X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Владимир Соколов

Пельмени вместо ушей. Есть ли у Перми концепция празднования 300-летия города?

В Перми прошел Общественный совет по культуре, посвящённый подготовке к 300-летнему юбилею города. На нём историк Павел Корчагин представил идеологию юбилея. Он предлагает не ограничиваться празднованием в 2023 году одним днём и растянуть праздничные мероприятия на целый год. А для этого — присоединить историю и до возникновения города. Эксперты концепцию раскритиковали.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН Павел Корчагин выступил перед Общественным советом по культуре с концепцией празднования 300-летнего юбилея Перми. Сам автор предлагает относиться к ней, как к программе, которая нуждается в доработке.

Суть программы сводится к символическому присоединению к истории Перми «Доегошихинского периода». В частности, историк предлагает отмечать в 2023 году не только 300-летие Перми, но и 400-летие Пермского пельменя, 700-летие Перми Великой и даже 910-летие имени Перми. По его словам, впервые имя Пермь была упомянуто в «Повести временных лет» около 1113 года. «Таким образом, у нас есть возможность отметить не только день основания города, но и весь период существования названия Пермь», — сказал он.

Ключевые вопросы подготовки празднования — продлить праздник людям. Исходные предпосылки: подсоединить все предприятия и институции (у них свои даты — праздновать можно каждую неделю), богатство истории Перми и края, международный контекст празднования, возможность присоединить федеральный бюджет и сильную пермскую идентичность. По словам Корчагина, пермяки резко негативно относятся к навязыванию идеологии извне. В качестве примера он назвал оппозицию к «пермской культурной революции».

Основные вехи, которые прозвучали в докладе:

  • 1113 год — первое упоминание имени Перми
  • 1324 год — первое упоминание топонима «Пермь Великая»
  • 1624 год — изобретение пельменя
  • 4 мая (15 мая по новому стилю) 1723 года — начало строительства Егошихинского медеплавильного завода
  • Официальная дата основания Перми
  • 1780 год — учреждение губернского города Пермь

«Я бы не хотел, чтобы человек пришёл на праздник, а потом ушёл и у него в голове ничего не осталось. В каждом районе города должны остаться какие-то материальные объекты, которые бы цепляли его психику и память», — отметил Павел Корчагин.

В качестве примера он назвал 400-летие изобретения пельменя. По его словам, пельмень — это коми-пермяцкое изобретение. Свое название они получили потому, что имеют форму уха, в переводе с коми-пермяцкого «пэль» — это ухо, а «нянь» — хлеб. Но этот бренд используют все, кроме пермяков. Команда «Уральские пельмени» в Екатеринбурге, памятник пельменю в Ижевске. Историк предложил не делать в Перми новый памятник, а переделать существующий «Пермяк — солёные уши».

«Так всё очень просто! Я предложил скульптору Исмагилову прикрепить к скульптуре вместо солёных ушей два красивых сочных эмалированных пельменя! И он согласился! Всё! И историческое прошлое сохраняется, и появляется новая точка притяжения», — сказал Корчагин.

После презентации скульптор Рустам Исмагилов, автор памятника «Пермяк — солёные уши», рассказал интернет-журналу «Звезда», что Павел Корчагин не обсуждал с ним идею изменения памятника.

«Думаю, с его стороны это была остроумная шутка. Я к его предложению серьёзно относиться не могу. У памятника есть заказчик и концепция. Он уже стал брендом города, в интернете существуют тысячи фотографий. Я ничего переделывать не буду. Но можно сделать новый памятник пермскому пельменю», — сказал Рустам Исмагилов.

По мнению Павла Корчагина, концепция «300 — 910» легко воспринимается и читается. Её идеологическими доминантами историк назвал промышленность, историю и городскую мифологию. К ней легко можно подключить новые бренды: пельмени, городскую мифологию, пермский звериный стиль, пермскую деревянную скульптуру, пермский геологический период и «Пермь Великую».

Присутствовавшие на обсуждении раскритиковали концепцию 300-летнего юбилея Перми. Депутат Пермского городской думы Василий Кузнецов сказал, что разочарован услышанным:

«Василий Татищев основал на Урале несколько городов, но в чем идентичность Перми? Я этого в презентации не услышал. Пельмень не может быть нашей идентичностью, это распространенное блюдо».

Художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова» Сергей Райник напротив, сказал, что на него презентация произвела «благостное впечатление», но в то же время у него есть ощущение, что главное богатство Перми и края в ней не отражено — это природа.

Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян сказала, что цифры «300 — 910» — не главное:

«Важно знать, что нам не только 300 лет и 910 лет имени Перми, но что Пермь — это современный город, который идёт в будущее. И хотелось бы не просто перечень мероприятий в концепцию вместить, а видение города будущего, который движется от своей истории к настоящему и будущему».

Композитор Игорь Машуков сказал, что если город хочет, чтобы юбилей запомнился, то нужно сформулировать главную мысль, и эта мысль должна быть неожиданной, не безусловной, чтобы она цепляла, чтобы о ней горожанин думал. «А все эти бренды очевидны, мы все их знаем», — заключил он.

Депутат Пермской городской думы Надежда Агишева предложила изменить ракурс концепции празднования юбилея города с истории на методологию.

«Есть ощущение, что 300-летие — это перечень отдельных мероприятий, посвящённых отдельным датам и людям. Мне кажется, что нам нужно начинать проектировать совершенно с другой точки. Юбилей, как сказал Павел Анатольевич, может сформировать большой финансовый пул из городского, краевого и федеральных бюджетов. И я бы предложила начать проектировать с точки зрения того, какие эффекты мы ожидаем от этого мероприятия. Нам нужно думать о том, что останется в социальной сфере. Я имею в виду не только инфраструктуру и строительство зданий. А социальные изменения — улучшения качество жизни горожан через проекты, связанные с 300-летием».

По её словам, второй аспект, который можно было бы проектировать в рамках концепции, это создание новых рабочих мест, развитие творческих индустрий. А третий — это пространственное развитие и изменение среды:

«Если мы начнём строить концепцию не с мероприятий, а начнём думать с точки зрения эффектов, которые мы хотим достичь с помощью юбилея, нам будет проще выстроить модель. И любое решение, которые мы принимаем, мы станем сравнивать с точки зрения эффектов».

Директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева тоже считает, что проектирование юбилея начинается неправильно. По её словам, любое проектирование должно начинаться с анализа ситуации и анализа конкурентных кейсов в разрезе брендинга, концепции, инфраструктурных проектов, которые меняют качество жизни.

«Должна быть поставлена стратегическая цель. От нашего прошлого мы идём к проектированию будущего. По большому счёту, всё, что нужно обсуждать — нужно обсуждать будущее Перми. А мы ковыряемся в этих архаических историях. А они — всего лишь инструмент проектирования будущего».

Наиля Аллахвердиева считает, что юбилей — это мобилизационный ресурс для территории.

«И мне кажется, пока это не произошло, обсуждать концепцию неконструктивно — это просто бесполезная трата времени. Пока концепция — это набор цифр, а концепция должна звучать иначе. Конкурс концепций — это не конкурс нарративов, а стратегическая задача. „Пермь-300“ — это что? Если мы ответим на этот вопрос, все нарративы соберутся под эту концепцию. Каждый потраченный бюджетный рубль может быть инвестицией в город, а может быть просто спущенным на ветер.

Я призываю обратить внимание на предварительную стадию разработки концепции. Она не сделана! Нам нужно сначала обсудить миссию юбилея. Она должна быть сформулирована и выражена конкретным текстом, который понимает каждый горожанин. После этого нужно начинать фантазировать, в какую сторону мы идём, какие городские сообщества подключаем. А пока нет цели и ценностей юбилея — это просто закрытая история. Мы просто наберём пул мероприятий, после которых Пермь не приобретёт никакого развития».

***

Читайте также: Как и за сколько власти собираются благоустраивать город к 300-летию Перми

Видеопрогулка Ивана Козлова по Перми, которую усиленно готовят к 300-летнему юбилею

Прокуратура: у администрации нет системного подхода при подготовке празднования к 300-летию Перми

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь