X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 октября 2019
17 октября 2019
Фото: Тимур Абасов

Художники Вели и Амос в Перми: У хорошего фильма не должно быть сценария

У современных художников очень широкий инструментарий творческих средств — от классического изобразительного искусства до различных акций и перформансов. А иногда произведением может стать сама жизнь художника и то, что его окружает. Как такое может быть — наглядно продемонстрировали приехавшие в Пермь Вели и Амос, представлявшие 2 августа в «Центре городской культуры» свой фильм «Войны стилей 2» («Style Wars 2»).

Швейцарско-словенский дуэт Вели и Амос — это художники, которые вышли из граффити среды и работают на стыке нескольких жанров: уличного искусства, перформанса, видео, музыки и поп-культуры, органично собирая всё воедино. Наблюдать это можно как раз в их фильме «Войны стилей 2», весьма вольном документальном (или скорее псевдодокументальном) продолжении культовой картины 1983 года «Войны стилей» («Style Wars»), которая рассказывала о движении граффити в Нью-Йорке.

Свой фильм художники уже показывали в России, но сейчас они едут по нашей стране с туром, организованном галерей «Толк» (Нижний Новгород) при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в рамках программы «Swiss made в России». Куратор программы — Анна Нистратова. В рамках своей поездки Вали, Амос а также медиахудожник и оператор Роман Мадер уже побывали в Москве и Нижнем Новгороде. Теперь вот в Перми. Затем их ждут Екатеринбург и Владивосток.

View this post on Instagram

Швейцарско-словенский дуэт граффити художников Veli & Amos заглянули на площадку @permcenter дали интервью и почти готовы к встрече гостей! Уже сегодня, 2 августа в 19:30 в Центре городской культуры состоится показ фильма «Войны стилей — 2» и творческая встреча с художниками! Вели и Амос представят свой юмористический псевдодоукментальный фильм об уличном искусстве, после показа пройдет обсуждение. Также Вели и Амос покажут перформанс «Сцена жизни», в которой смогут принять участие и зрители. Вход свободный

A post shared by Центр городской культуры (@permcenter) on

Вели: Мы всегда хотели побольше узнать о России. Анна пригласила нас в этот тур, и мы согласились. В России очень красивые девушки и очень вкусная еда. Мы никогда не были в Перми, и это тоже хорошая возможность для нас узнать что-то новое. Вообще мы направляемся в Японию. Но Роман Мадер попросил нас помочь найти ему жену, и это одна из причин, почему мы едем в Японию через всю Россию, ведь Роман хочет найти жену именно в вашей стране.

Romain Mader Фото: Тимур Абасов

Устроение личной жизни Романа Мадера — важная, но отнюдь не единственная цель, с которой Вели и Амос следуют в Японию. В рамках этого турне они снимают свой новый фильм «Спасём китов во всем мире» («Let’s Save the Whales International»).

Вели: Мы с Амосом хотим спасти китов, об этом и будет фильм. Киты — это самые большие животные в мире. Для нас важно начать со спасения крупных вещей и дальше спускаться, обращаться к более мелким. Если спасти китов, то значит, и более маленькие вещи тоже можно изменить к лучшему. Поэтому мы решил начать с самых крупных животных, узнать, что происходит с китами, в какой они опасности. А Россия — это самая большая страна, и мы исследуем, как здесь обстоят дела.

Veli Silver Фото: Тимур Абасов

Эта картина должна стать своеобразным роуд-муви, она создаётся в этом путешествии, в каждом городе Вели и Амос снимают что-то для своего фильма и устраивают перформансы. Художники вовсю формируют «легенду» фильма, на ходу конструируя его сюжет из всего того, что с ними происходит, поскольку камера Романа Мадера сопровождает их почти постоянно. Отправная точка сюжета, как заявляют сами художники, это слова провидца из Белграда, который и посоветовал им отправиться в Японию и узнать, что происходит с китами.

Наверняка Перми тоже найдётся место в «Спасём китов во всем мире». Вели и Амос в разговоре с журналистом «Звезды» рассказали, что нашли время немного пройтись по городу, даже заглянули в Парк Горького, а ещё их впечатлили десантники, отмечавшие в тот день свой праздник. Кроме того, они успели немного заметить и уличное искусство Перми, некогда развитое. Про расписанную стрит-арт группой «Kreafish» (Александр Жунёв, Олег Иванов и Василий Зюзюкин) стену педуниверситета, Вели сказал, что это очень красиво, и тот, кто это сделал, обладает незаурядным талантом.

Современному уличному искусству и посвящены «Войны стилей 2», которые показали пермякам вечером второго августа. Оригинальный документальный фильм 1983 года подробнейшим образом рассматривал граффити и образовавшуюся вокруг него субкультуру в Нью-Йорке. Эта картина стала культовой для тех, кто интересуется граффити. Снятое Вели и Амосом вольное продолжение, право на название которого дал один из создателей оригинала, построено совершенно по другому. По сути, это тоже роуд-муви, в котором художники, они же главные герои, посещают самые разные места: Нью-Йорк, Европу, даже Израиль и Палестину, рассматривая, как там существует уличное искусство. Строгая и подробная документалистика здесь сочетается с весёлыми путевыми заметками авторов. И в этих эпизодах непонятно: то ли они выдуманы (уж больно они местами бредовы), то ли всё это было взаправду. Но это и неважно, потому что всё это выглядит удивительно цельно и органично, что только доказывает правильность выбраного Вели и Амосом стиля, когда у фильма нет сценария и он формируется как бы сам по себе, а его объектом становится сама жизнь художников.

Амос: Мы просто посмотрели фильм «Войны стилей», поехали в Нью-Йорк, а дальше нас уже вела сама жизнь. Не было такого, чтобы мы выбирали: поедем туда и туда. Просто так складывались обстоятельства. Всё, что есть в фильме, — это всё документальные съёмки. В фильме много разных территорий, и как раз интересно посмотреть на тенденции, которые развились за это время, куда ушёл стрит-арт, в Нью-Йорке, например, он ушёл в галереи и стал атрибутом эстеблишмента, а в Палестине и Израиле очень много религиозных граффити.

Amos Angeles Фото: Тимур Абасов

Вели: У нас были некоторые идеи, но никогда не было сценария, мы просто шаг за шагом шли по пути. Мы снимали и монтировали на протяжении пяти лет. Совет молодым режиссёрам — у хорошего фильма не должно быть сценария. Мы делаем проект «Спасём китов во всём мире», и это будет голливудский фильм, снятый без сценария.

Неудивительно, что такой необычный фильм вызвал у зрителей много вопросов, которые они задали Вели и Амосу на обсуждении сразу после показа.

Амос: Зрителям в России очень нравится фильм, было много хороших отзывов. И у нас есть новый маркетинговый ход — если вам не нравится наш новый фильм, мы вам дадим пива или шампанского. Мне кажется, что русским нравится этот фильм, потому что в нём есть такой оттенок Восточной Европы, с которой у русских много параллелей и перекличек. Просто у граффити много времени заняло движение на Восток, и до Восточной Европы оно не сразу докатилось. Сейчас интересно посмотреть, куда же оно дошло тридцать лет спустя в этом своём продвижении на Восток. В России очень сильное концептуальное граффити, ну, и фильм «Войны стилей 2» — это тоже некий концептуальный продукт.

После того как зрители увидели и обсудили первый фильм Вели и Амоса, в «Центре городской культуры» начались съёмки сцены для второго.

Фото: Центр городской культуры

Зрелище это было поистине удивительное и необычное: десять девушек, сидя за столом с белоснежной скатертью, наблюдали, как Роман Мадер открывает стоящие перед ними бутылки пива, вставляет в них цветы, а затем ложится на этот стол, и всё это происходит под звуки песен, которые исполняли Вели и Амос, взобравшиеся на стремянки на фоне проекции неба на стене.

Фото: Центр городской культуры

Также в этом активно участвовал младенец Пётр, которого художники якобы нашли брошенного на вокзале в Санкт-Петербурге, назвали его в честь этого города, и, не став отдавать в полицию, взяли с собой в путешествие. Конечно, пермяки уже привыкли ко многому, и современным искусством здесь удивить трудно, но Вели и Амосу кажется это удалось.

Фото: Центр городской культуры
Фото: Центр городской культуры

Пока даже нельзя представить, как эта сцена будет вплетена в их фильм «Спасём китов во всём мире». Даже возникает вопрос, а причём тут вообще киты? Но художникам, как говорится, виднее. Они продолжают свой путь через Россию в Японию, превращая это путешествие в фильм, сценарий которого пишет сама жизнь. Отрадно, что Пермь заняла свои заслуженные несколько строк в этом крайне оригинальном тексте.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь