X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: permkrai.ru

В Перми утвердили логотип 300-летнего юбилея. Он ассоциируется с ZOO и похож на то, что уже было в Новокузнецке

На днях общественности представили логотип 300-летнего юбилея Перми. Профессионалы говорят, что он не оригинален, а горожане иронизируют, что в нём читается слово «ZOOпарк» — самый известный пермский долгострой. Разобрались, что не так с логотипом и почему он не несёт в себе никаких смыслов.

Власти озадачились создать логотип к 300-летию Перми в июне 2021 года. «Визуализация образа „Пермь-300“ — важная задача в подготовке к юбилею. Этот образ должен быть понятным и близким пермякам, хорошо воспринимаемым», — сказал на совещании директор проектного офиса краевого правительства по празднованию 300-летия города Перми Антон Клепиков.

На сайте «Управляем вместе» был объявлен конкурс на лучшую идею логотипа «Пермь-300». Координатором был назначен Гавриил Гордеев (в прошлом участник пермской сборной команды КВН и резидент Comedy Club). На конкурс поступило 60 работ и словесных описаний возможных символов, которые могут стать основной будущего графического решения. К разработке логотипа 300-летия Гордеев хотел привлечь искусственный интеллект: «Нейросеть изучит все предложения для логотипов и на их основе создаст свою версию, которая затем будет использована как основа для дальнейшей работы».

На днях Гавр Гордеев представил оргкомитету выбранный логотип. По его словам, все идеи, присланные на конкурс, были «подробно проанализированы, и из них выделены несколько концепций — направлений для дальнейшей работы». Решение о выборе логотипа выбирал экспертный совет. В нём 26 экспертов, но нет ни одного дизайнера.

Выбранная концепция называется «контейнер». Она представляет собой число 300, в первой цифре можно угадать перевернутую букву «П». Под числом надпись: «Триста лет Перми». Контуры логотипа можно заполнить фотографиями и символами Перми.

«Концепция символизирует портал — через логотип мы смотрим на город: события прошлого, эмоции жителей в настоящем, проекты будущего. В центре такой концепции стоит начертание цифр. В поиске правильной формы было проанализировано более сотни шрифтов и начертаний „300“. В варианте, на котором мы остановились, каждая сфера — прошлое, настоящее и будущее — равновелика. Но настоящее и будущее стоят на одном уровне, призывая быть в настоящем и устремлённо развивать будущее, а прошлое занимает позицию ниже и становится основой для цифры „3“. Таким образом, тройку образует сфера и острые очертания буквы „П“, которые отсылают к логотипу Перми, разработанному в 2009 году. Главный цвет — красный, цвет герба. Цвет силы, энергии, праздника», — сказал Гордеев.

Представленный логотип профессионален, но не оригинален, считает директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева. Она обращает внимание, что подобная идея «контейнера» уже была реализована в Новокузнецке в 2018. «Как говорится, спасибо, что не фиолетовый медведь в колесе времени, но всё же можно было позволить себе какую-то уникальную концепцию», — рассуждает она, добавляя, что интеграция в лого красной буквы «П», которую в годы пермской культурной революции разработал Артемий Лебедев, — это хорошая идея.

Фото: nk400.tilda.ws

Подход к разработке логотипа Перми поверхностный, считает соучредитель дизайн-студии «Кама» Никита Семёнов. Он вспоминает, что первый конкурс на разработку дизайн-проекта фирменного стиля празднования 300-летия города стартовал ещё в январе. «Для участия в нём нужно было прислать только портфолио и коммерческое предложение. Правда, тогда никто не понимал, что нужно, поэтому и технического задания не было. Как будут выбирать, тоже никто не знал», — говорит он.

По его словам, нескольких победителей выбрали через несколько месяцев. Им предложили разработать идеи за несколько дней и выложить их на выбор общественности. Дизайнерам не предложили гарантий, договоров и предоплаты. Поэтому профессионалы от участия в нём отказались.

Новый конкурс был объявлен в июне для всех желающих, в нём тоже не было технического задания.

«Из интервью Гавра мы узнали, что „концептуальная часть разработки логотипа заключается в том, чтобы на основе всего, что прислали жители города, сделать единый фирменный стиль“, а „экспертному совету нужно просто объединить самые удачные идеи в одну“. Смотрите, как удобно получается. Это же люди присылали свои идеи. Не важно, какие образы были за цифрой 300, как они выглядели и какой смысл несли. На лицо очередная игра в демократию в версии Гавра. Мы спросили ваше мнение, вам теперь не может это не нравиться. Думаю, чиновники прыгали от радости от такой подачи», — говорит он.

Никита Семёнов убеждён, что в предложенном логотипе «нет абсолютно никакого смысла и стратегии, как и во всём, что связано с юбилеем Перми».

«Декларируется, что три круга в логотипе — это прошлое, настоящее и будущее города. Смысл и значение этой концепции равны нулю. Может быть в этом был бы смысл, если бы мы хотели отказаться от прошлого или будущего и один круг был бы каким-то не таким. Но в нашем случае это настолько универсальное описание, что подойдёт ко всему. Это плохо, потому что непонятно, зачем вообще всё это нужно и что будет потом. Зачем нужен логотип, зачем нужно тратить кучу денег именно на юбилей, а что будет на следующий день после того, как праздник закончится?» — вопрошает он.

Он считает, что при таком логотипе у города «нет чёткого понимания того, что было в прошлом, чем Пермь является сегодня и какие цели все мы ставим на будущее»:

«Юбилей это отличный повод для того, чтобы разобраться во всём и составить стратегию, но ничего этого нет. Есть бюджет, который нужно освоить. Есть уставшие чиновники, которые уже задолбались от того, что нужен какой-то логотип, а он никак не появляется. И вот он появился, он не отвратителен и к нему не подкопаться формально. Поэтому Гавр молодец и заслуживает медаль! Сейчас этот логотип будет везде, смыслы допридумывают, но уже для галочки. Он не ужасен, но ощущение пустоты меня не покинет».

Не всем пермякам нравится предложенный логотип. Политолог Виталий Ковин считает, что первая ассоциация с логотипом — это английское zoo, которое означает «зоопарк»:

«В нашей пермской истории нет более негативно-нарицательного слова. Достаточно вспомнить всю эту тягомотину с его переездом и строительством. Зная это, неужели нельзя было предложить логотип, который бы максимально отстраивался от этой ассоциации? Теперь любой фейл с 300-летием будет восприниматься как продолжение нашего пермского ЗООпарка».

Дизайнер Level Design Communications Георгий Коняев выразил своё отношение к логотипу в одной картинке, которую опубликовал у себя в «Фейсбуке», иронично написав: «У нас тут айдентика подъехала к 300-летию. Рабочий вариант, говорят. Много чего можно сделать на его основе».

Фото: facebook.com/george.konyaev

Как бы то ни было, оргкомитет концепцию логотипа принял. В формулировке говорится, что он «позволяет в равной степени говорить об истории и будущем, культуре и спорте, архитектуре и выдающихся людях, о ярких событиях и проектах по развитию города». На основе его будет разработан брендбук, который ляжет в основу сувенирной продукции. Её создадут в начале следующего года.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь