X

Новости

Вчера
2 дня назад
19 октября 2019
18 октября 2019
17 октября 2019
1статья

Мы собираем живые свидетельства эпохи, сохранённые в личных и семейных дневниках, письмах, почтовых открытках, фотографиях, аудио- и видеозаписях, мемуарах. Чтобы сохранять и исследовать народную память, расширять круг исторических источников для научных исследований, просвещать, оказывать информационно-методическую помощь учителям истории, расширять собственные краеведческие знания.

«Гуманист, педагог, истинный патриот своей Родины, Урала и родной Перми» Михаил Дмитриевский

В конце сентября в Пермском авиационном техникуме им. А. Д. Швецова отмечали 140-летний юбилей Алексеевского реального училища — учебного заведения, которое до революции находилось в том же здании, на Луначарского, 24. На стыке XIX и XX веков это училище возглавлял Михаил Михайлович Дмитриевский. Он пробыл на посту директора училища двадцать пять лет (с 1882 по 1907 гг.) и вошёл в историю Перми и всего Урала благодаря своему огромному вкладу в систему инженерного образования. В рамках проекта «Голоса прошлого» мы расскажем вам о сохранившемся в архиве Пермского краеведческого музея дневнике семьи Дмитриевских, в котором описана жизнь Михаила Михайловича.

«...Когда-нибудь иль сын, иль внук трудолюбивый Прочтёт сей труд усердный, безымянный, и, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья... допишет!!!..»

Эти слегка изменённые слова монаха-летописца из поэмы Пушкина «Борис Годунов» использованы как эпиграф на первых страницах дневника Дмитриевских. Впрочем, перед нами и не совсем дневник. На первой странице этот документ назван «семейной хроникой». И, судя по сему, вести эту хронику начали явно уже не при жизни Михаила Михайловича Дмитриевского, но именно его биография выбрана в качестве отправной точки.

Михаил Михайлович Дмитриевский — директор Пермского реального училища. 1884 год

«Москва, 1970 г.», — гласит дата внизу машинописного листа. Эта своеобразная летопись состоит из двух десятков таких листов в отдельной папке, с оформленной вручную обложкой и бережно вклеенными фотографами иллюстрациями. У хроники есть даже оглавление. Первая глава, естественно, об основателе семьи — Михаиле Михайловиче Дмитриевском, вторая о его супруге — Марии Ивановне (дочери директора Пермской мужской гимназии, известного просветителя Ивана Фроловича Грацинского). Далее идёт несколько других глав: «Дети, внуки и правнуки Марии Ивановны и Михаила Михайловича», «Двадцать зим в Москве, десять лет в Нижних Курьях», и так далее вплоть до шестого пункта — «1970». Завершается этот указатель главой, в которой должны быть указаны праправнуки Марии Ивановны и Михаила Михайловича, и указанием о том, что все последующие потомки должны быть включены в хронику «дополнительно и своевременно».

Но каково содержание последующих глав и удавалось ли их дополнить — неизвестно. В архиве Пермского краеведческого музея сохранилась лишь первая часть этой семейной хроники, с которой мы можем ознакомиться. В ней неизвестный автор описывает жизнь и биографию самого Михаила Михайловича. Судя по обилию в этом рассказе подробно описанных мелочей и историй из жизни, можно предположить, что автор семейного дневника был их очевидцем, и вполне вероятно, что это один из пяти детей Михаила Михайловича и Марии Ивановны.

Начинается хроника с краткой биографии Дмитриевского: родился 1 сентября 1845 года в Астрахани. С отличием окончил гимназию в Самаре (как написано в дневнике — «теперь город Куйбышев») и был принят на физико-математический факультет Казанского университета. После окончания курса в 1867 году он до 1875 года работал учителем в Казанском земледельческом училище. Поначалу кажется, что это вполне обычная для тех лет биография преподавателя.

Но далее указано, что путь Михаила Михайловича в Пермь пролегал через Германию. Он был направлен туда в 1875 году в составе делегации из 20 преподавателей, посланных в Западную Европу с целью перенять опыт тамошней системы образования, обеспечивавшей кадрами промышленность. Дмитриевский прожил два года в городе Аахене, после чего вернулся в Казань и через пять лет возглавил Алексеевское реальное училище в Перми.

Далее в дневнике кратко описывается роль, которую в системе образования выполняло Алексеевское училище, и как в нём был поставлен учебный процесс. Поэтому нам стоит немного отвлечься от семейной хроники и обратиться к истории Алексеевского реального училища, иначе будет трудно оценить вклад Михаила Михайловича Дмитриевского в развитие как училища, так и нашего города...

До 1917 года в Перми на той территории, где сейчас пересекаются улицы Луначарского и 25 Октября (тогда ул. Вознесенская и Обвинская) располагалась Вознесенская площадь. На карте Перми 1808 года она обозначена как Сенной рынок. Здесь торговали дровами, сеном, деревянной посудой и прочим. После постройки в центре площади храма Воскресения Христа Спасителя (1863 — 1869), Сенной рынок был перенесён туда, где сейчас располагается Октябрьская площадь. Площадь с новым храмом получила название Вознесенской, а новую церковь в народе называли Воскресенской.

г. Пермь. Реальное училище. Церковь Воскресения. 1913 г. Антикварная открытка из коллекции А. Маткина

Алексеевское реальное училище было открыто в 1876 году, в северной части площади (квартал № 119). Городской голова, предприниматель И. И. Любимов, выступил с идеей открытия училища в 1873 году. Назвать его предлагалось в честь пребывания в том году в Перми великого князя Алексея Александровича, сына императора Александра II. Для открытия училища Любимов предложил использовать свой каменный двухэтажный дом на Вознесенской площади и обязался вносить в течение 5 лет по 2 тысячи рублей. Пермская городская дума, Марьинский банк и уездные земства согласились вносить в фонд училища по 13500 рублей ежегодно. Дом, принадлежавший И. И. Любимову, прошёл капитальный ремонт с внутренней перепланировкой, и в сентябре 1876 года состоялось открытие Алексеевского реального училища. На торжественной церемонии присутствовал министр просвещения Д. А. Толстой.

Это учебное заведение и возглавил Михаил Михайлович Дмитриевский в 1882 году. Создание и становление училища было тесно связано с развитием в Пермской губернии горной и химической промышленности и машиностроения. Эти отрасли испытывали острую нужду в квалифицированных технических кадрах. Чтобы удовлетворить её, Михаил Михайлович открыл при училище Горнозаводское отделение, в котором выпускники училища могли продолжать своё техническое образование.

Училище имело хорошо оборудованные мастерские, в которых проводились практические занятия по физическим и химическим предметам, металло- и деревообработке. Учащиеся проходили практику на заводах и шахтах. По окончании училища они получали квалификацию горного техника и работу на предприятиях Урала.

Пермское реальное училище. 1907 год

Летом 1899 года в Пермь прибыл известный учёный, химик Дмитрий Иванович Менделеев. Он возглавлял комиссию по обследованию горнозаводской промышленности Урала.

Разумеется, такое важное событие, как визит Менделеева в Пермь, его знакомство и общение с Михаилом Михайловичем Дмитриевским описано в семейной хронике Дмитриевских, правда, для этого использованы в основном выдержки из отчёта самого Менделеева о поездке на Урал. Судя по ним, общение выдающегося учёного и директора Пермского реального училища было очень тёплым и плодотворным.

Вполне естественно, что в этой хронике описываются заслуги и достижения Михаила Михайловича на посту директора училища. Например, то, что в начале 1900-х гг. Дмитриевский был сначала Председателем педагогического совета Пермской прогимназии, а затем и частной женской гимназии, а при его деятельном участии было организовано Уральское общество любителей естествознания.

Также автор хроники пишет, что за 25 лет на посту директора Михаилу Михайловичу удалось создать из высококвалифицированных учителей сплочённый преподавательский коллектив, замены в котором были редкостью. О постановке учебного процесса в Алексеевском реальном училище знали далеко за пределами Урала.

Многие выпускники реального училища стали видными учёными, военными, руководителями промышленности. Наиболее известные из них: учёный, металловед С. П. Вологдин (выпуск 1892 г.); академик, основоположник промышленного применения токов высокой частоты В. П. Вологдин (1900); Маршал Советского Союза Б. М. Шапошников (1900); генеральный конструктор авиадвигателей, лауреат Государственных премий СССР, Герой Социалистического Труда А. Д. Швецов (1909); генерал-майор, Герой Советского Союза Н. В. Крисанов (1910); учёный С. В. Варгин (1914).

Перечислив заслуги и достижения Михаила Михайловича, автор хроники переходит к характеристике личности нашего героя и чертам его характера. Здесь начинается более литературный и душевный рассказ о Дмитриевском как о добром, отзывчивом и разностороннем человеке.

Р. Кама. Пароход Дядя братьев Каменских. Кон. XIX в. Фото из частной коллекции.

Сначала автор уделяет внимание страсти Михаила Михайловича к путешествиям. Дмитриевский много раз объездил Урал, а летние путешествия по Волге и Каме на пароходах были для него и всей семьи обычным делом. Словно в доказательство этому, приводится краткое описание путешествия к истокам Камы, совершённого в 1880-е годы Михаилом Михайловичем, его супругой Марией Ивановной и несколькими преподавателями реального училища. В этой компании был учитель рисования, художник, Трофим Флорентьевич Меркурьев, который после того путешествия написал картину «Исток реки Камы, село Кулиги, Глазовского уезда», на которой, по всей видимости, изображены путешественники и сам Михаил Михайлович. Похоже, что автор дневника пытался найти эту картину, но выяснить, где она находится, ему не удалось. Впрочем, он нашёл ее фотокопию, размещённую в «Иллюстрированном путеводителе по реке Каме и по реке Вишере с Колвой», изданном в Перми в 1911 году. Эта репродукция и прикреплена на отдельной странице семейной хроники.

В 1885 году Михаил Михайлович вместе супругой совершил поездку по Европе — они побывали в Германии, Франции и Швейцарии. Но путешествие закончилось не очень благополучно: на обратном пути Михаил Михайлович серьёзно заболел, поэтому не смог вернуться в Пермь до закрытия навигации, а поскольку, как пишет автор, железнодорожного сообщения между Москвой и Пермью ещё не было, возвращаться пришлось по старинке — в кибитке по заснеженному Владимирскому тракту.

Очень большое место в хронике занимает описание того, как сильно Михаил Михайлович Дмитриевский любил музыку. Это эмоциональный и красочный рассказ на пару страниц о том, как он сам играл на рояле или слушал оперу в театре, куда было принято ходить всей многочисленной семьёй. Всё это описано в таких подробностях и ярких красках, что не остаётся никаких сомнений в том, что автор хроники сам был свидетелем того, как Михаил Михайлович по вечерам играл у себя дома на инструменте немецкой фабрики Рённа, как он садился за инструмент в музыкальном салоне на палубе парохода или как реагировал на фальшивые ноты.

Г. Пермь. Городской театр. 1903 г. Антикварная открытка из коллекции А. Маткина

В хронике совсем немного рассказывается о родителях Михаила Михайловича — из семи детей он был старшим и помогал матери в воспитании остальных братьев и сестёр. Автор описывает подарок, который в 1868 году сделал Михаилу Михайловичу его отец, — свою фотографию с памятной надписью «Люби, больше всего, правду». Эти слова были той путеводной звездой жизненного пути, которая ярко горела до конца его жизни.

Видимо, этот завет отца отразился и на тех качествах, которые сам Михаил Михайлович старался прививать своим детям и ученикам. Среди них в хронике названы: правда, патриотизм, принципиальность, честность, порядочность, самокритичность, трудолюбие, инициатива, активность.

Ученики реального училища, в свою очередь, любили своего директора. Доказательство этому: описанный в дневнике милый обычай учеников — ежегодно приветствовать директора в дни его личных праздников. В полдень, во время «большой перемены», на квартиру Михаила Михайловича (она располагалась при училище) приходила делегация от преподавателей и учеников (небольшая такая группа — человек 30-40), и некоторые ученики передавали директору свои работы — репродукции картин известных художников.

Ученики Алексеевского реального училища. Историческая фотография из коллекции М. Кориненко.

Понять, почему Михаила Михайловича Дмитриевского так любили окружающие, позволяет следующий большой фрагмент хроники. Михаил Михайлович был очень отзывчивым, чутким и внимательным человеком, который помогал разным, порой даже малознакомым людям, причём не только советом, но и делом. В дневнике приводится яркий пример его доброты — история о том, как Михаил Михайлович, уже проживая в Москве, помог дочери своего коллеги по Алексеевскому реальному училищу, Фаине Андреевне, поступить в Московскую консерваторию и тем самым начать успешную карьеру певицы.

К портрету Михаила Михайловича под конец этой части семенной хроники автор придаёт ещё пару штрихов, указывая на его трудолюбие и тягу к строительству. Михаил Михайлович каждое лето лично руководил значительными по объёму строительными работами, которые велись на усадьбе Алексеевского реального училища. Кроме того, он был частым гостем на стройке железнодорожного моста через Каму и даже спускался под воду в один из кессонов при возведении опоры моста.

С этой страстью к строительству автор связывает и то, что трое сыновей Дмитриевского выбрали именно эту сферу в качестве своей специальности — они получили высшие образование как инженеры путей сообщения. Всего у Михаила Михайловича и его супруги Марии Ивановны было пятеро детей. Две дочери тоже получили высшее образование: одна стала агрономом, а другая педагогом.

Эти подробности о семье написаны уже в последнем, специально выделенном в некий эпилог параграфе хроники. Здесь описано, как в 1907 году Михаил Михайлович по собственному желанию был освобождён от должности директора Алексеевского реально училища и вместе с семьёй, по предложению Александра Александровича Пушкина (сына великого поэта), переехал в Москву. Хотя связей с Пермью Дмитриевские не разорвали и каждое лето отдыхали на даче в Верхних Курьях (так пишет это название автор).

Пермь, улица Екатерининская. 1903 год

В Пермь они вернулись только в 1919 году, после освобождения города от колчаковцев. В одно предложение автор умещает рассказ о двух страшных потерях, которые понёс Михаил Михайлович: в 1920 году от сыпного тифа умирает сначала его жена — Мария Ивановна, а затем и младшая дочь — Татьяна Михайловна.

Описание последних дней самого Михаила Михайловича также есть в дневнике. Он скончался 29 марта 1932 года, в возрасте 87 лет. Как пишет автор хроники, его последние слова были такими: «...Но ведь Перми надо отдать предпочтение — ведь здесь же Кама!».

«Так закончился жизненный путь Михаила Михайловича Дмитриевского, замечательного человека, гуманиста, прекрасного педагога, истинного патриота своей Родины, Урала и родной Перми, процветанию которых он отдал всю свою жизнь».

Этими строками заканчивается семейная хроника, посвящённая Михаилу Михайловичу. Но не заканчивается история Алексеевского реального училища и самой семьи Дмитриевских.

В 1919 году реальное училище было закрыто. Затем в его здании располагались различные учебные заведения: Пермский Политехникум, Пермский Практический институт, Пермский индустриальный техникум. В 1934 году здание училища было надстроено третьим этажом. Сейчас в нём располагается Пермский авиационный техникум им. А. Д. Швецова, коллектив которого и отметил в сентябре 140-летний юбилей своего учебного заведения.

Что было дальше с семьёй Дмитриевских, с детьми Михаила Михайловича и Марии Ивановны? Это нам точно не известно. Ясно лишь, что приведённый здесь фрагмент — это только первая и малая часть общей семенной хроники. Исходя из оглавления, можно предположить, что она велась и дальше и должна описывать жизнь членов этой семьи как минимум вплоть до 1970 года, которым датированы эти записи. Надеемся, что судьба семьи Дмитриевских сложилась благополучно. Косвенно об этом говорит сам факт существования семейной летописи. И, как знать, может быть, потомки Михаила Михайловича, следуя указаниям первого автора хроники, продолжают её вести и по сей день...

Прочитать дневник полностью вы можете по этой ссылке.

***

  • Выражаем благодарность: Михаилу Кориненко за предоставление исторических фотографий и информации о дневнике семьи Дмитриевского; архиву Пермского краеведческого музея за предоставленные материалы.
  • Вы тоже можете присоединиться к проекту «Голоса прошлого». Для этого нужно только изучить содержание ваших семейных архивов, поискать в них личные документы (дневники, письма, открытки, записки), в которых отражено прошлое России и региона в ХХ веке. Затем эти документы можно передать организаторам проекта. Вы можете предоставить как оригиналы, так и копии (но при этом вполне возможно, что организаторы запросят оригиналы).

Передать материалы для проекта «Голоса прошлого» можно следующим образом:

  1. Принести документы в редакцию интернет-журнала «Звезда» (ул. Петропавловская, д. 53).
  2. Прислать цифровые копии документов по электронной почте golosa@zvzda.ru.

Страницы проекта в социальных сетях: «Фейсбук», «ВКонтакте».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь