X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: wikipedia

История пермских градоначальников: выбирать или не выбирать?

Судьба выборов мэра должна решиться на заседании Законодательного собрания Пермского края уже в октябре. «Звезда» проследила историю назначений и выборов глав города.

Город Пермь сыграл в истории государства значимую роль. Начиная с XVIII века, он был центром губернии, округа, района и края. Особую роль в его судьбе играли руководители.

С момента подписания 21 апреля 1785 года жалованных грамот Екатериной II, городской голова избирался городским собранием из числа почётных граждан города: дворян, купцов, именитых и почётных жителей города Перми. Городской голова, согласно первому Городовому положению 1785 года, избирался сроком на три года и возглавлял Общую городскую думу и её исполнительный орган — Шестигласную думу. Выборы происходили на собрании городских обывателей, которое созывалось раз в три года.

Несмотря на то что институты городского самоуправления в Перми были созданы самодержавной властью, а не возникли в результате общественной самоорганизации, по мнению многих историков, городская власть возникла в ответ на потребность городских сообществ, а центральная власть государства лишь использовала данную потребность.

В первое время городского самоуправления в Перми, так же, как и в большей части империи, органы городского самоуправления не играли большой роли и были крайне зависимы от губернатора и губернского правления: они не имели права самостоятельно распоряжаться городскими доходами и не обладали какой-либо реальной властью.

Но в результате реформ 1870-х годов система местного самоуправления Перми кардинально изменилась: теперь главным органом местного самоуправления был не глава города, а новый институт местного самоуправления — Городская дума. Гласные в думу избирались плательщиками налогов, владевшими недвижимостью, купеческими или промысловыми свидетельствами, а также ведомствами и учреждениями. Дума избирала председателя — городского голову, являющегося одновременно и председателем исполнительного органа местного самоуправления — городской управы.

Городовое положение 1870 года значительного повысило статус городской головы, наделив его довольно широкими полномочиями: теперь он не только являлся председателем думы и управы, но и созывал Городскую думу, определял повестку дня. Так, для того чтобы вынести любое предложение на общественный суд, гласный должен был известить городского голову и получить его одобрение.

Предоставляя широкие властные полномочия городским главам, правительство придавало огромное значение подбору кандидатур на данный пост, так, на пост городского руководителя не могли быть избраны лица духовного звания, представители судебного ведомства, чиновники казначейства, лица иудейского вероисповедания. После того как дума избирала кандидатов на пост Городской думы, городская управа подавала губернатору рапорт о результатах выборов. Затем губернатор обращался в Министерство внутренних дел с официальным запросом. В данном запросе указывались фамилии всех баллотировавшихся кандидатов, и сообщалось о результатах голосования.

После революции в октябре 1917 года утвердилась идеология классового этатизма или главенствующей роли государства во всех сферах жизнедеятельности человека. По Конституции СССР, местные Советы решали «все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета...» (ст. 45 Конституции СССР 1977 г.). На первое место выходят интересы государства, которые проводились через политику КПСС. Фактически центральную политику органов местного самоуправления определяли органы государственной власти, не случайно в официальных биографиях городских управляющих советского периода присутствуют слова: «направлен», «рекомендован», «назначен» и т. п.

И только уже в постсоветское время руководители города признали приоритет интересов населения на местном уровне. За прошедшее время значительно расширился и круг обязанностей городской главы. При Екатерине II для городского главы определялось восемь приоритетных направлений:

  1. Доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию.
  2. Сохранять город от ссор и тяжеб с окрестными городами или селениями.
  3. Сохранять между жителями города мир, тишину и доброе согласие.
  4. Возбранять всё, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя, однако ж, относящееся к части полицейской исполнять местам и людям, для того установленным.
  5. Посредством наблюдения доброй веры и всяким позволенными способами поощрять привоз в город и продажу всего, что ко благу и выгодам жителей служить может.
  6. Наблюдать за прочностью публичных городских зданий, стараться о построении всего потребного, о заведении площадей, для стечения народа по торгу, пристаней, амбаров, магазинов и тому подобного, что может быть для города потребно, выгодно и полезно.
  7. Стараться о приращении городских доходов на пользу города и для распространения заведений по приказу общественного призрения.
  8. Разрешать сомнения и недоумения по ремеслам и гильдиям в силу сделанных о том положений.

С тех пор в круг приоритетных направлений городских властей добавились десятки новых позиций.

В Законе РСФСР «О городском, районном в городе Совете народных депутатов» от 29 июля 1971 г. (в ред. от 3 августа 1979 г.) в разделе, посвященному правам и обязанностям городских Советов, указывалось почти на 130 обязательных позиций, по которым организовывалась деятельность Советов, и за них, почти за каждый, отвечал председатель горисполкома.

В настоящее время по Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся 27 основных направлений деятельности, в их перечне — традиционные для российских городов направления: бюджет города, планы его развития, дороги, здравоохранение, торговля, благоустройство, образование и многое другое, что постоянно является предметом заботы городских глав.

Последним председателем Пермского горисполкома был В. Е. Филь. В апреле 1990 года он был избран председателем исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов, а в январе 1992 года Указом Президента России назначен главой администрации города.

А уже в декабре 1996 года в Перми прошли первые всенародные выборы главы администрации города. По результатам голосования главой города стал Юрий Трутнев. Затем в декабре 2000 победу на общегородских выборах одержал Аркадий Каменев, в 2006 — Игорь Шубин.

В 2011 г. после прихода к власти нового губернатора Виктор Басаргин заявил о необходимости их возвращения. В 2012 г. этот процесс возглавил действующий мэр Игорь Сапко, он сформировал рабочую группу по изменению городского устава.

На сегодняшний день в администрации губернатора Пермского края Виктора Басаргина приняли решение о сохранении действующей модели управления города Перми, когда мэра из своего числа выбирают депутаты горсовета, а сити-менеджера определяет специальная комиссия. Как сообщил «Ъ-Прикамье» источник в краевой администрации, оставить действующую модель властям настойчиво рекомендовали из федерального центра, «чтобы не плодить Ройзманов».

Новая волна борьбы за возвращение народных выборов мэра в Перми возникла в связи с недавними выборами сити-менеджера, которым в итоге стал Дмитрий Самойлов. В Законодательное собрание Пермского края Алексеем Луканиным, Алексем Бурнашовым и Ильей Шулькиным были внесены сразу три законопроекта, направленных на возвращение прямых выборов. Кроме того, фракция КПРФ так же подготовила свой вариант. На рассмотрение депутатами ЗС в октябре будет вынесен ещё один — подготовленный советом глав муниципалитетов Пермского края. Этот законопроект, по сути, замораживает ситуацию с выборами на сегодняшней стадии. Для того, чтобы какой-то из этих документов был утверждён, необходимо набрать 31 голос.

Впрочем, источник «Ъ-Прикамье» в Законодательном собрании считает, что внесённый главами муниципалитетов документ готовился в администрации губернатора. Источник сообщил: «Документ будет готовиться в недрах исполнительной власти. Проект должен быть обсужден как с депутатами, так и с органами местного самоуправления. Осталось всего пять с половиной месяцев (на момент публикации в „Ъ-Прикамье“ —прим. ред.), поэтому губернатор отметил, что этот вопрос даже важнее, чем подготовка бюджета». Напомним, власти по закону должны до 27 ноября определиться, в какую сторону пойдёт муниципальная реформа и решить, как будут формироваться исполнительные органы на местах.

Стоит также отметить, что уже несколько лет группа пермских общественников борется за проведение в городе прямых выборов мэра. В июне 2014 года их заявку на проведение народного референдума «Согласны ли вы с тем, что глава города Перми должен избираться на муниципальных выборах?» предварительно одобрили в Городской избирательной комиссии.

Рекомендуем почитать

Битва мнений. Надо ли участвовать в конкурсе на пост мэра Перми, если результат уже известен?

Интригующая предрешённость. Если победитель известен, то надо ли участвовать в конкурсе на должность мэра Перми, и чем может помочь опыт Екатеринбурга

Полина Путякова

Подкаст текстом. Сердечные люди: что мы знаем про сторонников Владимира Путина?

Всеволод Бедерсон

Новое на сайте

Пермяков приглашают понаблюдать за птицами вместе с учёными-орнитологами

Стелла Феоктистова

Двоих пермяков оштрафовали на 130 тысяч рублей за экстремистское граффити на заборе

Максим Артамонов

Коронавирусный дайджест. За сутки в Пермском крае от коронавируса скончалось 7 человек

Так что со стадионом «Молот»? Вместе с экспертами разбираем пять вариантов развития событий

Полина Путякова
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+