X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

По протекции. Закрепление домов за школами в Перми оставлено без изменений в интересах элитных школ

1 апреля 2021 года началась приёмная кампания в первые классы. Второй год в Перми действуют новые правила, исключающие какой-либо конкурсный набор, принимаются только дети по прописке. Казалось бы, теперь в «статусных» школах должно освободиться большое количество мест в первых классах, однако при этом пропорционального увеличения закреплённой за ними территории не произошло и не планируется.

«От жителей Перми поступают жалобы на необоснованное закрепление территорий за образовательными учреждениями». Подобные фразы содержатся в каждом ежегодном докладе прокурора Перми. Не стал исключением и последний такой документ, составленный по итогам 2020 года и направленный в городскую думу в марте. Причиной для подобных жалоб становится неравномерное закрепление территории за школами: за «статусными» учебными заведениями иногда закрепляется всего 4-5 домов, тогда как за обычными районными школами — десятки.

Раньше такая диспропорция объяснялась тем, что у «статусных» школ (с углублённым изучением каких-либо предметов), кроме закреплённой территории, был ещё общегородской набор через конкурс.

Но с прошлого года конкурсный приём в начальную школу в Перми отменен. По данным экс-главы департамента образования города Людмилы Сериковой, во времена конкурсного набора в первые классы под него резервировали 60-70 % мест, соответственно, теперь они освободились. Можно было бы ожидать перераспределения территорий закрепления между школами, однако изменение системы приёма в первые классы никак не повлияло на ситуацию. Сейчас, как и до прошлого года, за статусными школами закреплены единицы домов, за обычными районными — в разы больше.

Планов по принципиальному изменению ситуации у департамента образования нет. Более того, по сравнению с текущим учебным годом в 2021/2022 учебном году количество домов, относящихся к ряду статусных школ, даже сократилось. От СОШ № 77 открепили три дома, от гимназии № 11 — два дома, от СОШ № 7 и гимназии № 2 — по одному дому.

Братья и сёстры

Год назад в департаменте образования сохранение практики непропорционального закрепления территории за школами объясняли введённой с 2020 года льготой: второй и последующий дети из одной семьи получили преимущественное право обучения в той же школе. Закрепление домов за статусными школами не меняли якобы для того, чтобы всем им хватило места.

Спустя год уже есть итоги первого набора по новым правилам. В ряде статусных школ количество зачисленных в первый класс по льготе как минимум приближается к количеству принятых по прописке или даже в разы превышает его.

Однако такой подход городской власти противоречит позиции Минпросвещения России, высказанной министерством ещё год назад, в самом начале действия нового правила о льготе для братьев и сестёр.

«Официальная позиция министерства по этому поводу: преимущественное право сохраняется только в рамках своей очереди. Заявление от брата или сестры, которые не имеют прописки на закреплённой территории, будет рассматриваться только после завершения приёма заявлений от проживающих на закреплённой территории. Если после завершения приёма по прописке в школе ещё останутся свободные места, только тогда ребёнок сможет воспользоваться своим преимущественным правом», — комментирует ответ Минпросвещения на свой запрос Ольга Кочева, руководитель проекта «Школа и право».

А это значит, что, по мнению Минпросвещения, места, которые сейчас отданы льготным категориям, могли бы занять дети, живущие в соседних со школами домах. Если бы городские власти поменяли территории закрепления.

Самые переполненные из переполненных

Сейчас департамент образования приводит два основных возражения против идеи увеличения количества домов, закреплённых за статусными школами. Первое — их переполненность, второе — необходимость оставить места для городского набора в 5, 7 и 10 классах.

«Сокращение закрепления домов за школами № 7, 77, гимназией № 17 и гимназией № 2 связано с перегруженностью этих учреждений. Обучение здесь ведётся в две смены. Так, при нормативной наполняемости в 540 человек в школе № 7 обучается 870 человек (переукомплектованность 61 %), в школе № 77 при нормативной наполняемости в 400 человек обучается 744 человека (переукомплектованность — 86 %), в гимназии № 17 при нормативной наполняемости 370 человек фактически обучается 860 человек (переукомплектованность — 78 %), в гимназии № 2 при нормативной наполняемости в 950 человек фактически обучается 1224 человека (переукомплектованность — 18 %)», — комментируют ситуацию в департаменте.

Под приведённые основания сокращения территории по прописке подошла бы как минимум половина городских школ: они переполнены не в меньшей степени и учатся в две смены. Однако властями в данной ситуации явно защищаются интересы статусных школ.

Более того, переполненность, о которой идёт речь, сложилась не из-за большой закреплённой территории, а как раз в силу системы конкурсного набора. Ещё в 2018 году, по данным департамента образования, загруженность большинства статусных школ находилась в пределах 70-120 %. И сейчас сокращение территории прописки никак не повлияет на переполненность школ, если в среднем звене дополнительный набор по конкурсу будет слишком большим.

Как итог, несмотря на изменение системы зачисления в первые классы, в Перми по-прежнему без какой-либо объективной необходимости нарушаются нормативы доступности школ. Дети из соседних со статусными школами домов по прописке отнесены к учебным заведениям, расположенным за несколько кварталов.

У Перми свой путь

Принятая в Перми система неравномерного закрепления территорий за «статусными» и «обычными» школами вовсе не является стандартной для всех региональных центров. Несмотря на то, что общегородской набор в школы с углублённым изучением предметов есть везде, такие учебные заведения имеют и существенный приём первоклассников по прописке. Например, в Ижевске за такими учебными заведениями закреплено в среднем 30-50 домов, аналогичная ситуация в целом во Владивостоке, Уфе и других городах.

В то же время в Нижнем Новгороде, например, подобная Перми диспропорция ярко выражена. Однако, по словам Даниила Кена, председателя межрегионального профсоюза «Альянс учителей», в таких городах сохраняется и городской конкурсный набор в первые классы. Ситуация, когда он отменён, а территория не изменилась, выглядит нелогично.

Система протекции

Выгодоприобретателями системы протекции статусных школ являются руководители самих учебных заведений и должностные лица из городской администрации, считает активистка общественного движения «За права детей на образование» Алёна Подлесных.

«Дети из небогатых семей в финансовую политику школы не вписываются, и школе не хочется, чтобы там учились такие дети. Фактически места в таких школах придерживаются для тех семей, которые будут вкладываться в бюджет (государственной!) школы. Приведу пример. В 2019 году по жалобе нашего общественного движения прокуратура Свердловского района проводила проверку в школе № 77 (с углублённым изучением английского языка). В ходе проверки было установлено, что в школе были места для зачисления детей в первый класс, но учебное заведение отказывало родителям первоклассников. Школа обманывала подавших заявления, сообщая, что мест нет. Почему учебное заведение скрывало места? Для чего их планировала приберечь? Догадаться несложно: для детей состоятельных родителей. И при этом дети из ближайших к гимназии домов должны ходить в школы, которые находятся далеко от их дома!» — говорит общественница.

Есть и ещё одна сторона вопроса закреплённых территорий — социализация школьников, и существующая система протекции статусных школ действует ей во вред, считает депутат Пермской городской думы Надежда Агишева.

«Я считаю, что неправильно поддерживать „элитные“ школы. У муниципалитета должна быть одна цель — обеспечить равные права всех детей по доступности качественного образования. Любая школа должна давать образование нужного качества. Пытаясь поддерживать „элитарность“, мы содействуем появлению барьеров для детей», — уверена она.

Того же мнения придерживается и Алёна Подлесных. Она считает, что сейчас фактически создаются условия, когда дети из малоимущих семей будут учиться в плохих школах.

«Вопрос не в том, что дети не тянут углублённые программы, на что ссылаются чиновники в обоснование своих решений, — очень даже тянут, а в том, что родители не тянут финансовые запросы школы или не считают нужным платить за, казалось бы, бесплатное образование. Например, мои дети идут мимо ближайшей гимназии (она в 10 минутах от дома) до своей школы 30-40 минут. Потому что наш дом не прикреплён к этой гимназии. Зато в эту школу попали дети тех родителей, кто готов платить за уже оплаченное государством образование», — заключает Алёна Подлесных.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь