Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Посмотреть за пределы себя». Датский художник Раcмус Mюруп — об изменении климата, критике антропоцентризма и мультяшной России
В Музее современного искусства PERMM открывается выставка «Extemporary: искусство вне времени» — часть большого российско-датского проекта куратора Токе Люккеберга. Художники из Дании, США и России исследует состояние настоящего времени — того, что означает сейчас. Интернет-журнал «Звезда» пообщался с одним из участников «Extemporary» — датским художником Раcмусом Mюрупом.
Раcмус Mюруп рассказывает, как ему пришлось ехать в Краснокамский район, чтобы добыть расходные материалы для инсталляции. «Меня привезли на большом внедорожнике в лесничество, дали лыжи и valenki»,
Он спрашивает, хочу ли я посмотреть на сосны, и, не дожидаясь ответа, ведет меня в подвал PERMM. По пути он рассказывает, что использует местные природные материалы в качестве ready-made для создания скульптурной инсталляции. «Чтобы показать, что мы находимся не снаружи природы, а внутри нее»,
Из подвала мы поднимается в офис музея. Расмус говорит, что его вдохновляет натурализм XIX века и современные технологии. Он показывает папки, которые привес с собой. В них гербарии листьев. Художник разработал технологию, чтобы они не сломались, были гибкими и при этом выглядели натурально: «Эти, например, из моего сада в Париже, а эти из сада моих родителей в Дании
Инсталляция Расмуса
Я спрашиваю, откуда у него такой интерес к доисторическому. Расмус отвечает, что на самом деле границы между природой и культурой не существует. А его искусство
«Вызванное человеком изменение климата, происходит потому, что людей на планете семь миллиардов. Но подобное изменение климата происходило еще 15 тысяч лет назад. Животные на зеркалах в моей инсталляции обитали в Евразийской степи, которая простиралась от Дании до Китая. Они жили и у вас, на территории современной Перми. А потом там появились люди, и через тысячи лет животные вымерли»,
— объясняет он.
Он говорит, что доисторический период его интересовал всегда, ведь восприятие того, что было миллионы лет назад, много говорит о современном обществе. «Это как с как солнечной системой,
Об археологии и антропологии Расмус может говорить часами. Но он завершает исторический экскурс изящной мыслью: «Вы можете воспринимать себя как нечто исключительное, как центр Вселенной, вершину истории, а можете
Раcмус Mюруп родился в 1991 году. В детстве проводил много времени наедине с собой и природой. «В сельской местности, где я вырос, было много курганов. Им около 10 тыс. лет»,
Он рассказывает про школу
Дальше
В художественной школе он был волонтером (участвовал в создании выставок) и ассистентом художников. Он признается, что за пределами школы научился большему. «У меня было много неофициальных наставников и работодателей. К 25 годам я успел поработать с 30 современными профессиональными художниками. Но я не стал художником, потому что работал ассистентом. Я делал это, потому что уже был художником»,
Еще до окончания арт-школы профессиональная карьера Расмуса пошла в гору. В Нью-Йорке у него состоялась первая персональная выставка. А потом он оказался в Париже. «Сначала я работал бесплатно, курил сигареты, ел круассаны и пил вино!»
«Я работал ассистентом у одного художника, но потом он развелся и больше не мог мне платить. Я остался без работы, сидел без денег, был в очень плохом состоянии. Я отчаянно искал работу. И тут Токе позвонил мне и сказал, что его знакомые ищут ассистента в Париже. Спустя две недели я уже летел в самолете в столицу Франции»,
— рассказывает он.
А как же французский язык? «Когда меня спросили, говорю ли я по-французски, я ответил „да“. Они меня взяли, но потом поняли, что я не говорил. Но мне нужно было получить работу!»
В своем резюме он пишет: «Живу и работаю между Парижем и Копенгагеном». Вообще-то Расмус
Расмус
Weekends
Второй сезон Weekends прошел в галерее, третий
В сентябре прошлого года Расмус Мюруп впервые приехал в Россию, чтобы открыть выставку в Нижнем Новгороде. «Было восхитительно! 20 градусов тепла, зеленые леса! Совершенно так же, как сейчас!»
«По сравнению с Данией, эта страна огромна! Пять миллионов датчан живут, словно в двухкомнатной квартире. А потом ты приезжаешь в Россию, и она настолько большая, а люди такие приветливые! В Европе все очень напряжены. Люди живут друг на друге. Я не могу сверлить в четыре утра, чтобы не разбудить соседа. А здесь так много места, это целый континент!»
Правда, он говорит, что ему не хватает моря. И ситуацию не спасает даже Кама. «Я думаю, российский пейзаж психологически другой. Эти громадные горы идут вплоть до Японии и все настолько многогранно в сравнении с европейскими странами. Россия настолько огромна, что ты не можешь нарисовать на нее карикатуру. Понимаете?»
О России художник знал задолго до того, как побывал. В Дании его отец организовывал лагеря отдыха для сирот из московского детского дома. «Так что уже ребенком я видел русских, знал, что у нас много общего. Я помню Людмилу, директора детдома, которая защищала детей, оставшихся без родителей, она была настолько милой, насколько это вообще возможно. Так что вся эта мультяшная и карикатурная версия России (водка, матрешка, Путин) не имела для меня особого смысла»,
Подумав немного, Расмус все же признается, что немного боялся, что люди здесь будут не очень доброжелательными по отношению к человеку, который не говорит по-русски. «Но когда я извиняюсь, что не понимаю и не говорю по-русски, мне улыбаются, пытаются помочь и постоянно напоминают, что нужно носить shapku и vareshki, потому что здесь очень холодно!»
Я спрашиваю о выставке «Extemporary: искусство вне времени». Расмус говорит, что на его взгляд высказывание куратора политично:
«Выставка Extemporary
— это критика антропоцентризма. Мы привыкли считать время часами, неделями и жизнями людей. Но для нас очень непривычно время на эволюционной, климатической, исторической или геологической шкалах. Но они также указывают на то, как устроен мир. Наивысшая степень антропоцентризма— это эгоизм. А можно думать иначе, с точки зрения, которая может включать в себя историю вселенной. И в этом смысле выставка политична. Куратор рассуждает о современности. На выставке представлен фильм Антона Видокле о русском космизме и моя работа о вымирании животных. Эти и другие работы— разные способы посмотреть за пределы себя и увидеть нечто большее».
Не удивительно ли, что выставка проходит в Перми
Он вспоминает, как еще на первом курсе художественного училища сделал проект, который, правда, по его словам, был плохим. Он создал плакаты, как в туристическом агентстве, на которых рекламировались путешествия во времени. Один из его любимых был постер, приглашающих туристов посетить Пермский период, на нем были изображения вулканов и трилобитов. «И вот я здесь! Какое странное и красивое совпадение!»
Редакция благодарит за помощь в организации перевода волонтера Музея PERMM, студентку ПГНИУ Дарью Тюрину.
***
Выставка «Extemporary: искусство вне времени» откроется 5 февраля в 19:00 в Музее современного искусства PERMM (Бульвар Гагарина, 24).
Рекомендуем почитать
За экологию и против граффити. Что изменится в Правилах благоустройства Перми, и как это повлияет на жизнь в городе
«Это некорректно». У фестиваля «Стенограффия — Пермь» будет изменено название, и с жителями ещё не согласовали размещение рисунков на домах
«Бомба замедленного действия». Пермский краевой суд отменил решение гордумы об установлении рекреационного назначения на бывшем полигоне ВКИУ
Новое на сайте
В Перми отремонтируют арт-объект «Яблоко»
Коронавирусный дайджест. В Пермском крае за сутки зафиксировано — 549 случаев, скончалось — 28 человека, выздоровело — 331
Роспотребнадзор: Непривитому человеку могут отказать в приёме на работу или уволить
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+