X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: kinopoisk.ru

Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн

Ближайшее время нам ничего хорошего не обещают ни погода, ни статистика роста заболеваемости коронавирусом. Если решите провести свободное время дома, то вас легко можно понять. Благо интернет, в частности стриминговые сервисы, предоставляет богатый выбор развлечений. Настолько богатый, что в нём можно запутаться. Григорий Ноговицын посмотрел несколько новых отечественных сериалов, вышедших в сети, и рассказывает об их особенностях, а вы уже сами можете решить, какой из них стоит вашего внимания.

«Пищеблок»

Один из самых разрекламированных российских сериалов последнего сезона. Многосерийная экранизация книги Алексея Иванова — одного из самых известных и популярных российских писателей на данный момент. Детективно-хоррорный сюжет про вампиров. Изрядная доза мегапопулярной сегодня ностальгии по 1980-м, поскольку всё действие «Пищеблока» происходит в пионерлагере летом 1980-го. Режиссёр Святослав Подгаевский, снявший кучу ужастиков. В том, что при таких исходных данных «Пищеблок» получился невероятно серым, пресным и незахватывающим, больше удивительного, чем в реальном появлении кровососов в летнем лагере.

Сам по себе такой концепт — это отличный материал для хорошего сериала. По идее, мог получиться этакий Стивен Кинг, рассказывающий советские страшилки про «чёрную руку» и «гробик на колёсиках». Но почему-то ничего из огромного потенциала «Пищеблока» не реализовано даже на четверть. Каждый элемент тут кажется недокрученным.

Атмосфера и визуал советского пионерлагеря присутствуют лишь на уровне декларации, а на деле они заключаются лишь в галстуках у детей. В кадре пионерлагерь, действие в котором происходит олимпийским летом 1980-го, выглядит таким затрапезным и потрёпанным, словно он уже умудрился пережить лихие 1990-е, стабильнее 2000-е и лишь в конце непонятных 2010-х туда приехали дети. Это, кстати, правда. Ведь лагерь, где проходили съёмки «Пищеблока», долго был заброшен, и его специально восстанавливали для сериала. Получилось так себе.

Сюжет «Пищеблока» пытается в драму, интригу и напряжение, но со временем становится как-то наплевать, куда всё идёт, потому что всё довольно предсказуемо. К тому же история строится на довольно запутанных правилах, кто и когда пьёт кровь, кого кусает главный упырь, кого кусают его аколиты, как себя ведут аколиты аколитов и как вообще работает их иерархия. И всё это великолепие является очень толстой аллюзией на советский строй, а символы СССР тут оказываются дьявольскими знаками, не дающими упырям сгинуть на солнце. Это перебор даже по меркам книг Алексея Иванова, который всю свою литературную карьеру откровенно злоупотреблял лобовой и натянутой символогией. Хотя перебор — это, по-своему, прекрасно. С таким перебором мог получиться отличный, отвязный трэш с подкидным и пионерками. Но нет, у нас, видите ли, серьёзная аллегорическая история о противостоянии системе и мрачный хоррор.

С хоррором как раз беда. Главная проблема этого сериала именно в постановке. Кажется, работники «КиноПоиска», прежде чем нанять для этого проекта режиссёра Святослава Подгаевского, не посмотрели его страничку на своём же сайте. Иначе бы по низким оценкам прошлых работ режиссёра поняли, что снимать ужастики у него получается не очень. Лирические сцены в «Пищеблоке» выглядят либо слишком слащаво, либо слишком нелепо, а пугающие вообще не пугают. Здесь запороты даже скримеры. А чтобы запороть такую элементарную вещь, нужно иметь поистине особый талант.

Последняя битва главного героя Валерки с Главным Упырём выглядит не эпично и драматично, как должна, а довольно смешно. Всё потому, что герой на самом деле бьётся не с жутким упырём, а с невероятно стыдной для 2021 года компьютерной графикой.

Лучшее, потому что единственное, что работает как надо в «Пищеблоке», — это актёры. Особенно дети, играющие пионеров. Казалось, что у нас в стране проще встретить настоящего вампира, чем хорошо играющего актёра-ребёнка, но исполнители главных ролей Пётр Натаров (Валерка) и Фёдор Федосеев (Лёва) удивительно хороши. Им как-то удаётся вытащить довольно топорно написанный текст и отлично показать очень сложные отношения между своими персонажами, которые являются друзьями и врагами одновременно.

А ещё в «Пищеблоке» удалось отлично продемонстрировать тот сквозной сюжет творчества Алексея Иванова, который у него получалось описывать даже лучше и ярче, чем мифы и легенды, а именно секс между педагогическим работниками. К сожалению, даже эта хорошая сюжетная линия ближе к концу скатывается в никуда. Слабость «Пищеблока» как жанрового произведения и как высказывания особенно видна на фоне другого, на порядок более интересного и качественного нового российского сериала о кровопийцах.

Где смотреть: КиноПоиск HD

«Вампиры средней полосы»

Какого чёрта вообще происходит? Почему наш главный сериальный жанр — это комедия? Почему у авторов с богатым опытом, знаниями и претензиями на высказывания, у которых, по идее, должны получаться сплошь шедевры, раз за разом выходит что-то унылое и невразумительное типа «Последнего министра», «Колл-центра» или «Водоворота»? В то время как люди, пашущие на сериальном потоке комедий для СТС и ТНТ, снимают проекты, которые, не имея претензий, становятся отличными жанровыми произведениями и высказываниями на множество тем. Главный российский сериал — «Домашний арест» — создал чемпион высшей лиги КВН и продюсер «Наша Russia» вместе с режиссёром «Бумера». Создатели «Реальных пацанов» подарили нам «Ольгу» — главное российское произведение о женщине в огне. Режиссёр «Интернов» снял «Проект „Анна Николаевна“» о женщине-робокопе в провинции, который просто не имел права получиться, но в итоге был очень хорош. В фильмографию Эдуарда Оганесяна — режиссёра и сценариста «Чик», самого нашумевшего российского сериала последних лет, — лучше вообще не заглядывать, ибо там один сплошной стыд и позор.

С «Вампирами средней полосы» та же история. Каким-то образом, авторы, работавшие над «Кухней» и другими проектами СТС, сделали сериал с довольно вторичным и не очень перспективным концептом о коллективе вампиров в русской глубинке. Но вдруг «Вампиры средней полосы» оказались отличным детективом, а также сильным и очень грамотным высказыванием о человечности и любви к малой родине. Как так получается?

Наверное, телевизионные комедиодиографы как никто чувствуют аудиторию, понимают, кто их зритель и чего он хочет, как ему нужно правильно подать персонажей и сюжет. В отличие от более продвинутых и претенциозных авторов других российских сериалов, которые сняты вообще непонятно для кого.

Сюжет у «Вампиров средней полосы» довольно простой. В Смоленске обитает очень древний вампир Святослав Вернидубович (Юрий Стоянов). Он живёт вместе с другими вампирами, которых он когда-то сам обратил. Среди них крутая сотрудница полиции Анна (Екатерина Кузнецова), любвеобильный врач-француз Жак Иванович (Артём Ткаченко), его экзальтированная бывшая жена, отколовшаяся от коллектива преподавательница вуза Ольга Анваровна (Ольга Медынич), и блогер-диджей Женёк (Глеб Калюжный), которого один известный в интернете человек вполне справедливо окрестил бы малолетним дебилом.

Вот такая своеобразная семейка, которая на общем ужине не кушает пельмешки, а пьёт донорскую кровь. Ведь людей они не убивают, поскольку Святослав Вернидубович давным-давно заключил договор с людьми, названными Хранителями. Согласно договору за каждого убитого человека полагается лишать жизни одного вампира. Нынешняя глава Хранителей, очень суровая и строгая Ирина Витальевна (Татьяна Догилева), внимательно следит за соблюдением договора и держит упырей в ежовых рукавицах. Как назло, в Смоленске начинают происходить странные жестокие убийства, очень похожие на нападения кровососов. Вампирской камарилье приходится доказывать, что это не они, ведь иначе кого-то придётся отдать на заклание.

Фото: kinopoisk.ru

И вот из этих событий одновременно стартуют довольно интересно закрученный детектив и очень трогательные и душевные приключения каждого из вампиров. Персонажи тут все отлично прописаны, у каждого есть своя история, своя понятная боль и переживания, связанные с их особенностями. Так, дар Анны читать мысли людей очень помогает ей в работе, но лишает личной жизни; У Жана и Ольги чертовски странные и запутанные отношения с диким переплетением любви и неприязни; Женёк изо всех сил доказывает, что достоин вписаться в семью, а Святослав Вернидубович даже слишком сильно любит Смоленск и людей. Из-за этого всего к героям легко проникаешься пониманием и сочувствием, отчего начинаешь всей душой за них переживать и надеяться, что никого так и не казнят.

Во многом это заслуга актёров. Лучше всех, конечно, смотрятся Юрий Стоянов и Татьяна Догилева. Первому потрясающим образом удалось показать милого и безобидного типичного советский пенсионера, который на самом деле — страшное могучее тысячелетнее существо, способное разорвать кого угодно голыми руками. А Догилева великолепно играет настолько стальную начальницу, что сразу понимаешь, почему перед ней ходит на цырлах даже Вернидубович. При этом, кроме строгости, у неё есть очень трогательная личная история, которая заставляет пожалеть даже такую героиню.

К сожалению, у «Вампиров средней полосы» хватает довольно существенных и очень обидных проблем. Сценарий неровный в плане проработки, и изначально интригующая детективная история вдруг заканчивается появлением из ниоткуда максимально стереотипного и картонного злодея, который творит ужасные вещи, потому что он... ну очень плохой и злой. Всё. Авторы смогли отлично прописать и показать гуманистические убеждения и идеи Святослава Вернидубовича и его семьи, но так же поступить с антагонистом не смогли. Поэтому вместо достойного врага им под стать главным героям выдали картонную мишень. Это очень портит общее, в целом положительное впечатление.

Но некоторые зрители могут не досмотреть сериал до момента появления злодея, потому что у «Вампиров...» просто удивительно неудачный, незахватывающий и даже отталкивающий пилотный эпизод. Нормально этот сериал начинает смотреться только со второй-третьей серии. А вот самая первая сделана так неуверенно и плохо, что может многих людей отвадить от дальнейшего просмотра. Да что там серия, первые пять минут «Вампиров средней полосы» настолько чудовищны и безвкусны, что уже на них хочется выключить этот сериал и никогда больше к нему не возвращаться.

Но тех, кто готов перетерпеть всё это, ожидает один из лучших российских сериалов эпохи стриминга. «Вампиров...» уже продлили на второй сезон, и остаётся надеяться, что таких проблем у продолжения не будет.

Где смотреть: START

Сериалы стриминг-сервиса KION: «Клиника счастья», «Хрустальный», «Немцы», «Секреты семейной жизни»

Стриминг-сервисы — это относительно новый, активно развивающийся рынок. А выход на новый рынок — это всегда риск и возможность. Риск быстро прогореть и возможность закрепиться там, где ещё не устоялись свои стандарты и не появились сверхсильные игроки. При таких условиях со временем можно хорошо нажиться и самому стать сверхсильным игроком, который будет давить конкурентов. Поэтому неудивительно, что новые стриминг-сервисы появляются постоянно, в том числе и у нас. Со временем большая часть из них наверняка загнётся, и останется лишь несколько самых крупных площадок. Это неизбежный процесс, ибо рыночек решает, кого порешить. Но это будет ещё не скоро. А сейчас своим стримингом старается обзавестись любая сколь-нибудь крупная компания, имеющая для этого достаточно ресурсов.

