Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Прошедший в Театре-Театре фестиваль-конкурс «POST ФАКТ» включал в себя, кроме основной программы, работу лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» — семь авторских мастерских для зрителей, кураторами которых были члены жюри фестиваля. Четыре дня они проводили занятия с простыми зрителями и готовили итоговые работы, которые показали в последний день фестиваля. Интернет-журнал «Звезда» поговорил с кураторами и участниками о целях лабораторий, мотивах участия и об итогах их работы.
Лаборатория «Драматургия в театре»
Куратор: Мариус Ивашкявичюс, председатель жюри фестиваля «POST ФАКТ», литовский драматург, прозаик, режиссёр театра и кино, обладатель «Золотой маски» за лучшую работу драматурга.
Драматург Мариус Ивашкявичус готовил с участниками лаборатории читку своей пьесы «Ад и мир» — жёсткой, актуальной и абсурдистской истории о захватившей наш мир повсеместной жестокости. В основе сюжета лежат события войны на Юго-востоке Украины, а также там фигурирует сбитый «Боинг». При этом автор не занимает никакой позиции и уводит рассказ в абстрактную историю абсолютного зла. В самой читке участвовали не только зрители, но и актёры Театра-Театра.
Мариус Ивашкявичус:
— Я не выбрал для этой лаборатории свою пьесу «Ад и мир», её выбрал, как я понимаю, Олег Лоевский (арт-директор фестиваля «POST ФАКТ» — прим. ред.), и я несколько раз спрашивал его: «Ты уверен, что это надо делать в Перми?», потому что я не был уверен. Ведь когда мы в 2017 году делали читку в Театре.doc, сразу после того, как в зал вошли зрители, там заперли двери, чтобы никто не ворвался и не учинил никакой провокации. Поэтому я не был уверен, что именно эту пьесу надо было здесь делать. И сейчас не уверен, надо ли было. Но сегодня публика пришла, как мне кажется, очень умная и адекватная. Спасибо ей за это. Очень правильно и интересно было дать людям попробовать себя в роли актёра. Многие, кто пришёл на эту лабораторию, говорили: «Мне хочется выйти из зоны комфорта». Но нам, увы не хватило людей, не пришли мальчики и на нашу читку пришлось брать профессионалов, и мне кажется, вышел такой интересный микс: женщины — с улицы, мужчины — из театра.
Ирина Козлова, участница лаборатории, режиссёр:
— Лично для меня участие в этой лаборатории было экспериментом во всём: в сцене, прочтении, участии в фестивале. На самом деле на первой репетиции Мариус не знал, что с нами делать, мы просто читали отрывки текста, мы менялись ролями, и уже к третьей репетиции стало возникать много нюансов, потому что каждый раз приходили разные люди и привносили новые интонации. И в том, что мы прочитали в итоге, в каких-то моментах вносился иной смысл в эту пьесу. И зрители тоже сыграли свою роль, поэтому на читке стало цельно то, что до этого было разрозненно.
— Материал, конечно, очень сложный, в него входить и входить. Поначалу было небольшое сопротивление ему и желание понять. Но Мариус сказал нам очень точную вещь — что нет отрицательных и положительных персонажей, и с этим я согласна. Нет хороших и плохих людей, в каждом есть и хорошее, и плохое. Я очень благодарна Мариусу за этот опыт. Что касается репетиций, то он очень деликатно с нами всеми обращался, потому что мы все разные и времени было очень мало. Но состав у нас подобрался такой, что как-то неожиданно всё легло. И в итоге у нас на читке всё собралось, так что я даже не знаю, узнал ли Мариус свою пьесу.
Фото: Павел Герасимов
Фото: Павел Герасимов
Лаборатория «Музыкальная инсталляция»
Куратор: Владимир Раннев, композитор, музыковед, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, номинант премии «Золотая Маска».
Итогом работы лаборатории, которую вёл композитор Владимир Ранннев, стал показ необычного эскиза, основанного на рассказе Юрия Мамлеева «Пальба». В нём на круге большой сцены Театра-Театра, как на барабане, крутились красиво одетые, поющие арии девушки, в которых из зала стреляла из автомата ещё одна красиво одетая девушка, и всё это происходило под синтезированный компьютерный голос, читавший рассказ Мамлеева. Всего в этой лаборатории участвовали восемь девушек, семь из них — студентки нового актёрского курса, который Борис Мильграм набрал при театре. Со стороны была только одна участница — Маргарита Зиминова, которая вообще в первый раз в жизни пришла в театр именно на этой лаборатории.
Владимир Раннев:
— Я не ставил каких-то целей и задач до того, как приехал сюда. Потому что это первый фестиваль, и я не режиссёр, а композитор, и меня пригласили на одно из направлений, нужно было сделать что-то музыкальное с теми, кто запишется. Я ехал сюда с желанием просто что-то сделать с рассказом Юрия Мамлеева «Пальба», потому что он мне очень нравится, он коротенький и с ним можно что-то придумать. Но я не мог заранее знать, сколько придёт человек — восемьдесят или один. А может быть, и ноль. В итоге ко мне записались восемь девочек. К тому же я ещё не знал, какие здесь будут условия, что нам позволят сделать, что не позволят. Потом оказалось, нам можно что-то придумать на большой сцене. Когда мне про это сказали, то, конечно, был небольшой мандраж, но, тем не менее, мы что-то придумали и сделали. То есть как таковых от лаборатории ожиданий никаких не было, и всё рождалось в процессе.
Маргарита Зиминова, участница лаборатории, студентка первого курса магистратуры Высшей школы экономики:
— На эту лабораторию я попала совершенно случайно. Если вкратце, то я ехала в автобусе, сидела «ВКонтакте», и там выскочила реклама этого фестиваля. Набирали людей в лаборатории, в том числе на музыкальную инсталляцию. А я человек музыкальный, закончила музыкальную школу по классу академического вокала, пишу песни, стихи и подумала, что нас тут научат сочинять музыку. Я записалась, пришла, и наш куратор вдруг начал нам рассказывать про «Пальбу» Мамлеева. Я сначала не поняла, к чему это всё, а потом он нам объяснил, что будет постановка этого рассказа. Я никак этого не ожидала, но за те четыре дня, что мы работали, он объяснил что и как. Владимир (Раннев — прим. ред.) очень чуткий, понимающий человек. И в принципе мне очень симпатизируют такие творческие люди. Поэтому в итоге перед сценой никакого волнения не было. Хотя я в первый раз в жизни вообще пришла в театр, поскольку я родом из глухой деревни и там не было возможности посещать театры, и так сразу же попала на сцену. Но трудно не было, ведь нам Владимир всё рассказывал, очень понятно говорил, вставляя какие-то шутки, было всё понятно, так что я, как человек незнакомый с театром, быстро вошла в это русло. В итоге я для себя уяснила что всё-таки моя жизнь принадлежит сцене, и что я не госслужащий. Сцена мне ближе, чем чиновничье место, и это я поняла благодаря лаборатории. Я пишу музыку, пишу стихи, у меня есть песня, которую я хочу в скором времени записать.
Лаборатория «Визуальное искусство»
Куратор: Василина Харламова, художник, сценограф, художник по костюмам, неоднократный участник театральных лабораторий и фестивалей, художник-архитектор выставочного пространства, автор выставок.
Художница Василина Харламова, пообщавшись с участниками своей лаборатории, создала в Сцене-Молот инсталляцию, буквально предлагавшую зрителям занять место актёров. Каждый мог в стать в зал, выслушать гром аплодисментов, взглянуть в глаза зрителей, а также увидеть те эмоции, которые у людей вызывает театр (они были написаны на спинках кресел).
Василина Харламова:
— Целью лаборатории было поговорить со зрителем, и мне было интересно увидеть людей любых профессий и возрастов. В лаборатории участвовали как дети, так и взрослые, и не только те, кто связан с профессией художника. Основной задачей было дать участникам понять себя и выразить себя с помощью цвета, формы и пространства через создание неких объектов. К итоговой форме я пришла, грубо говоря, самостоятельно, потому что в лаборатории было много детей и с ними было сложно, поскольку у них уроки и они не всегда могли приходить. Но инсталляция появилась из общения с этими участниками, и они в её создании принимали непосредственное участие. Я так как бы отрефлексировала тему этой лаборатории — диалог зрителя и театра.
Лаборатория «Физический театр»
Куратор: Наталья Шурганова, хореограф, балетмейстер, режиссёр, актриса, преподаватель ГИТИС. Автор более 40 постановок в театрах РФ, в том числе в МХТ им Чехова, Центре им. Вс. Мейрхольда, театре «Практика», Театре Петра Фоменко и др.
Пожалуй, самый масштабный и необычный итоговый показ был у участников лаборатории «Физический театр». Хореограф Наталья Шурганова вместе с Василиной Харламовой и участниками создали перформанс под названием «До опыта», который развернулся в верхнем фойе Театра-Театра. Участники скатывались толпой по лестнице, оккупировали рояль под запись разговора о классическом театре. А затем они делали нечто совершенно невероятное — с заполненными водой пластиковыми стаканчиками на головах проходили через растянувшуюся через всё фойе полосу препятствий из театрального реквизита и обычных предметов (стульев, столов, гроба, ящиков, растений, троянского коня). Это зрелище завораживало, а ожидание того, уронят участники стаканчики или нет, держало в напряжении. Удивительно, что стакан упал только у одного человека. А ещё почти весь перформанс по залу расхаживал человек в костюме белого медведя (не спрашивайте).
Наталья Шурганова:
— На лабораторию пришли ребята с разной подготовкой из разных отраслей. Были те, кто профессионально занимаются хореографией, учится в институте культуры, были и те, кто занимается любительским театром, как взрослые, так и маленькие. Самому младшему участнику было 15 лет. Задача у лаборатории простая — поделиться режиссёрским и педагогическим опытом, чтобы ребята смогли его себе «положить в карман» и потом с этим работать дальше. У нас каждый день был новый тренинг, потому что для меня крайне важно было именно поделиться какими-то упражнениями, которые я когда-то тоже узнала от своих мастеров, и я понимаю, что они работают. Каждый день у нас был новый тренинг, нацеленный на финальный перформанс, который вы увидели. Именно создание финального перформанса на той территории, где зритель меняется местами с актёрами, был ещё одной задачей лаборатории.
Мы с Василиной (Харламовой — прим. ред.) придумали для перформанса название «До опыта». В этом названии сама мысль постановки, когда зритель меняется с артистом местами, у него нет опыта в том, как существовать в пространстве, в котором ты ничего не знаешь, ничего не понимаешь, ничего не умеешь, тогда ты создаешь свой язык. Потому что когда у тебя есть опыт, ты идёшь уже той дорогой, по которой кто-то ходил. В самом перформансе артист существует здесь и сейчас, просто в заданных обстоятельствах. Эти обстоятельства могут пойти по-другому: стаканы могут попадать, вода разлиться, и что артист тогда будет делать — это тоже интересно. Мы увидели вариант, когда они, слава богу, не попадали, и для меня было важно, чтобы все дошли до конца.
Александр Беляев, участник лаборатории, инженер:
— Я занимаюсь в театральной студии, и мой руководитель сказал, что здесь проводится такое мероприятие, что мне было бы полезно в нём поучаствовать, получить некий опыт, а потом прийти в нашу студию и передать его остальным. Сначала мы занимались некоторыми способами воспроизведения мыслей за счёт движений и применяли разные техники. И одну из них мы как раз использовали в перформансе. Самым главным было не уронить стакан, и других задач не было. Мы спрашивали у куратора, что нам делать, если мы его всё-таки уроним, а она нам говорила: «Вы не уроните, дойдёте и ничего не будет. Просто не программируйте себя на неудачу». Но если взять первую нашу тренировку, то, наверное, большая часть на первом препятствии роняла стаканчики, у нас всё было залито водой, но после первых тренировок у нас уже более менее получалось пройти. Я себе даже как-то мысленно начал ставить это как вопрос жизни и смерти, что если ты не донесёшь — то ты всё, уже пропал.
Лида Митюкевич, самый молодой участник лаборатории, 15 лет:
— Я увидела пост в «Инстаграме», что проходят лаборатории, прочитала про все семь направлений и очень хотела прийти именно сюда, потому что я поняла, что именно физический театр мне ближе, и очень хочется себя попробовать в нём. Наталья на занятиях всегда говорила нам, что надо верить в себя и ставила задачу только донести стакан. И что даже если стакан упадёт, то не надо делать из этого конфликт, можно взять его и пройти ещё раз и выполнить эту задачу. И хотя на первом занятии я даже на первый стул не могла залезть, то в конце тренинга я уже проходила все препятствия.
***
Ранее мы публиковали обзор спектаклей фестиваля «POST ФАКТ».
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+
Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies.