X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Дело в шляпе. В Перми представили архитектурную концепцию новой сцены Оперного — она разработана на деньги Абрамовича

На градостроительном совете представили архитектурный проект новой сцены Пермского театра оперы и балета. Разработчиками проекта выступили строительная компания «ГК Строй-Эксперт» из Санкт-Петербурга и архитектурное бюро wHY из Лос-Анджелеса. Американское бюро привлекли структуры Романа Абрамовича по просьбе экс-губернатора Максима Решетникова. Члены градсовета одобрили концепцию, детали которой будут дорабатываться в течение полугода.

Архитектурную концепцию Пермского оперного представил директор по дизайну бюро wHY (пермские власти подчеркивали, что бюро базируется в Нью-Йорке, но на самом деле оно из Лос-Анджелеса, — прим. редакции) Андриа Стожич. В начале презентации он сказал, что wHY увидело Пермь как уникальный город, который сочетает в себе индустриальную и культурную составляющую. Поэтому здание должно быть порталом, который соединяет город и природу. А его дизайн должен соединить историю Перми и региона: Пермский период, ландшафт, который окружает город, и реку Кама. Ещё проект соединяет элементы танца и музыки. Здание не должно быть офисным, сказал Стожич, а должно полностью отражать функциональность театра. В качестве отделки разработчики предлагают использовать естественные элементы, которые представлены в регионе: соль, известняк, медь и деревянное зодчество.

В основе архитектурной концепции — пять целей. Во-первых, в городе нужно создать точку притяжения. Во-вторых, использовать принцип поворотов, потому что театр соединяет город и реку Кама. В-третьих, использовать местные материалы в строительстве. В-четвертых, архитектурные решения должны быть вдохновлены музыкой и танцем. В-пятых, это должно быть функциональное здание.

Здание в форме гигантского овала будет располагаться на Разгуляе. Один его край выходит на улицу Ленина, а другой — к «Заводу Шпагина». Около театра разработчики предлагают разбить парк. Поэтому войти в театр можно будет через улицу Ленина, «Завод Шпагина» и парк. При этом вход в главный зал будет располагаться со стороны «Завода Шпагина».

С фронтальных сторон здание выглядит как гигантская шляпа с полями. И не имеет острых углов. Его форма, имитирующая вращение и движение, выбрана не случайно. Разработчики говорят, что их вдохновила форма танца и музыки. Выступающие за объём здания поля — это балконы. Внутри здания люди будут передвигаться по спирали вверх к балконам. Один выходит к Каме, а второй — на улицу Ленина.

Здание театра может быть использовано не только для театралов, но и для посетителей парка. Разработчики говорят, что здание должно работать не только на время представлений, а круглосуточно. Поэтому в лобби на первом этаже будут располагаться кафе и лекционные помещения. Балконы можно использовать как смотровые площадки. Таким образом, здание будет многофункциональным. Андриа Стожич рассказал, что на эту идею бюро натолкнула успешная реализация смотровой площадки в московском парке «Зарядье».

В дизайне интерьера театра использованы материалы и цветовая гамма, характерная для природы региона.

В завершение презентации Андриа Стожич показал видео, в конце которого над театром запускают фейерверк. «Ну, не знаю, будет ли у он вас», — завершил презентацию Андриа и был награжден овациями.

Генеральный директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов сказал, что проект выполнен не только с учетом сегодняшних запросов театра, но и прогнозирует технологические задачи, которые могут возникнуть в будущем. По его словам, проектировщики работали под полным контролем дирекции и учли все пожелания.

«То, что мы видим сейчас, полностью соответствует нашему отраслевому техническому заданию: параметры обеих сцен, репетиционных и технических помещений, возможности для быстрого монтажа декораций. Что касается дизайна, то он разработан с оглядкой на пермский контекст, его локальные особенности, как, скажем, одноименный геологический период, который ассоциируется с Пермью в первую очередь в мировом контексте. Это сделано не вычурно, а в легком ассоциативном ключе, и это скорее плюс в данной ситуации. И не будем забывать всё-таки об акустике: она должна быть в новом здании превосходной. Для музыкального театра это первостепенная задача», — сказал он.

В новом здании будет два зала: большой зал, рассчитанный на 1300 мест, и концертный зал со специальной акустикой. Планшет сцены второго зала будет полностью повторять планшет сцены основного зала, и его можно будет использовать для репетиций. В проектировании заложено использование новейших театральных технологий, которые позволят увеличить скорость работы в несколько раз.

Практически все участники градсовета поддержали предложенную архитектурную концепцию. Обращали внимание лишь на детали. Архитектор Геннадий Воженников сказал, что нужно предусмотреть перед театром парковку. А ещё предложил переместить памятник Василию Татищеву, а вместо него поставить памятник Дягилеву.

Депутат Пермского городской думы Надежда Агишева сказала, что предлагаемое здание полностью разрушает предмет охраны объекта культурного наследия «Егошихинский медеплавильный завод». По её словам, мастер-планом предлагалось сохранить требование к соблюдению исторической городской структуры и малого масштаба зданий. Площадь Татищева должна быть расширена до кромки долины для создания визуальной связи с рекой. Предметом охраны является историческая линия застройки в бассейне видимости объекта с панорамных точек восприятия. Со стороны планетария и Красной горки историческая линия не должна быть изменена. А разработчики не смогли показать вид на театр с другой стороны долины.

«В приказе Министерства культуры Пермского края от 2016 года на этом участке установлены требования о предельной высоте объектов строительства в 10 м, запрет на размещение антенн, требования к уклону кровель на достаточно большой территории вокруг места будущего строительства. Решение построить здесь театр полностью нарушает идею исторической застройки, как образца градостроительного искусства конца XVIII века», — сказала она.

Начальник краевой Госинспекции по охране объектов культурного наследия Александр Жуковский ответил, что достопримечательное место «Егошихинский медеплавильный завод» является объектом мемориального и градостроительного плана:

«Историческая ценность в нём сохраняется и градостроительные особенности тоже: постановка квартальной сетки и зданий, характер застройки. Участок, на котором хотят построить новое здание Пермского оперного, никогда был не застроен. Это был лог, который разделял Разгуляй от застройки вдоль Камы. Никаких градостроительных особенностей не утрачивается, театр занимает пустое пространство в градостроительном плане».

Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский добавил, что проект должен будет пройти историко-культурную экспертизу.

Почетный гражданин Перми, строитель Михаил Плеханов обратил внимание на то, что грунты около Егошихи опасные, театр может «сползти» в малую реку. На это краевой министр строительства Андрей Колмагоров сказал, что все необходимые изыскания грунтов были сделаны, министерство работает с научными институтами.

Архитектор Сергей Шамарин посетовал на то, что членам градостроительного совета не была прислана презентация заранее, поэтому ему сложно оценивать проект. Он сказал, что проект впечатляет, но его объёмы чужеродны этому месту.

«Я не понимаю, как он впишется сюда. Есть приёмы, которые меня пугают — например, крупные фасады. У нас в Перми они связаны с архитектурой цирка. Огромные витражи невыполнимы. Их придётся делать в виде стеклопакетов. Появится рисунок и всё это очарование пространства пропадёт. Если мы посмотрим на здание с Красной горки, то увидим ипподром. Я считаю, что проект замечательный, но он сделан для другого города — например, для Манилы. И этот масштаб можно сравнить со скороваркой, рядом с которой расставлены кофейные чашечки», — отметил он.

Архитектор Геннадий Игошин робко поддержал коллегу и заметил, что хоть и концепция впечатляет, но объём у здания действительно большой.

Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Андрей Жуковский сравнил новое здание в Разгуляе с жемчужиной, которая будет размещена в исторической части города.

«Мы должны рассматривать его как композиционный центр. С видовых точек здание воспринимается как аэродром. Но авторы сделали шаг вперед. В концепции появились ритмы, которые разрушают эту шляпу, напоминание о цирке. Нельзя оставлять плиссированную юбку вокруг», — сказал он.

В завершении обсуждения слова дали пермским деятелям искусства и культуры. Художник Юрий Лапшин сказал, что пора уже сделать хоть что-то, потому что приближается 300-летие Перми.

«Это здание может стать отправной точкой преобразований города. Но представляем ли мы, какая работа предстоит для преобразования городского пространства, если мы воплотим этот проект? Надеюсь, что да», — оптимистично отметил он.

Худрук пермского Театра-Театра Борис Мильграм напомнил, что был не просто свидетелем, а соучастником разработки предыдущего проекта новой сцены для Пермского оперного по проекту бюро Дэвида Чипперфильда, поскольку в то время трудился министром культуры.

«Я хочу, чтобы проект был осуществлён. В проекте есть перспектива, это важно. Мы в нашем театре уже задыхаемся от отсутствия площадей. А здесь всё предусмотрено. Первогород никому не известен. Теперь туда зашли со стороны „Завода Шпагина“, и это прекрасно. Я сейчас живу на 25 этаже с видом на Каму. У нас очень красивый город! Нужно открыть его людям. Чтобы они могли любоваться видом на Каму со смотровой площадки сами и приводить туда своих друзей и знакомых. Давайте уже построим новый театр!» — темпераментно завершил Борис Мильграм.

Большинством голосов участники градостроительного совета приняли архитектурную концепцию новой сцены Пермского оперного. Воздержавшихся было двое, один из них — публично выступивший с критикой Сергей Шамарин.

Андриа Стожич, директор по дизайну бюро wHY

— Самое главное — формирование нового опыта у зрителей. Этот опыт должен быть наполнен смыслом. Это может быть реализовано различными способами и методами, с использованием классической или современной архитектуры — неважно. Главное, что оно достигает определённой цели. Я рад, что получил позитивную оценку проекта.

Наше бюро работает по всему миру. Часто мы привлекаем местные сообщества. Для нас это важно. Так мы работаем и в Перми. Здесь мы тесно взаимодействуем с главным архитектором «ГК Строй-Эксперт» Владимиром Цехомским и директором Пермской оперы Андреем Борисовым.

Новое здание должно гармонично помещаться в существующий архитектурный контекст. А быть может, и сливаться со всем ландшафтом, который его окружает. Этот диалог можно выстроить различными способами. Возможно, ландшафт будет решением проблемы в этом месте.

Андрей Головин, руководитель проектов международного архитектурно-градостроительного бюро MLA+

— Площадка на Разгуляе для размещения театра была предложена нашей командой ещё два года назад. Но у нас было другое предложение, как разместить здание. Мы считали, что со стороны улицы Ленина нужно сформировать площадь.

Мне понравилось, как здание интегрировано в природный ландшафт благодаря остеклению. Но в этом проекте здание вторгается в долину реки Егошиха и нарушает природную связь. И это решение меняться уже не будет. Величина здания 50 метров завязана на технологию — столько нужно для подъёмных сценических устройств. Что касается соседствующих зданий, то их собственники в последствии могли бы обыграть фасады. Но поскольку само здание выдвинулось в сторону улицы Ленина, офисное здание «Лукойла» будет «подавлено» современной архитектурой.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь