X

Новости

Вчера
2 дня назад
15 августа 2019
14 августа 2019
Фото: Диана Корсакова

«Убыточные, неманёвренные, неэстетичные». Власти Перми убирают троллейбусы из города — учёные и горожане против этого

В декабре 2018 года администрация Перми обнародовала новую транспортную модель города. В ней робко говорилось об отказе от троллейбусов. Через месяц мэрия заявила о закрытии троллейбусных маршрутов на время реконструкции Комсомольского проспекта. Затем чиновники презентовали и сам проект реконструкции Компроса. Вот тогда-то и прозвучало: троллейбусам в городе не быть. Пермяки написали петицию за сохранение этого вида транспорта. В сети начались бурные споры между сторонниками и противниками троллейбусов. Интернет-журнал «Звезда» изучил мнения за и против.

Почему надо избавляться от троллейбусов?

Движение троллейбусов в Перми было открыто в 1960 году. Первая линия проходила от Комсомольской площади до Сада Решетникова по улице Орджоникидзе и Комсомольскому проспекту. Затем появились и другие маршруты. Сегодня в Перми их шесть. Ежедневно на линию выходит 58 машин. На них работает 150-160 водителей. И ещё столько же кондукторов. Троллейбусное депо находится на улице Куйбышева, 115.

Последний раз администрация Перми приобретала троллейбусы в 2010-2011 годах. А средний возраст контактной сети составляет 39 лет.

В департаменте дорог и транспорта говорят о множестве недостатков троллейбусов. Самый главный из них — неэффективность:

«Если в шестидесятые годы, когда троллейбусы были запущены, в городе было значительно меньше автомобилей, и вопрос о маневренности и скорости движения троллейбусов не стоял, то сегодня наблюдается иное положение дел. Из малой маневренности вытекает следующее — от соседних с троллейбусом машин ещё больше выхлопных газов поступает в атмосферу».

Также отмечается, что у троллейбусных маршрутов самый низкий пассажиропоток — около 7 % от общего количества пассажиров. И это несмотря на то, что на электротранспорте (трамваи и троллейбусе) уже несколько лет действует возможность бесплатной пересадки.

По мнению чиновников, к недостаткам троллейбусов можно отнести низкую надежность из-за зависимости от контактной сети, высокие расходы на содержание и ремонт инфраструктуры.

«Средний возраст подвижного состава троллейбуса составляет 13 лет. При нормативном сроке использования 5-7 лет. Для сохранения инфраструктуры и сохранения приличного уровня обслуживания пассажиров необходимо ежегодное обновление не менее 10 троллейбусов. При этом стоимость одного троллейбуса на 5-7 млн руб. выше стоимости одного автобуса».

О недостатках троллейбусов говорит и градозащитник Денис Галицкий:

«Троллейбус — негибкий транспорт. Препятствия его останавливают, оперативно изменить маршрут нельзя. Он мало отличается от автобуса по своей способности перевозить пассажиров».

По его мнению, этот вид общественного транспорта не вносит никакого существенного вклада в улучшение экологической обстановки в Перми — их доля во всем городском общественном транспорте невелика (8,5 %).

Фото: Тимур Абасов

Денис Галицкий говорит, что троллейбусы исчезают везде во всем мире — как в развитых странах, так и в странах бывшего СССР, а их контактная сеть неэстетична.

Почему городу нужны троллейбусы?

Некоторые болезненно восприняли новости об отказе от этого вида транспорта. И приводили множество причин, почему их нужно сохранить. В петиции, которая появилась в сети, говорится о том, что это самый экологичный транспорт.

Фото: Тимур Абасов

Помимо этого приводились и менее очевидные доводы. Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев считает, что «автобусы ходят везде, а трамваи и троллейбусы — только в больших настоящих городах»:

«Автобусы осуществляют человекоперевозки, а троллейбусы и трамваи перевозят горожан. Трамваи и троллейбусы рождены городом, адекватны ему, они — один из стержней урбанистической цивилизации».

Что касается неэстетичности контактной сети, то доцент кафедры социально-экономической географии Пермского университета Сергей Меркушев считает, что «троллейбусные провода — это такая же аутентичность, как сам Комсомольский проспект»:

«Комсомольский проспект появился примерно тогда же, когда провода появились — это такое же городское достояние. До этого не было Компроса, проводов и троллейбуса. На его месте были грязь и лужи. Кому-то спать не дают эти провода — покупайте троллейбусы с динамической подзарядкой, пусть они Компрос спокойно без проводов проезжают».

Заведующий лабораторией экологии и охраны природы Пермского университета Дмитрий Андреев категорично против уничтожения троллейбусов, потому что «снижение разнообразия в любой системе — это путь к снижению устойчивости».

Он считает, что такие решения нужно принимать на основе полноценных научных исследований, расчетов и моделирования. А на их основе строить и развивать общественный транспорт. Интернет-журнал «Звезда» сделал запрос в мэрию Перми, в котором попросил рассказать, проводилось ли исследования, как скажется отмена троллейбусов на транспортной модели города и экологии. Однако ответы в редакцию на эти вопросы пока не поступили.

Фото: Тимур Абасов

Несмотря на утверждения о незначительном количестве троллейбусов, Андреев считает, что они оказывают меньшее воздействие (выбросы и шум) на окружающую среду:

«Только вот в Перми их решили заменить на дизельные автобусы. Мы в этом случае уникальны, в развитых странах, наоборот, заменяют на более „экологичные“ технологии, да и в российских городах тоже. В общем, два шага назад. Существующее техническое оснащение троллейбусов и контактной сети осталось на уровне прошлого века. Отсюда множество проблем — в том числе с маневренностью. Нужно не ликвидировать, а модернизировать», — уверен ученый.

С ним согласен и Сергей Меркушев:

«Кто доказал преимущества газового автобуса по сравнению с троллейбусом? Возьмите шумовое загрязнение. Сколько шума производит газовый автобус, сколько троллейбус? Современный троллейбус позванивает цепочкой, которая снимает статическое напряжение, и больше никакого шума».

Фото: Диана Корсакова

Чтобы сделать троллейбус более маневренным, Сергей Меркушев считает, что необходимо навести порядок в дорожном движении.

«Если „привязанный“ транспорт не эффективен, значит, в городе не работают выделенные полосы. У нас не решена проблема правых поворотов — все друг другу мешают. В столичных городах на выделенных полосах нет никаких стоянок, значит, их надо убирать», — считает эксперт.

Троллейбусы нерентабельны. Это так?

Один из доводов закрытия троллейбусного движения в Перми — нерентабельность этого вида транспорта. Об этом говорит как администрация, так и Денис Галицкий.

«Замена троллейбусного маршрута автобусным всегда приводит к экономии. „Горэлектротранс“ (ГЭТ) убыточен, а автобусные маршруты в основной части прибыльны — перевозчики платят городу (убыточны маршруты на окраинах, но там и троллейбусов нет). Конкурс среди автобусных перевозчиков на право следовать по бывшему троллейбусному маршруту должен принести городу доход, а не убыток, который генерировал ГЭТ», — уверен градозащитник.

Дмитрий Андреев говорит, что разговоры про рентабельность его особенно удивляют:

«В нормальных городах общественный транспорт не приносит прямой доход. Зато он может сделать жизнь в городе более комфортной и привлекательной. Если по такой логике идти, то ливневки тоже убыточны. Убрать! А какой доход приносит содержание аппарата гордумы из бюджета? Убрать. Мне очень нравится позиция городских властей — мы довели электротранспорт до такого состояния, что его проще закрыть. Спасибо за эффективные решения».

Сергей Меркушев видит в стремлении городских властей убрать троллейбусы «определенные интересы».

«Ни с того ни с сего город покупает крупную партию автобусов. Посмотрите, на какие маршруты их поставили. Автобус № 2 между Пермь-I и Пермь-II обслуживает ГЭТ. Сколько людей там ездит? То же самое с маршрутом № 34 „Новые Ляды — площадь Дружбы“. Бизнес не хочет идти на этот маршрут, он длинный. Чтобы его компенсировать, нужны большие субсидии. И какая экономика от этого? Зачем вы лезете в эти 85 % перевозок, которые обеспечивал автобусный бизнес? Сделайте так, чтобы у муниципального ГЭТ было не 15 %, а 30 % [пассажироперевозок]. Если у вас не ездит электротранспорт, то автобус у вас потеряет нишу еще быстрее», — возмущается эксперт.

Что будет вместо троллейбусов?

Проект новой транспортной модели Перми направлен на развитие автобусных маршрутов трамвайной сети. По мнению чиновников, трамваи станут опорным видом транспорта не только центральной части города, но и других районов. В ближайшие годы мэрия приобретет 30 новых современных низкопольных вагонов, оснащенных системами отопления, кондиционирования и видеонаблюдения.

Фото: Юрий Куроптев

Троллейбусы в городе заменят автобусами. Мэрия приобретёт 85 автобусов: 20 на газомоторном топливе, 65 дизельных с экологическим классом Евро-5, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах.

«За последние несколько лет показатели экологичности автобусов очень серьезно повысились. Если пять лет назад, проводя конкурсы на автобусные маршруты, Евро-3 считалось хорошим показателем, то теперь к перевозчикам предъявляются требования, чтобы экологический класс транспорта был Евро-5», — рассказали в департаменте дорог и транспорта.

Чиновники обещают переобучить водителей троллейбусов на водителей автобусов. Кондукторов, которые работали на этих маршрутах, пристроят на автобусные.

Что можно сделать, чтобы троллейбусы сохранили в городе?

Можно подписать петицию на сайте сайте Change.org.

«Год экологии закончился более года назад, а это значит, что можно забыть о поставленных планах и данных обещаниях. В то время, когда почти весь мир приходит к тому, что экологический транспорт необходимо развивать, в миллионом городе Перми власти без всякого обсуждения с общественностью решили отказаться от троллейбусной сети полностью. Не учитывается ни мнение жителей города, ни сотрудников троллейбусного депо», — пишут авторы петиции.

На момент публикации этой статьи петицию подписали 350 пермяков.

Сейчас чиновники обсуждают новую маршрутную сеть с жителями каждого района города. Проект уже был представлен в Дзержинском и Индустриальном районах. До конца февраля и в начале марта такие же встречи пройдут и других районах. Чиновники обещают, что после встречи с жителями специалисты её будут дорабатывать. Обращения и пожелания горожане могут направить в call-центр департамента дорог и транспорта по телефону 250-25-50 или на электронную почту.

***

Читайте также: интервью с доцентом ПГНИУ Сергеем Меркушевым об инициативах властей в области транспортной политики.

Что мы узнали из презентации новой транспортной модели Перми?

Ранее мы писали, что профессионалов разочаровало новое оформление пермских автобусов.

Колонка Павла Селукова про наземный транспорт Перми.

Журналист «Звезды» провёл эксперимент, чтобы проверить, насколько востребован новый маршрут № 2.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+