Судя по всему, у МТС такие ресурсы есть. В апреле оператор связи открыл свой стриминг-сервис KION (анаграмма слова «кино»), на котором эксклюзивно вышли несколько проектов, вроде документальных фильмов про Пала Дурова и Андрея Сахарова или художественного фильма «Маша», а также четыре сериала: «Клиника счастья», «Хрустальный», «Немцы» и «Секреты семейной жизни» (правда, некоторые из них уже появились на других ресурсах).

«Клиника счастья» — это история о враче-эндокринологе и сексологе Алёне Липницкой (Дарья Мороз), у которой дорогая и пафосная клиника, где людей лечат, приводя их к «точке счастья». А ещё у героини серьёзные проблемы в личной жизни, потому что она сама в этой самой пресловутой «точке счастья» не находится. Этот сериал явно хочет быть больше, чем он есть на самом деле. Рассказывать о болезнях, о которых не принято говорить, и пояснять, что многие проблемы в жизни могут быть связаны именно с неполадками в организме. Как человек, лично столкнувшийся с этим, подтверждаю, что говорить об этом и правда очень важно.

К сожалению, в «Клинике счастья» эта интереснейшая тема всего лишь декорация для довольно паршивенькой мелодрамки, невероятно скучной, плохо прописанной и чудовищно лакирующей нашу реальность. Она идеально смотрелась бы на канале СТС, в его когорте точно так же устроенных сериалов. Ведь невозможно понять, чем «Клиника счастья» принципиально отличается от какого-нибудь «Филатова» или «Психологинь» (из которых сериал KION'a позаимствовал музыку для опенинга). И там, и там глянцевость, выедающая глаза, а также плоские герои с нелепыми проблемами, которые лечат других людей. Ну и общее впечатление, что снято это всё очень богатыми людьми из пределов Бульварного кольца для богатых людей из пределов Садового кольца.

Ещё в «Клинике счастья» есть ЛГБТК+ персонажи и даже целые сюжетные линии с ними. Так сериал хочет быть актуальным и современным. Но и тут он не предлагает ничего нового, ведь многие российские сериалы, даже показанные по телевидению, высказывались на эту тему лучше продукта KION'a. А в «Клинике счастья» под давлением пресса жанровых клише актуальная проблема сдавливается до размеров плоской шутки про трансгендера на зоне и драк между любовниками-геями. Последняя часть сюжета вообще часто напоминает плохую пародию на гачимучи, что, конечно, изрядно веселит. Жаль только, что это единственное, чем в принципе может порадовать зрителя «Клиника счастья».

Сериал «Хрустальный» тоже можно отнести к жанру «я где-то это уже видел». Ведь это очередной сериал про то, как два детектива — суровый нуарный с непростой предысторией и простак-дуболом — ловят в провинции страшного маньяка. Какое всё-таки великое произведение «Настоящий детектив», если его копируют до сих пор. Особенно у нас. Историями про поиск маньяков в глубинке сейчас уже никого не удивить, настолько они приелись. Это признал даже сам сценарист «Хрустального» Олег Маловичко в интервью, которое он дал одному СМИ, выполняющему функции иностранного агента, незадолго до выхода этого сериала. А этот человек прекрасно знает, о чём говорит, ведь он работал над сценарием «Метода» — наверное, самого главного и при этом самого важного нашего подражателя «Настоящего детектива», ну и всех прочих западных сериалов про серийных убийц заодно.

Так что не стоит удивляться, что «Хрустальный» собирает настоящее бинго из осточертевших тропов истории о поимке маньяка: маленький мрачный городок, в котором «все повязаны» и поэтому ловить убийцу не спешат, чтобы не наделать шума; очень крутой, но при этом асоциальный, пьющий, жестокий детектив, ведущий расследование; его приземлённый напарник; недоверие со стороны начальства к расследованию и т. д. и т. п. В своей вторичности «Хрустальный» местами доходит до того, что главный герой, следователь Сергей (Антон Васильев), откровенно подражает то сложным философским речам Раста Коула, то методам ловли маньяков Родиона Меглина, а именно представлению себя на их месте. Одна из таких сцен прописана почти в точности как в «Методе»!

