Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Приют для собак, занятые парковки и судебные дела. Как в Перми реализуется подпрограмма «Создание безбарьерной среды»
Ежегодно из бюджета Перми по подпрограмме «Создание безбарьерной среды» выделяется 9-11 млн рублей. Для того чтобы понять, много это или мало, можно посчитать долю этих денег в общих расходах бюджета: она составляет 0,04 %. Или вот ещё сравнение: на мероприятии по регулированию численности безнадзорных собак в 2018 году планируется потратить в пять раз больше — 47 млн рублей, а в 2019-м и вовсе 60 млн рублей.
Нельзя сказать, чтобы городская среда не требовала вложений в увеличение степени её доступности для маломобильных людей. По данным самой администрации, требованиям доступности хотя бы частично отвечают 39 % учреждения образования, 22 % учреждений культуры и только 7 % учреждений физкультуры и спорта.
«На вопрос о доступности городской среды в Перми правильно будет ответить, что доступной среды в городе нет. Достаточно пройти предполагаемым маршрутом инвалида, чтобы наткнуться, например, на перекрёстки без скатного пандуса или остановочные комплексы, не приспособленные под особенности маломобильных людей»,
По оценке Уполномоченного по правам человека в Пермском крае вопрос доступной среды остается весьма болезненным.
Павел Миков:
«Как показали проверки, многие объекты даже условно доступными назвать сложно. Это связано, прежде всего, с тем, что пандусы не соответствуют установленным требованиям. Входные группы имеют высокие пороги, отсутствуют кнопки вызова помощи, имеются и другие нарушения. В целом можно сказать, что большинство объектов для самостоятельного пользования маломобильными группами граждан не доступны, такая возможность может быть обеспечена только с посторонней помощью. С наступлением зимы в адрес Уполномоченного начинают поступать жалобы на невозможность перемещаться по улицам города Перми из-за плохой уборки тротуаров и улиц»
Шаг вперёд и два назад
Говорить, что город оставил эту проблему без внимания, было бы неправильно. При администрации действует координационный совет по делам инвалидов, а также специальная рабочая группа при совете, на которой выбирают приоритетные объекты, определяют необходимый и достаточный объём работ на них. Общественники принимают участие в приёмке законченных работ и объектов
Анастасия Гилёва:
«Решая отдельные задачи, мы часто не решаем проблему в целом. Делая доступными поликлинику или учреждение культуры, мы не обеспечиваем беспрепятственного достижения этого учреждения для маломобильного человека. А эту задачу нужно решать комплексно, проследив путь инвалида хотя бы от ближайшего остановочного комплекса или парковки до двери. И это речь только о людях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. А есть ещё люди с ментальными нарушениями или нарушениями зрения, и они тоже должны иметь определенную свободу передвижения. Проблема в том, что в городе отсутствует общая концепция работы в этом направлении, и поэтому отсутствует единообразная система безопасных путей передвижения и способов ориентации людей с ограниченными возможностями по всему городу»
Эти слова подтверждаются конкретными жалобами, которые поступают в адрес Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Например, вводя систему платных парковок в Перми, власти вновь ущемили права инвалидов. Места, предназначенные для инвалидов, заняты транспортными средствами, которые если и внесены в реестр транспортных средств инвалидов, имеющих право без внесения платы пользоваться специально отведенными парковками для инвалидов, то, как правило, в настоящий момент не перевозят инвалида и злоупотребляют своим правом пользоваться бесплатной парковкой. Контроль за такими транспортными средствами, внесёнными в Реестр, но фактически не перевозящими инвалидов, со стороны органов ГИБДД не осуществляется.
Павел Миков:
«В адрес Уполномоченного по правам человека поступило обращение инвалида с предложением разрешить бесплатную парковку для инвалидов не только в специально отведённых местах, но и на любых свободных местах платной парковки. Однако данное предложение не нашло поддержки со стороны Управления внешнего благоустройства Администрации города Перми. Из полученного ответа следует, что предоставление возможности размещать транспортные средства инвалидов на всех парковочных местах платной парковки без внесения платы приведёт к тому, что данные парковочные места будут заняты в течение всего рабочего дня водителями, включёнными в Реестр в качестве лиц, перевозящих инвалидов 1 и 2 групп, детей-инвалидов, место работы которых прилегает к данным парковочным местам, что явится причиной ограничения прав использования указанных территорий другими пользователями. Из ответа также следует, что управление благоустройства заботится в первую очередь не об обеспечении возможности припарковаться инвалиду, а о том, чтобы не нарушить права других граждан, которые паркуются платно, тем самым практически расписавшись в своей беспомощности контролировать процесс использования парковочных мест для инвалидов»
Ещё одной заслуживающей внимания проблемой являются наземные переходы, расположенные по дороге, ведущей в аэропорт. Во время строительства этой дороги в адрес Уполномоченного поступали жалобы от инвалидов и иных лиц с ограничениями о невозможности пользования этими переходами. Подняться и спуститься на высоту второго этажа нелегко даже для пожилого человека без ограничений, не говоря уже о лицах с ограниченными возможностями. Кроме того, пользование такими переходами вызывает опасения у граждан, поскольку они являются закрытыми, с непрозрачными окнами и пользование ими не всегда может быть безопасно. Однако решить этот вопрос на этапе строительства так и не удалось.
Судебное дело
Не всегда люди, чьи права в Перми ущемляются, ограничиваются составлением жалоб в адрес Уполномоченного по правам человека. Пермская региональная общественная организация инвалидов и родителей «Парма» обратилась в суд по вопросу создания доступной среды для передвижения маломобильных граждан на территории города Перми. Сегодня не весь городской транспорт доступен для инвалидов, а в случае его доступности (низкопольный транспорт) недоступными оказывается большинство остановочных комплексов, в ряде случаев не оборудованных даже скамейками.
По итогам рассмотрения дела, судом было вынесено решение о том, чтобы обязать департамент дорог и транспорта администрации Перми обеспечить движение городского общественного пассажирского транспорта с использованием транспортных средств, соответствующих установленным требованиям к средствам общественного пассажирского транспорта, а также о приведении ряда остановочных комплексов в нормативное состояние в соответствие с установленными к ним требованиям.
Однако решение от 7.02.2017 департаментом дорог и транспорта до сих пор не исполнено.
В течение срока, данного на исполнение решения апелляционного суда, администрация успела сделать следующее: высвободить необходимые средства из бюджета и подготовить аукционную документацию.
По информации из департамента дорог и транспорта, до конца 2017 года планируется проведение аукциона и последующая установка навесов на остановках «Центральный рынок» по улице Пушкина, «ТЮЗ», «Хохрякова» по Ленина. Также установка навеса запланирована в рамках реконструкции на остановке «Разгуляй».
В 2018 году департамент дорог и транспорта планирует поднятие и ремонт около 30 посадочных площадок для удобства маломобильных групп населения. Уточняется, что доля транспортных средств с низким расположением пола на автобусных маршрутах составляет 76 %. Низкопольность являлась одним из критериев при проведении конкурсов по выбору перевозчиков в 2015, однако в рамках действующих договоров у департамента нет полномочий обязать перевозчиков использовать на маршрутах только низкопольный транспорт.
Следует отметить, что часть названных инвалидами проблем, связанных с общественным транспортом, таких как оказание помощи инвалиду при посадке и высадке, подъезд общественного транспорта плотную к остановке для обеспечения удобства посадки и высадки пассажиров, резкий старт, отсутствие объявления остановок и другие проблемы, суд отказался разрешить, сославшись на то, что эти требования адресованы перевозчикам, и департамент дорог и транспорта за их работу ответственности не несет.
Пляж вопреки
Несомненно то, что ожидания более решительных действий от властей оправданы. Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов» в полномочия муниципалитетов входит обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Однако пока город не выполняет свои функции в полной мере, часть работы администрации берут на себя общественники.
Недавно АНО «Центр реабилитации инвалидов» выиграла Президентский грант на реализацию проекта «Пляж для всех». Его цель
Андрей Дерюшев:
«До сих пор в Перми не было ни одного доступного для таких людей пляжа. Создавая свой проект, мы отчасти выполняем работу властей города. Однако помощи мы не встречаем, наоборот, мы полтора года добивались того, чтобы администрация города передала нам в аренду участок, необходимый для организации пляжа. Всё это время нашу инициативу зарубали.
К открытию следующего пляжного сезона наш берег будет оборудован. После реализации этого проекта в Перми, имея готовый результат, мы планируем организовать пляжи и в других городах Пермского края»
К этому моменту организация и её директор Андрей Дерюшев шли около двух лет. Создав минимальные условия для колясочников за счёт собранных средств, Андрей Дерюшев обращался в администрацию Перми с просьбой заключить концессионное соглашение на кусок пляжа, прилегающего к акватории, уже находящейся в аренде у одного из учредителей АНО «Центр реабилитации инвалидов». Отказы, которые он получал, были необоснованными. Кроме того, проект оказался недостаточно хорош для победы в конкурсе «Город это мы».
После получения Президентского гранта, на береге Мулянки будут организованы беседки, зоны отдыха, туалеты, кабинки для переодевания
***
- Читайте также: Берег для всех. Как общественники пытаются обустроить пляж для инвалидов на Мулянке.
- #ПроектFAQ: О ком заботятся власти, создавая парковочные места для инвалидов.
- Тест: Как помочь инвалиду и не попасть в неловкое положение?
- Труд как привилегия. Истории инвалидов, которые смогли найти работу.
- Также «Звезда» разбиралась, как власти экономят на инвалидах, сколько денег тратится на создание безбарьерной среды и что мешает пермякам, живущим с аппаратами ИВЛ.
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
Коронавирусный дайджест. Всё самое важное про коронавирус в Перми, России и в мире на сегодня
В Перми начал работать сервис, который сообщает о публичных слушаниях. Его запустил градозащитник Денис Галицкий
С октября отменят бесплатные пересадки и льготы на пермских автобусах до аэропорта
В Пермской опере пройдёт благотворительный концерт в память о жертвах трагедии в ПГНИУ
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+