излишними».
По словам Владимира Абашева, речь идёт о весьма значимом и в градостроительном, и в символическом смысле городском пространстве
«Я не уверен, что намерение установить монументальный знак комсомолу относится к числу таких идей. В социологическом смысле она отражает ностальгические настроения достаточно локальной группы
— комсомольской номенклатуры. Перми нужна более продуманная и концептуальная политика памяти. На карте города остаётся слишком много пережитых и ушедших в прошлое знаков»,— считает Владимир Абашев.

Заведующий кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ считает необходимым в пределах старого губернского города, ограниченного старым Загородным бульваром, речками Данилихой и Егошихой, вернуть старую топонимику Перми.
«Я рассматриваю её как объект нематериального культурного наследия, который нуждается в охране. Топонимика старой Перми была системной, продуманной и символически значимой. Теперь этого нет. Исключение
— Компрос, он стал какой-то важной магистралью в теле города и прочно вошёл в сознание горожан. Здесь я бы никогда не настаивал, чтобы возвращать ему имя Кунгурской улицы. Если взять городское пространство в целом с точки зрения монументальной риторики или топонимической политики, то оно остается излишне советизированным. Движение в сторону более фундаментальных и значимых традиций в свое время начиналось. Вернули свои имена улицы Сибирская, Петропавловская, Осинская и Екатерининская. Кому уж и надо отдать дань в городском пространстве, то это Екатерине II, которая не только основала наш город, но и даровала ему главное его достояние— имя»,— подчеркнул Владимир Абашев.
Михаил Нечаев: «Комсомол воплощал созидательные принципы»
Идею увековечить юбилей ВЛКСМ поддержал доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ Михаил Нечаев. Он рассказал, что 50 лет назад пермский космсомол заложил камень для будущего памятника к 100-летию, но проект так и остался незавершённым.

«На совете по топонимике речь шла о памятном знаке, который вырос до 6,5 метров, хотя в первоначальном варианте это был всего лишь небольшой памятный знак, который не претендовал на памятник. Совет по топонимике обсудил саму идею такого воплощения памятного знака, но проголосовал в основном за то, чтобы эту идею поменять. В Перми есть Комсомольский проспект, но так и не воплощено создание скульптуры или памятника, посвященного стройотрядам. Хотя в Томске, Магнитогорске, Москве и в Белгороде такие объекты появились. У нас была только закладка такого памятника. Панно на Комсомольском проспекте так и не отреставрировано. Ветераны комсомола собрали деньги на свой праздник. Но возникло много вопросов: а может, воплотить те проекты, которые не были реализованы? Я голосовал за идею памятного знака, потому что комсомол хотя и являлся политической организацией, но воплощал в себе созидательные принципы. Он много сделал для города и края. Стройотряды организовывали молодёжь на созидательные работы
— и речь не только о БАМе. Впервые за долгие годы я колебался, когда голосовал»,— сказал историк.
Михаил Нечаев видит только два варианта отношения к советским символам: либо уничтожать советское прошлое, либо сохранять их.
«Мы всегда быстро прощались с прошлым,
— рассуждает Михаил Нечаев.— У нас история начиналась то с Петра I, то с 1917, а то с 1991 года. Как будто до этого ничего в нашей истории не было. Может быть, мы эти ошибки быстрого прощания с прошлым не будем повторять, а постараемся извлечь уроки из того, что было? Я против уничтожения прошлого в принципе. Ведь советская история— целая эпоха, в которой прожили три поколения наших предков. Вопросы советизации и десоветизации— это вопросы политические, и они не конструктивны. Если мы оставим память о прошлом,— значит, мы будем его знать и не повторим тех ошибок, которые были».
Андрей Белавин: «В Перми необходимо установить памятник императрице Екатерине II»
Противником установки памятного знака в честь комсомола стал археолог, проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ Андрей Белавин. Он напомнил, что «комсомол и так имеет улицу, площадь, замечательное панно на площади, сквер с фонтаном перед театром оперы и балета

«Для тех, кто не знает
— официально он называется „Комсомольский“, точнее, „Уральского комсомола“. На мой взгляд, для ностальгирующих по молодой, бодрой и весёлой комсомольской жизни этих мест вполне достаточно. И так огромная честь для умершей политической организации— иметь название центрального проспекта города-миллионника. Сам я был активным комсомольцем, сдавал „Ленинский зачёт“, имел наградные значки, был членом комитета комсомола вуза, секретарём комсомольской организации городского Дворца пионеров и школьников. Много моих знакомых и друзей— активных комсомольцев 1970-80-х годов стали профессорами, генеральными директорами, руководителями вузов, города и края. Думаю, что для большинства из них достаточно возможности поностальгировать о комсомольской юности на Комсомольском проспекте, вспомнить, как здесь они гуляли с девушками и ходили компаниями. Для города существенно, особенно в преддверии его так называемого 300-летия, установить памятник императрице Екатерине II, без которой города бы не было, и генералам Кашкину и Ламбу, которые этот город построили по её указу в 1780-1781 годах»,— считает Андрей Белавин.
Однако проректор по научной работе и внешним связям ПГГПУ не поддержал идею своего коллеги Владимира Абашева о десоветизации названий Перми, поскольку считает, что все советские символы и монументы нужны нашему городу.
«Зачем вычеркивать из нашего прошлого пусть даже не совсем удобные с современной точки зрения страницы
— уподобляться большевикам и тем, кто был с ними? Вот только у некоторых памятников и символов нужны пояснения. Например, у памятника Кирову на улице Кировоградской можно разместить стелу с надписью „Входил в состав „тройки“ Ленинградской области, которая рассматривает дела контрреволюционеров с правом приговорить их к расстрелу. При этом активно занимался развитием промышленности Ленинграда, поддерживал Горького. Любитель книг и театра, почитатель творчества Толстого, а также автор следующей цитаты: „ЧК ГПУ— это орган, призванный карать, а если попросту изобразить это дело,— не только карать, а карать по-настоящему, чтобы на том свете был заметен прирост населения благодаря деятельности нашего ГПУ“. Исключением должны стать памятники Хохрякову и некоторым иным революционерам, которые к Перми практически не имеют отношения, но имеют весьма кровавый след в истории».
***
- О том, как члены Совета по топонимике обсуждали идею установить памятный знак в честь 100-летия ВЛКСМ, читайте в нашей новости.
- Историю создания пермских памятников, какие смыслы в них вкладывались и как менялось отношение общества к истории, высеченной в камне
— в нашем проекте «Пермское монументальное».
Рекомендуем почитать

Новое на сайте




Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь