Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Кудымкор — локомотив будущего». Размышления о выставке пять лет спустя
Десятилетие объединения Пермской области с Коми-Пермяцким национальным округом 1 декабря нынешнего года отметили как-то вяло. Можно сказать, и не отметили вообще.
И уж никакого сравнения с тем разгулом, что устроили по поводу пятилетия создания Пермского края: помните, тогда весь пермский бомонд праздновал в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, куда публику доставил специальный авиачартер? Дааа, были в те времена амбиции! Даже специальный пермский рубль отчеканили, вполне платёжеспособный!
Можно вспоминать об этом с иронией, с раздражением. Но было ведь и много того, что вспоминается с настоящим теплом: бабушки-певуньи из деревни Кукушка, научные конференции, посвящённые коми-пермяцкой истории, этнографии, лингвистике... Жители Перми словно впервые знакомились с жизнью и наследием северного округа, испытывая не вполне объяснимую гордость: не простой у нас регион, а национально окрашенный!
Самым значительным культурным событием, связанным с пятилетием объединения двух территорий, можно назвать выставку «Кудымкор
Выставка была организована по инициативе супругов Надежды и Андрея Агишевых. Музея советского наива тогда ещё не было, а желание заниматься культурными проектами уже было, для чего Агишевы основали Фонд поддержки культурных проектов «Новая коллекция». Андрей Агишев был к тому же депутатом Законодательного Собрания Пермского края от 29 избирательного округа (Кудымкар, Кудымкарский и Юсьвенский районы) и ещё в 2006 году, знакомясь со своим депутатским округом, обмолвился о том, что неплохо бы сделать достойную выставку Субботина в Перми. На вернисаже в мае 2009 он «толкал» речь с броневика... извините, с ретро-грузовика, который был подогнан к входу в Пермскую галерею, драпирован кумачом и превращён в трибуну в духе первых лет советской власти, и в меру иронично заметил, что выставка открывается «в рамках выполнения депутатского наказа».
Но, принимая на себя обязательства по проведению выставки, Агишев вряд ли предполагал, насколько большой и необычной работе он даёт «зелёный свет». Куратор Екатерина Дёготь, приглашённая Агишевыми на проект, почти два года изучала наследие Субботина-Пермяка, превратившись в настоящего эксперта в его жизни и творчестве. Она много времени проводила в музее и архиве Кудымкара и наконец придумала... Очень необычную кураторскую концепцию.
В своей выставке с длинным названием Дёготь показала не только творчество художника-футуриста, но и общественную деятельность подвижника Субботина. Ведь, будучи вполне преуспевающим живописцем и оформителем в Москве, в 1919 году Субботин вместе с женой Евстолией Ивановной переехал в родное село Кудымкор (в то время именно «-кор», поэтому и в названии выставки сохранился такой вариант написания), дабы строить там светлое будущее. Собственное творчество волновало его гораздо меньше, чем пробуждение творческой энергии соплеменников
Судьба отпустила ему всего 10 лет активной деятельности до того, как в 36 лет он умер от туберкулёза. За это время он открыл в Кудымкаре музей и театр, создал художественные мастерские в Кудымкаре, Перми и Кунгуре, а также воспитал четверых прекрасных детей. Его имя в носит основанный им музей, во дворе которого установлен памятник Субботину. Впрочем, памятник появился уже после выставки, в значительной степени на волне поднятого ею интереса к личности художника-просветителя.
А тогда, в 2009 году, ещё зимой, в Кудымкар по приглашению Екатерины Дёготь приехал Леонид Тишков, московский художник родом с Урала, из Свердловской области. Дело в том, что куратору выставки понадобилось современное художественное прочтение субботинской темы, и Дёготь решила, что лучше Тишкова никто не прочувствует все нюансы этой истории. Художник откликнулся с чисто субботинским энтузиазмом: он попросился... пожить в доме-музее Субботина, чтобы почувствовать его дух.
Дух, похоже, снизошёл, потому что Тишков после возвращения из Кудымкара говорил о Субботиных не умолкая, называя их не иначе как по имени-отчеству: Пётр Иваныч, Евстолия Ивановна...
Наконец, выставка открылась. К ней подготовились «по-серьёзному»: заново отреставрировали работы, выпустили репринтное издание главного теоретического труда Субботина «О новых системах в искусстве».
Творчество Петра Субботина было показано в экспозиции в контексте бурного послереволюционного времени и коми-пермяцкой культуры. На выставке было множество предметов из этнографической коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея, основанного героем проекта, и самыми запоминающимися из них были набойные доски, с помощью которых наносился рисунок на ситец для сарафанов. Субботин был ими просто очарован, активно их собирал по деревням, и сейчас музей может похвастать по-настоящему уникальной коллекцией
Стилистический фон для показа произведений художника создают картины его учеников, а также творчество наивных художников Кудымкара, в первую очередь Ивана Крохалёва, увлечённо живописавшего сельскохозяйственные будни. Его полотно «Разбрасывание навоза» просто покорило Екатерину Дёготь. «Это ж какое надо иметь простодушие!»
Особую широту и историчность экспозиции обеспечивали чудесные исторические фотографии и кинохроника жизни Кудымкара 1920-30 годов. Кроме того, выставка была «говорящей», в ней было много текстов, и не только кураторских: слово получил сам Пётр Субботин. Фразы из его многочисленных писем к родным, друзьям и соратникам были нанесены на красные полотнища исторически достоверным шрифтом и в виде плакатов развешены в залах галереи. Например: «Товарищи! Мы допустили ужасную ошибку! Мы ввели наказания и штрафы в нашей школе! С тёмной несознательной массой всегда нужно бороться убеждением! Нам не нужна вражда, товарищи!»
Ну, чем не революционный призыв?
А что же Леонид Тишков? Он создал графическую серию «Художник Пётр Субботин-Пермяк»
Получилось, что Субботин показан и с точки зрения его корней, и с точки зрения его идейных наследников. «Двойная оптика», созданная выставкой, поместила фигуру Субботина-Пермяка в точку, откуда его можно рассматривать и с позиций прошлого, и с позиций будущего.
К выставке был издан замечательный альбом-каталог с большой статьёй Екатерины Дёготь, а графическая серия Леонида Тишкова вкладывалась в него отдельной брошюрой. Сегодня понятно, что это издание стало не только прекрасным сувениром для любителей искусства, но и документом, запечатлевшим и сохранившим память о прекрасном проекте. Пожалуй, ничто другое из того, что связано с созданием Пермского края, не осталось в памяти так ярко и так надолго.
Надежда Агишева, руководитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция»:
— Этот проект стал на долгие годы любимым для нас с мужем. Каталог выставки уже раритет, его сложно найти и нет возможности купить. В процессе подготовки выставки удалось встретиться и поработать вместе с замечательными людьми— Екатерина Деготь, Леонид Тишков, Елена Дунина— директор Коми-Пермяцкого краеведческого музея, почти весь коллектив Пермской художественной галереи. Марина Лошак и Мария Салина приняли выставку в Москве, в галерее ПРОУН. Экспертный совет премии «Инновация» решил что «Кудымкор— локомотив будущего»— лучший кураторский проект 2009-го года.Куратор Екатерина Деготь называла выставку «романом с грустным концом» и заставляла зрителей задуматься о многом. Например почему сегодня мы не живем так, как мечтал Петр Иванович Субботин-Пермяк? Где же это «светлое будущее»? В какой-то момент, а над проектом мы работали почти два года, всем начало казаться что Петр Иванович рядом. Так много открылось о его личности, Леонид Тишков называл его светлым ангелом искусства, который принес могучую яркую радугу на свою родную землю, в село Кудымкор. Интерес к личности Субботина-Пермяка не должен угасать. Сегодня мало таких героев.
Рекомендуем почитать
Строгановы, боль, мосты и Тутанхамон. Музеи Перми открываются после карантинных ограничений
«Отсутствуют достоверные сведения, что имеются захоронения»
Ложки, пня и цветов нет. Сможете найти вымышленный праздник среди настоящих?
Новое на сайте
Проект «Зелёное кольцо» Перми. Почему он важен для города
Возвращение имен. Пермь. 2020 год
В Перми департамент образования увольняет директора школы «Город дорог». Педагоги встали на её защиту
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+