X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Истории

«Посмотреть за пределы себя». Датский художник Раcмус Mюруп — об изменении климата, критике антропоцентризма и мультяшной России

В Музее современного искусства PERMM открывается выставка «Extemporary: искусство вне времени» — часть большого российско-датского проекта куратора Токе Люккеберга. Художники из Дании, США и России исследует состояние настоящего времени — того, что означает сейчас. Интернет-журнал «Звезда» пообщался с одним из участников «Extemporary» — датским художником Раcмусом Mюрупом.

Раcмус Mюруп рассказывает, как ему пришлось ехать в Краснокамский район, чтобы добыть расходные материалы для инсталляции. «Меня привезли на большом внедорожнике в лесничество, дали лыжи и valenki», — художник показывает, какие они были большие. Там он срубил небольшие сосны, которые находились вдоль линии электропередач — в любом случае деревья срубили бы летом.

Он спрашивает, хочу ли я посмотреть на сосны, и, не дожидаясь ответа, ведет меня в подвал PERMM. По пути он рассказывает, что использует местные природные материалы в качестве ready-made для создания скульптурной инсталляции. «Чтобы показать, что мы находимся не снаружи природы, а внутри нее», — дополняет он. В углу стоят деревья, а на полу лежат зеленые иголки. «Вместо иголок я приклею к ним листья, собранные в Париже, Нью-Йорке, Дании и Швеции», — рассказывает Расмус.

View this post on Instagram

choices

A post shared by Rasmus Myrup (@rasmusmyrup) on

Из подвала мы поднимается в офис музея. Расмус говорит, что его вдохновляет натурализм XIX века и современные технологии. Он показывает папки, которые привес с собой. В них гербарии листьев. Художник разработал технологию, чтобы они не сломались, были гибкими и при этом выглядели натурально: «Эти, например, из моего сада в Париже, а эти из сада моих родителей в Дании — вот такой глобальный микс».

Инсталляция Расмуса — это зимний пейзаж. Он придумал, как сделать снег из пластика и пенопласта. Вместе с деревьями с фейковыми листьями и снегом в ней будут размещены зеркала с изображениями животных, вымерших в ледниковый период. «Мы повлияли на природу еще в доисторические времена и продолжаем влиять на нее, вырубая лес и изменяя климат. Это художественная версия того, что человеческий род делает с природой», — объясняет он.

View this post on Instagram

Pressed for time 🍁

A post shared by Rasmus Myrup (@rasmusmyrup) on

Я спрашиваю, откуда у него такой интерес к доисторическому. Расмус отвечает, что на самом деле границы между природой и культурой не существует. А его искусство — это лучший способ показать, что то, что происходит сейчас, происходило всегда.

«Вызванное человеком изменение климата, происходит потому, что людей на планете семь миллиардов. Но подобное изменение климата происходило еще 15 тысяч лет назад. Животные на зеркалах в моей инсталляции обитали в Евразийской степи, которая простиралась от Дании до Китая. Они жили и у вас, на территории современной Перми. А потом там появились люди, и через тысячи лет животные вымерли», — объясняет он.

Он говорит, что доисторический период его интересовал всегда, ведь восприятие того, что было миллионы лет назад, много говорит о современном обществе. «Это как с как солнечной системой, — продолжает он. — Раньше мы думали, что Солнце вращается вокруг Земли, но затем выяснили, что Земля вращается вокруг Солнца. А Солнце, в свою очередь, является частью огромной галактики. То же самое с нашей человеческой предысторией. Открыв неандертальцев, мы решили, что они были примитивными обезьянками, бьющими друг друга дубинками (он заносит воображаемую дубинку над головой переводчицы Даши, — прим. автора). Затем мы поменяли точку зрения и увидели: то, кем мы являемся, — часть более длинной истории. В начале семидесятых был открыт Homo ergaster (человек работающий, — прим. редакции). Они делали инструменты из камня и умели управляться с огнем 1,8 миллионов лет назад».

Об археологии и антропологии Расмус может говорить часами. Но он завершает исторический экскурс изящной мыслью: «Вы можете воспринимать себя как нечто исключительное, как центр Вселенной, вершину истории, а можете — как часть большой истории, как часть окружающей среды, как часть Вселенной. И это вопрос не „меня“ и „моего мнения“, а невероятного количества взаимосвязанных процессов. Вот поэтому я не археолог, а современный художник! Меня интересует то, как мир отражается в наших глазах и сознании. И доисторический период — великолепный инструмент для этого исследования».

View this post on Instagram

💇‍♂️

A post shared by Rasmus Myrup (@rasmusmyrup) on

Раcмус Mюруп родился в 1991 году. В детстве проводил много времени наедине с собой и природой. «В сельской местности, где я вырос, было много курганов. Им около 10 тыс. лет», — Расмус показывает на айфоне холмы. После интервью я гуглю. Оказывается, в маленькой Дании зарегистрировано 86 тыс. доисторических курганов, около 20 тыс. из них относятся к бронзовому веку. Они разбросаны по всей стране.

Он рассказывает про школу — все как у всех. За исключением одной фразы: «Мне нравилось думать руками». Ага, думаю, значит, учился плохо. Нет, отвечает Расмус, был отличником. А в старшей школе у него и вовсе были высокие оценки, однажды он даже выиграл национальный научный конкурс.

Дальше — учеба в художественной школе. Он рассказывает, что его очень удивило, что там не ставили оценки — отличника можно понять. Я спрашиваю, как он понимал, что ему удавалось, а что нет. «По реакции человека, — отвечает Расмус. — Когда он понимает то, что вы пытаетесь донести, или, если ему открывает что-то, о чем вы даже не подозревали. При создании произведения искусства получается нечто большее, чем то, что было задумано. Искусство интересно для меня потому, что вы можете понимать его без слов».

В художественной школе он был волонтером (участвовал в создании выставок) и ассистентом художников. Он признается, что за пределами школы научился большему. «У меня было много неофициальных наставников и работодателей. К 25 годам я успел поработать с 30 современными профессиональными художниками. Но я не стал художником, потому что работал ассистентом. Я делал это, потому что уже был художником», — уверен он.

Еще до окончания арт-школы профессиональная карьера Расмуса пошла в гору. В Нью-Йорке у него состоялась первая персональная выставка. А потом он оказался в Париже. «Сначала я работал бесплатно, курил сигареты, ел круассаны и пил вино!» — дурачится он. Но как он там оказался? Благодаря куратору этой выставки «Extemporary: искусство вне времени» Токе Люккебергу!

«Я работал ассистентом у одного художника, но потом он развелся и больше не мог мне платить. Я остался без работы, сидел без денег, был в очень плохом состоянии. Я отчаянно искал работу. И тут Токе позвонил мне и сказал, что его знакомые ищут ассистента в Париже. Спустя две недели я уже летел в самолете в столицу Франции», — рассказывает он.

А как же французский язык? «Когда меня спросили, говорю ли я по-французски, я ответил „да“. Они меня взяли, но потом поняли, что я не говорил. Но мне нужно было получить работу!» — смеется он. В первое время с посетителями галереи он общался на языке жестов, а потом выучил французский.

View this post on Instagram

ty @aanntteennaa for coming by my studio last week::))

A post shared by Rasmus Myrup (@rasmusmyrup) on

В своем резюме он пишет: «Живу и работаю между Парижем и Копенгагеном». Вообще-то Расмус — человек мира. За последние пять лет он три года жил в Париже, около года в Лондоне и еще столько же в Копенгагене. А между ними часто летал в Нью-Йорк. Из Перми он улетит в Копенгаген, где пробудет ближайшие полгода. «Мое место жительства зависит от того, где я работаю», — признается он.

Расмус — не только художник, но и куратор. «В Париже я открыл много новых художников и много новых техник. Когда я приехал обратно в Копенгаген, вокруг себя я не видел ничего подобного и подумал, что нужно организовать это самому. Так появился мой проект Weekends. Мне было интересно увидеть, что будет делать тот или иной художник или, что произойдет, если их работы показать вместе», — рассказывает он.

Weekends — это проект, который не имеет постоянной площадки. И работает как сериал. «Первый сезон прошел в моей квартире в Копенгагене. Я представил работы американских, аргентинских, французских и чешских художников. Ночью мы делали монтаж выставки, сверлили стену. Сбежались жильцы и мне не позволили больше это делать. В итоге я продолжил Weekends в другой форме», — говорит он.

Второй сезон Weekends прошел в галерее, третий — на улице, четвертый — на лестницах в Лондоне, пятый — снова в галере Парижа. «Для меня Weekends — это такой дарвиновский приспосабливающийся организм. Название связано с тем, что я художник с понедельника по пятницу, а выставки курирую по выходным. Даже если бы у меня не было денег или выставочной площадки, я в любом случае бы продолжал делать выставки», — говорит он.

View this post on Instagram

Hi from Perm’s ice sculpture park: Wings! Temples! Mammoths! Bears! Birdmen! ICE ICE ICE!

A post shared by Rasmus Myrup (@rasmusmyrup) on

В сентябре прошлого года Расмус Мюруп впервые приехал в Россию, чтобы открыть выставку в Нижнем Новгороде. «Было восхитительно! 20 градусов тепла, зеленые леса! Совершенно так же, как сейчас!» — шутит он. И говорит, что ему очень нравится в России:

«По сравнению с Данией, эта страна огромна! Пять миллионов датчан живут, словно в двухкомнатной квартире. А потом ты приезжаешь в Россию, и она настолько большая, а люди такие приветливые! В Европе все очень напряжены. Люди живут друг на друге. Я не могу сверлить в четыре утра, чтобы не разбудить соседа. А здесь так много места, это целый континент!»

Правда, он говорит, что ему не хватает моря. И ситуацию не спасает даже Кама. «Я думаю, российский пейзаж психологически другой. Эти громадные горы идут вплоть до Японии и все настолько многогранно в сравнении с европейскими странами. Россия настолько огромна, что ты не можешь нарисовать на нее карикатуру. Понимаете?» — спрашивает он меня. Ну, конечно, Расмус.

О России художник знал задолго до того, как побывал. В Дании его отец организовывал лагеря отдыха для сирот из московского детского дома. «Так что уже ребенком я видел русских, знал, что у нас много общего. Я помню Людмилу, директора детдома, которая защищала детей, оставшихся без родителей, она была настолько милой, насколько это вообще возможно. Так что вся эта мультяшная и карикатурная версия России (водка, матрешка, Путин) не имела для меня особого смысла», — вспоминает он.

Подумав немного, Расмус все же признается, что немного боялся, что люди здесь будут не очень доброжелательными по отношению к человеку, который не говорит по-русски. «Но когда я извиняюсь, что не понимаю и не говорю по-русски, мне улыбаются, пытаются помочь и постоянно напоминают, что нужно носить shapku и vareshki, потому что здесь очень холодно!» — смеется он.

Я спрашиваю о выставке «Extemporary: искусство вне времени». Расмус говорит, что на его взгляд высказывание куратора политично:

«Выставка Extemporary — это критика антропоцентризма. Мы привыкли считать время часами, неделями и жизнями людей. Но для нас очень непривычно время на эволюционной, климатической, исторической или геологической шкалах. Но они также указывают на то, как устроен мир. Наивысшая степень антропоцентризма — это эгоизм. А можно думать иначе, с точки зрения, которая может включать в себя историю вселенной. И в этом смысле выставка политична. Куратор рассуждает о современности. На выставке представлен фильм Антона Видокле о русском космизме и моя работа о вымирании животных. Эти и другие работы — разные способы посмотреть за пределы себя и увидеть нечто большее».

Не удивительно ли, что выставка проходит в Перми — именем города назван целый геологический период. «О, да! — отвечает Расмус. — Я очень его люблю, он потрясающий! И, честное слово, я говорю это не для того, чтобы польстить Перми, он был одним из моих любимых периодов в течение очень долгого времени. Потому что я большой фанат трилобитов. Они были моими любимыми окаменелостями в детстве!»

Он вспоминает, как еще на первом курсе художественного училища сделал проект, который, правда, по его словам, был плохим. Он создал плакаты, как в туристическом агентстве, на которых рекламировались путешествия во времени. Один из его любимых был постер, приглашающих туристов посетить Пермский период, на нем были изображения вулканов и трилобитов. «И вот я здесь! Какое странное и красивое совпадение!» — смеется он.

Редакция благодарит за помощь в организации перевода волонтера Музея PERMM, студентку ПГНИУ Дарью Тюрину.

***

Выставка «Extemporary: искусство вне времени» откроется 5 февраля в 19:00 в Музее современного искусства PERMM (Бульвар Гагарина, 24).

Рекомендуем почитать

За экологию и против граффити. Что изменится в Правилах благоустройства Перми, и как это повлияет на жизнь в городе

Полина Путякова

«Это некорректно». У фестиваля «Стенограффия — Пермь» будет изменено название, и с жителями ещё не согласовали размещение рисунков на домах

Юрий Куроптев

«Бомба замедленного действия». Пермский краевой суд отменил решение гордумы об установлении рекреационного назначения на бывшем полигоне ВКИУ

Полина Путякова

Новое на сайте

В Перми отремонтируют арт-объект «Яблоко»

Максим Артамонов

Коронавирусный дайджест. В Пермском крае за сутки зафиксировано — 549 случаев, скончалось — 28 человека, выздоровело — 331

Сергей Якупов

Роспотребнадзор: Непривитому человеку могут отказать в приёме на работу или уволить

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+