Фото: kinopoisk.ru

Но всё-таки у «Хрустального» есть пара важных отличий от других подобных сериалов. Сергей не посторонний в городе Хрустальном, куда он приезжает проводить расследование, а его уроженец. В своё время он бежал с малой родины, поскольку с ней его связывает тяжёлая личная история и серьёзная психологическая травма детства. При этом напарником главного героя является его брат Геннадий (Николай Шрайбер). Отношения у братьев довольно натянутые.

Сама история поиска убийцы в «Хрустальном» пусть и рабочая, но не очень интересная. Любой, кто в своей жизни прочитал или посмотрел хотя бы несколько детективов, легко поймёт, какой именно персонаж является убийцей, как только он появится в кадре. При этом, по сюжету, сыщики находившегося у них под носом маньяка так и не вычислили. В последней серии они просто случайно на него наткнулись, что не идёт на пользу общей драматургии, а главных героев выставляет недалёкими профанами.

Но культовый первый сезон «Настоящего детектива» тоже был весьма посредственным детективом (в отличие от следующих сезонов). Он был про другое. И «Хрустальный» тоже про другое. Сериал всерьёз пытается затронуть проблему насилия над детьми и домашнего насилия вообще. Ведь в основе всей истории лежит очень болезненный личный опыт сценариста. И всё, что касается темы детства, насилия, трудностей и проблем жизни в маленьком городке, в этом сериале сделано очень интересно, искренне и оригинально. В этом ощущаются личностный посыл и боль автора, что не может не цеплять. И видимо, из-за этого искреннего заряда тяжёлых эмоций у сериала, во всём остальном сделанного весьма средне, довольно высокие оценки зрителей.

Вот только сценаристу Олегу Маловичко и режиссёру Душану Глигорову явно не хватало сил и умений полноценно вытянуть наружу всё лучшее, что есть в этой истории, выстроить на этом всепроникающую атмосферу жути, боли и тоски, которая бы заслонила собой посредственную интригу и постановку. А жаль. В кои-то веки действительно мог получиться наш достойный аналог «Настоящего детектива». Но вышел очередной сериал про маньяка в глубинке с неплохими, но не до конца раскрытыми идеями.

В сериале «Немцы» тоже фигурирует маньяк из провинции, но он в сюжете фигура сугубо второстепенная. На первом плане тут упыри, которые могут быть пострашнее, — коррумпированные чиновники. Главный герой — Антон Эбергард (Евгений Коряковский) — был оппозиционным журналистом, разоблачавшим коррупцию, но хлеба ради сменил масть, пошёл в пресс-службу к мэру небольшого городка и в итоге сам довольно быстро стал мутить всякие дела-делишки. В этом деле он заткнул за пояс даже видавших виды жуликов и воров, хотя до последнего пытался сохранить хоть какие-то остатки совести.

«Немцы» — это экранизация нашумевшей книги Александра Терехова. Только если в романе всё действие происходило в Москве, то в экранизации его перенесли в безымянный российский регион, где зима и заводы. Так, приём автора, заключавшийся в том, что немецкие фамилии центральных героев подчёркивали их чуждость и инаковость для простого народа, в сериале просто превратился в милую деталь. В регионах этим удивить труднее, особенно в Пермском крае, где люди с иностранными фамилиями не редкость и у вас, дорогой читатель, наверняка есть такие знакомые.

Визуально «Немцы» очень колоритны. Атмосфера небольшого города тут передана на порядок лучше, чем в том же «Хрустальном». А вот все эти коррупционные схемы и сюжетные перипетии особо не впечатляют: погрузиться в них довольно трудно из-за того, что сериал чудовищно медленно раскачивается и более или менее интересно его становится смотреть с середины. К тому же все эти мутки и интриги по своему содержанию и подаче мало чем отличаются от любого ментовского сериала на НТВ. Там порой даже покруче заворачивают.

Но образы упырей-коррупционеров, которые ни перед чем не остановятся ради своего кошелька, а люди для них говно на блюде, получились в «Немцах» очень даже убедительными и колоритными. Хотя местами они скатываются в карикатуру.

Антон Эбергард удивительно хорошо вписывается в эту камарилью, и это, как ни странно, беда всего сериала. Ведь его главный герой от начала и до конца просто какой-то редкостный гондон. Евгений Коряковский отлично играет совершенно гипертрофированный избитый образ писателя-мизантропа, которому на всё насрать. Но это написано и поставлено с таким перегибом, что даже местные ворюги-кровопийцы на фоне Эбергарда выглядят симпатично. Тут нет такого, что герой постепенно скатывается. Нет. Он всегда тварь. Причём настолько, что Эбергард получает по морде чуть ли не в каждой серии. И всякий раз за дело!

А развязывает гордиев узел интриг, подстав и смертей главный герой пусть и понятным, но довольно жестоким, и, если вдуматься, весьма бессмысленным способом. Сериал преподносит фактическое самопожертвование Эбергарда как смелый и отчаянный поступок, который что-то может изменить. Хотя любому человеку, следящему за новостями, будет понятно, что это не так. Но авторам сериала явно нравится его насквозь идеалистическая концовка. Ну и пусть, немного идеализма при понимании, что это именно он, никогда не помешает.

В заключение темы маньяков последний эксклюзив KION'a — сериал «Секреты семейной жизни». Только в нём главные герои не охотятся за маньяками: они сами маньяки эпохи «Инстаграма» и анонимных телеграм-каналов. Никита (Пётр Скворцов) и Полина (Алёна Михайлова) — молодые супруги, брак которых быстро разладился. Их отношения отягощают ещё и особенности профессии: оба они SMM-щики, работающие в конторе по раскрутке блогеров. То есть рядом с мужем постоянно трутся всякие инстадивы. Однажды Полина не выдерживает и убивает одну такую даму дрелью — это внезапно освежает былые чувства возлюбленных. Им оказывается по кайфу убивать людей, чем они и продолжают заниматься.

«Секреты семейной жизни» пытаются быть этаким отвязным трэшем со старым добрым ультранасилием и стикерами из соцсетей. Через кровь, кишки, расшарило выдать едкий комментарий современности и высмеять пороки жизни в сети. К сожалению, получается это только местами. Да, отдельные эпизоды действительно уходят в отрыв, но их как-то маловато. Сериал словно стесняется того, чем может быть, и, подойдя к возможности разойтись по полной, трусливо врубает заднюю. А местами перебарщивает с тем, с чем явно надо знать меру даже в трэше.

Так, первая серия представляет из себя один сплошной вырвиглазный визуальный бардак из всплывающих окон, картинок и мемов. Своим сенсорным перегрузом пилотный эпизод весьма наглядно объясняет, что воровать фишечки и приёмчики Эдгара Райта стоит, только если вы обладаете талантом и вкусом Эдгара Райта. Иначе вы получите не крутое и современное визуальное повествование, а какое-то непотребство. К счастью, дальше это из «Секретов семейной жизни» практически исчезает. Как и вся невеликая смелость.

По идее, сериал могли бы тащить главные герои, но дело в том, что выглядят они так, как если бы у Мелори и Мики Ноксов были айфоны и не было характеров. «Секреты семейной жизни» на полном серьёзе предлагают сочувствовать убийцам, которые нисколько не раскаиваются в том, что творят, и им это даже нравится. Они этим тяготятся, пытаются завязать, но как-то слегка и не всерьёз. Таким героям трудно сопереживать, но и ненавидеть их не получается. А никакое отношение к центральным персонажам не позволяет проникнуться и историей. Хотя как сатира на современность «Секреты семейной жизни» вполне себе работают, пусть и с кучей багов и огрехов. Что ж, какое время, такая и сатира...

***

Читайте также: Подборку отечественных сериалов 2020 года.

Какие новые иностранные и отечественные фильмы можно увидеть в онлайн-сервисах.

Интервью с актрисой Алёной Михайловой.

Слушайте подкаст о российских сериалах про маньяков и мистику.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь