X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Иван Козлов

«Для ума, сердца и души»: как создать культурный центр на базе пиломатериалов

Когда мы слышим словосочетание «социально ответственный бизнес», многие из нас, должно быть, представляют себе крупные компании, которые направляют часть бюджета на образование, благотворительность и что-нибудь не менее достойное. Или прогрессивные стартапы с детально проработанной идеологией. Но на самом деле он может жить и развиваться на самом малом и глубинном уровне — хоть бы даже в соседнем гараже или на окраинной базе пиломатериалов. Иван Козлов познакомился с пермским предпринимателем, который соединил в своей деятельности всё, что мы так любим: необычные инициативы, заботу о родном микрорайоне, деревянную скульптуру и нестандартную архитектуру. И без художников-самоучек, конечно, тоже не обошлось.

Если вам случалось (а вам наверняка случалось) проезжать по улице Соликамской в сторону КамГЭС, вы, вероятно, обращали внимание на отворот в сторону Вышки II. Там, на перекрёстке Соликамской и Гашкова, практически за остановкой Балмошная, расположена промышленная база. Но необычная: она заставлена деревянными скульптурами (среди которых есть и совсем экзотические, вроде резного космонавта) и увешана рекламными баннерами, из которых следует, что за забором базы расположено, кажется, всё на свете: от лесопилки до картинной галереи. А если приглядеться, в кронах деревьев на пригорке можно различить странное здание, напоминающее не то дозорную башню, не то маяк.

Короче говоря, эта странная территория нас довольно давно интриговала, но как-то не складывалось разузнать на её счёт: то ворота базы были закрыты в урочное время, то молчал телефон, указанный на баннерах. Да и в принципе путь до улицы Гашкова из центра города не сказать чтобы очень близкий. Но вот наконец-то звёзды сошлись как надо, мы обнаружили базу открытой и даже застали там хозяина.

Фото: Иван Козлов

Он сидел в конторском помещении и собирал огромный паззл, а за его спиной громоздились многочисленные рамы из багета. Багетная мастерская упоминалась на баннерах среди прочих сфер деятельности этой базы: наряду с продажей пиломатериалов, продуктовым магазином, магазином «Букинист», уже упомянутой картинной галереей и даже шахматным клубом.

Фото: Иван Козлов

Как выяснилось, хозяина базы зовут Владимир Анатольевич Соколов, и это место он обустраивает уже без малого двадцать пять лет. Началось всё с того, что ещё в перестройку он купил дом на углу Гашкова и Соликамской и усовершенствовал его по индивидуальному проекту. Не собственноручно, конечно, — по образованию он юрист — просто обрисовывал строителям свои довольно фантастичные планы. В результате дом прирос квадратной красной башенкой и «маяком».

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Вскоре на семейном совете решилось, что этот дом стоит использовать не только для отдыха, садоводства и огородничества, но и для каких-нибудь бизнес-проектов, тем более что начинались девяностые и нужно было придумывать что-то, что позволило бы семье Владимира Анатольевича нормально существовать. Начал он с продажи муки и круп, потом перешёл на пиломатериалы. С тех времён на воротах ангара сохранилось два сделанных им рисунка — мешки с мукой и Ленин с бревном. Ленина он, правда, впоследствии завесил баннером: по прошествии времени ему стало казаться, что довольно трогательный, выполненный в наивном стиле Ильич выглядит слишком «пародийно». Фотографии в нашем архиве, впрочем, остались:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ещё через несколько лет, как только позволили финансы (их основной источник — по-прежнему пиломатериалы и стройматериалы), на территории базы появилась багетная мастерская, а затем картинная галерея и магазин «Букинист». Владимир Анатольевич довольно быстро понял, что заниматься бизнесом просто ради дохода ему скучно, поэтому постепенно проект и превратился в нечто такое, что сегодня без всякой натяжки можно было бы назвать «культурным кластером». Тем более, что аналогов ему в Мотовилихинском районе пожалуй что и нет.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Нужно ведь не только пить и есть, — говорит он, — нужно что-то для ума, сердца и души. И «Букинист» у меня тут существует, чтобы человек мог купить книгу, которая стоит в четыре раза меньше, чем в любом магазине. У нас дешевле нигде и не купишь, поэтому местные школы сюда направляют учеников за книгами.

Постепенно Владимир Анатольевич заставил базу десятками деревянных скульптур, которые заказывал у разных художников. Некоторые из них — вроде «Маши и Медведя» или «Женщины с поварёшкой» — уже нашли своих владельцев, но в последнее время скульптуры нечасто покидают территорию базы: из-за кризиса люди стали реже позволять себе такие покупки.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Зато популярностью по-прежнему пользуются «Букинист» и шахматный клуб, в который каждое воскресенье съезжаются любители шахмат. Его владелец неподдельно радуется этому, поскольку он уверен, что пользу уму и сердцу должно приносить вообще всё (даже паззлы в ожидании клиентов он собирает именно поэтому: процесс тренирует мозги, а готовую картинку можно скрепить и повесить на стену).

Но пожалуй, самая любопытная часть этого культурного кластера — картинная галерея. В ней выставляются несколько художников, работы которых хозяин базы взял на реализацию, но в действительности она обязана своим существованием только одному человеку.

Фото: Иван Козлов

Это отчим Владимира Анатольевича, художник Алексей Михайлович Соколов — сегодня пасынок хранит большую часть его творческого наследия, в разное время купленную или переданную в дар. Алексей Михайлович — довольно известный в Перми автор, о котором, правда, можно найти в сети не так уж много информации (пожалуй, лучший текст о нём был ещё пятнадцать лет назад написан Юлией Баталиной). Он часто выставлялся в Перми, его картины хранятся в Третьяковке и в нескольких зарубежных коллекциях (сам он при этом за границей никогда не был, хотя Россию объездил практически целиком). Соколов никогда не учился живописи профессионально: он был художником-самоучкой и, по словам Владимира Анатольевича, вёл довольно яркую богемную жизнь.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Эта жизнь оборвалась пять лет назад. В сети можно нагуглить много новостей о пропаже Алексея Михайловича, но трудно отыскать информацию о том, что же с ним в итоге случилось. А случилось вот что. В 2015 году они с супругой Маргаритой Яковлевной отправились отдыхать в домик в Кунгурском районе.

Он родом из деревни, всегда любил бродить по лесу, — рассказывает Владимир Анатольевич, — и вот он попал в бобровый капкан. А это страшная вещь, в одиночку из него не освободиться. Скорее всего, он умер в страшных муках, и его неупокоенная душа всё ещё где-то над нами летает. Погиб осенью, а весной нашли его обглоданные кости и только путём генетической экспертизы установили, что это он.

Жуткая история смерти Алексея Михайловича произвела на его пасынка впечатление едва ли не большее, чем история его жизни, и тот решил не просто сохранить наследие художника, но и, насколько это возможно, открыть его для людей. Так на втором этаже базы появилась импровизированная картинная галерея с рассказом о художнике Алексее Михайловиче Соколове.

Он всегда стремился к тому, чтобы красота вокруг него была, — говорит Владимир Анатольевич, — ну и я, видимо, это тоже как-то впитал.

Фото: Иван Козлов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь