X

Подкасты

Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Павел Герасимов

«Сцена мне ближе, чем чиновничье место». Участники и кураторы о зрительских лабораториях фестиваля «POST ФАКТ»

Прошедший в Театре-Театре фестиваль-конкурс «POST ФАКТ» включал в себя, кроме основной программы, работу лаборатории «POST ЗРИТЕЛЬ» — семь авторских мастерских для зрителей, кураторами которых были члены жюри фестиваля. Четыре дня они проводили занятия с простыми зрителями и готовили итоговые работы, которые показали в последний день фестиваля. Интернет-журнал «Звезда» поговорил с кураторами и участниками о целях лабораторий, мотивах участия и об итогах их работы.

Лаборатория «Драматургия в театре»

Куратор: Мариус Ивашкявичюс, председатель жюри фестиваля «POST ФАКТ», литовский драматург, прозаик, режиссёр театра и кино, обладатель «Золотой маски» за лучшую работу драматурга.

Мариус Ивашкявичус Фото: Павел Герасимов

Драматург Мариус Ивашкявичус готовил с участниками лаборатории читку своей пьесы «Ад и мир» — жёсткой, актуальной и абсурдистской истории о захватившей наш мир повсеместной жестокости. В основе сюжета лежат события войны на Юго-востоке Украины, а также там фигурирует сбитый «Боинг». При этом автор не занимает никакой позиции и уводит рассказ в абстрактную историю абсолютного зла. В самой читке участвовали не только зрители, но и актёры Театра-Театра.

Мариус Ивашкявичус:

— Я не выбрал для этой лаборатории свою пьесу «Ад и мир», её выбрал, как я понимаю, Олег Лоевский (арт-директор фестиваля «POST ФАКТ» — прим. ред.), и я несколько раз спрашивал его: «Ты уверен, что это надо делать в Перми?», потому что я не был уверен. Ведь когда мы в 2017 году делали читку в Театре.doc, сразу после того, как в зал вошли зрители, там заперли двери, чтобы никто не ворвался и не учинил никакой провокации. Поэтому я не был уверен, что именно эту пьесу надо было здесь делать. И сейчас не уверен, надо ли было. Но сегодня публика пришла, как мне кажется, очень умная и адекватная. Спасибо ей за это. Очень правильно и интересно было дать людям попробовать себя в роли актёра. Многие, кто пришёл на эту лабораторию, говорили: «Мне хочется выйти из зоны комфорта». Но нам, увы не хватило людей, не пришли мальчики и на нашу читку пришлось брать профессионалов, и мне кажется, вышел такой интересный микс: женщины — с улицы, мужчины — из театра.

Мариус Ивашкявичус. Фото участников лаборатории «Театральное фото»

Ирина Козлова, участница лаборатории, режиссёр:

— Лично для меня участие в этой лаборатории было экспериментом во всём: в сцене, прочтении, участии в фестивале. На самом деле на первой репетиции Мариус не знал, что с нами делать, мы просто читали отрывки текста, мы менялись ролями, и уже к третьей репетиции стало возникать много нюансов, потому что каждый раз приходили разные люди и привносили новые интонации. И в том, что мы прочитали в итоге, в каких-то моментах вносился иной смысл в эту пьесу. И зрители тоже сыграли свою роль, поэтому на читке стало цельно то, что до этого было разрозненно.

Фото участников лаборатории «Театральное фото»

Ксения Полякова, участница лаборатории, телерадиоведущая:

— Материал, конечно, очень сложный, в него входить и входить. Поначалу было небольшое сопротивление ему и желание понять. Но Мариус сказал нам очень точную вещь — что нет отрицательных и положительных персонажей, и с этим я согласна. Нет хороших и плохих людей, в каждом есть и хорошее, и плохое. Я очень благодарна Мариусу за этот опыт. Что касается репетиций, то он очень деликатно с нами всеми обращался, потому что мы все разные и времени было очень мало. Но состав у нас подобрался такой, что как-то неожиданно всё легло. И в итоге у нас на читке всё собралось, так что я даже не знаю, узнал ли Мариус свою пьесу.

Фото: Павел Герасимов
Фото: Павел Герасимов

Лаборатория «Музыкальная инсталляция»

Куратор: Владимир Раннев, композитор, музыковед, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, номинант премии «Золотая Маска».

Владимир Раннев Фото: Павел Герасимов

Итогом работы лаборатории, которую вёл композитор Владимир Ранннев, стал показ необычного эскиза, основанного на рассказе Юрия Мамлеева «Пальба». В нём на круге большой сцены Театра-Театра, как на барабане, крутились красиво одетые, поющие арии девушки, в которых из зала стреляла из автомата ещё одна красиво одетая девушка, и всё это происходило под синтезированный компьютерный голос, читавший рассказ Мамлеева. Всего в этой лаборатории участвовали восемь девушек, семь из них — студентки нового актёрского курса, который Борис Мильграм набрал при театре. Со стороны была только одна участница — Маргарита Зиминова, которая вообще в первый раз в жизни пришла в театр именно на этой лаборатории.

Владимир Раннев:

— Я не ставил каких-то целей и задач до того, как приехал сюда. Потому что это первый фестиваль, и я не режиссёр, а композитор, и меня пригласили на одно из направлений, нужно было сделать что-то музыкальное с теми, кто запишется. Я ехал сюда с желанием просто что-то сделать с рассказом Юрия Мамлеева «Пальба», потому что он мне очень нравится, он коротенький и с ним можно что-то придумать. Но я не мог заранее знать, сколько придёт человек — восемьдесят или один. А может быть, и ноль. В итоге ко мне записались восемь девочек. К тому же я ещё не знал, какие здесь будут условия, что нам позволят сделать, что не позволят. Потом оказалось, нам можно что-то придумать на большой сцене. Когда мне про это сказали, то, конечно, был небольшой мандраж, но, тем не менее, мы что-то придумали и сделали. То есть как таковых от лаборатории ожиданий никаких не было, и всё рождалось в процессе.

Лаборатория Владимира Раннева Фото: Павел Герасимов

Маргарита Зиминова, участница лаборатории, студентка первого курса магистратуры Высшей школы экономики:

— На эту лабораторию я попала совершенно случайно. Если вкратце, то я ехала в автобусе, сидела «ВКонтакте», и там выскочила реклама этого фестиваля. Набирали людей в лаборатории, в том числе на музыкальную инсталляцию. А я человек музыкальный, закончила музыкальную школу по классу академического вокала, пишу песни, стихи и подумала, что нас тут научат сочинять музыку. Я записалась, пришла, и наш куратор вдруг начал нам рассказывать про «Пальбу» Мамлеева. Я сначала не поняла, к чему это всё, а потом он нам объяснил, что будет постановка этого рассказа. Я никак этого не ожидала, но за те четыре дня, что мы работали, он объяснил что и как. Владимир (Раннев — прим. ред.) очень чуткий, понимающий человек. И в принципе мне очень симпатизируют такие творческие люди. Поэтому в итоге перед сценой никакого волнения не было. Хотя я в первый раз в жизни вообще пришла в театр, поскольку я родом из глухой деревни и там не было возможности посещать театры, и так сразу же попала на сцену. Но трудно не было, ведь нам Владимир всё рассказывал, очень понятно говорил, вставляя какие-то шутки, было всё понятно, так что я, как человек незнакомый с театром, быстро вошла в это русло. В итоге я для себя уяснила что всё-таки моя жизнь принадлежит сцене, и что я не госслужащий. Сцена мне ближе, чем чиновничье место, и это я поняла благодаря лаборатории. Я пишу музыку, пишу стихи, у меня есть песня, которую я хочу в скором времени записать.

Маргарита Зиминова Фото: Павел Герасимов

Лаборатория «Визуальное искусство»

Куратор: Василина Харламова, художник, сценограф, художник по костюмам, неоднократный участник театральных лабораторий и фестивалей, художник-архитектор выставочного пространства, автор выставок.

Художница Василина Харламова, пообщавшись с участниками своей лаборатории, создала в Сцене-Молот инсталляцию, буквально предлагавшую зрителям занять место актёров. Каждый мог в стать в зал, выслушать гром аплодисментов, взглянуть в глаза зрителей, а также увидеть те эмоции, которые у людей вызывает театр (они были написаны на спинках кресел).

Василина Харламова. Фото участников лаборатории «Театральное фото»

Василина Харламова:

— Целью лаборатории было поговорить со зрителем, и мне было интересно увидеть людей любых профессий и возрастов. В лаборатории участвовали как дети, так и взрослые, и не только те, кто связан с профессией художника. Основной задачей было дать участникам понять себя и выразить себя с помощью цвета, формы и пространства через создание неких объектов. К итоговой форме я пришла, грубо говоря, самостоятельно, потому что в лаборатории было много детей и с ними было сложно, поскольку у них уроки и они не всегда могли приходить. Но инсталляция появилась из общения с этими участниками, и они в её создании принимали непосредственное участие. Я так как бы отрефлексировала тему этой лаборатории — диалог зрителя и театра.

Лаборатория «Физический театр»

Куратор: Наталья Шурганова, хореограф, балетмейстер, режиссёр, актриса, преподаватель ГИТИС. Автор более 40 постановок в театрах РФ, в том числе в МХТ им Чехова, Центре им. Вс. Мейрхольда, театре «Практика», Театре Петра Фоменко и др.

Наталья Шурганова. Фото участников лаборатории «Театральное фото»

Пожалуй, самый масштабный и необычный итоговый показ был у участников лаборатории «Физический театр». Хореограф Наталья Шурганова вместе с Василиной Харламовой и участниками создали перформанс под названием «До опыта», который развернулся в верхнем фойе Театра-Театра. Участники скатывались толпой по лестнице, оккупировали рояль под запись разговора о классическом театре. А затем они делали нечто совершенно невероятное — с заполненными водой пластиковыми стаканчиками на головах проходили через растянувшуюся через всё фойе полосу препятствий из театрального реквизита и обычных предметов (стульев, столов, гроба, ящиков, растений, троянского коня). Это зрелище завораживало, а ожидание того, уронят участники стаканчики или нет, держало в напряжении. Удивительно, что стакан упал только у одного человека. А ещё почти весь перформанс по залу расхаживал человек в костюме белого медведя (не спрашивайте).

Фото: Анастасия Югова
Фото: Анастасия Югова

Наталья Шурганова:

— На лабораторию пришли ребята с разной подготовкой из разных отраслей. Были те, кто профессионально занимаются хореографией, учится в институте культуры, были и те, кто занимается любительским театром, как взрослые, так и маленькие. Самому младшему участнику было 15 лет. Задача у лаборатории простая — поделиться режиссёрским и педагогическим опытом, чтобы ребята смогли его себе «положить в карман» и потом с этим работать дальше. У нас каждый день был новый тренинг, потому что для меня крайне важно было именно поделиться какими-то упражнениями, которые я когда-то тоже узнала от своих мастеров, и я понимаю, что они работают. Каждый день у нас был новый тренинг, нацеленный на финальный перформанс, который вы увидели. Именно создание финального перформанса на той территории, где зритель меняется местами с актёрами, был ещё одной задачей лаборатории.

Мы с Василиной (Харламовой — прим. ред.) придумали для перформанса название «До опыта». В этом названии сама мысль постановки, когда зритель меняется с артистом местами, у него нет опыта в том, как существовать в пространстве, в котором ты ничего не знаешь, ничего не понимаешь, ничего не умеешь, тогда ты создаешь свой язык. Потому что когда у тебя есть опыт, ты идёшь уже той дорогой, по которой кто-то ходил. В самом перформансе артист существует здесь и сейчас, просто в заданных обстоятельствах. Эти обстоятельства могут пойти по-другому: стаканы могут попадать, вода разлиться, и что артист тогда будет делать — это тоже интересно. Мы увидели вариант, когда они, слава богу, не попадали, и для меня было важно, чтобы все дошли до конца.

Фото: Павел Герасимов

Александр Беляев, участник лаборатории, инженер:

— Я занимаюсь в театральной студии, и мой руководитель сказал, что здесь проводится такое мероприятие, что мне было бы полезно в нём поучаствовать, получить некий опыт, а потом прийти в нашу студию и передать его остальным. Сначала мы занимались некоторыми способами воспроизведения мыслей за счёт движений и применяли разные техники. И одну из них мы как раз использовали в перформансе. Самым главным было не уронить стакан, и других задач не было. Мы спрашивали у куратора, что нам делать, если мы его всё-таки уроним, а она нам говорила: «Вы не уроните, дойдёте и ничего не будет. Просто не программируйте себя на неудачу». Но если взять первую нашу тренировку, то, наверное, большая часть на первом препятствии роняла стаканчики, у нас всё было залито водой, но после первых тренировок у нас уже более менее получалось пройти. Я себе даже как-то мысленно начал ставить это как вопрос жизни и смерти, что если ты не донесёшь — то ты всё, уже пропал.

Фото: Павел Герасимов

Лида Митюкевич, самый молодой участник лаборатории, 15 лет:

— Я увидела пост в «Инстаграме», что проходят лаборатории, прочитала про все семь направлений и очень хотела прийти именно сюда, потому что я поняла, что именно физический театр мне ближе, и очень хочется себя попробовать в нём. Наталья на занятиях всегда говорила нам, что надо верить в себя и ставила задачу только донести стакан. И что даже если стакан упадёт, то не надо делать из этого конфликт, можно взять его и пройти ещё раз и выполнить эту задачу. И хотя на первом занятии я даже на первый стул не могла залезть, то в конце тренинга я уже проходила все препятствия.

***

Ранее мы публиковали обзор спектаклей фестиваля «POST ФАКТ».

Рекомендуем почитать

Возможность дышать и жить. Как фестиваль «Тайны горы Крестовой» открывал сезон после карантина

Григорий Ноговицын

Новое на сайте

«За свободу слова и права человека». Пермяки рассказали, почему они выходят на акции протеста

Юрий Куроптев

В Пермском крае с начала пандемии коронавирусом заболели 38 939 человек. Смотрите все данные в динамике

Сергей Якупов

Общественники предложили лишить сенатора Андрея Климова звания почётного профессора ПГНИУ. Учёный совет вуза отказался это обсуждать

Максим Артамонов

На Пермском пороховом заводе произошёл пожар. Есть пострадавшие

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+