X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Диана Корсакова

Голоса весны. Как в Перми готовится премьера бродвейского мюзикла «Spring Awakening»

В начале июля в частной филармонии «Триумф» состоится премьера бродвейского мюзикла «Spring Awakening/Пробуждение весны». Его ставит молодой режиссёр Александр Шумилин, возглавляющий театральную компанию «неМХАТ». Мы побывали на открытой репетиции мюзикла и поговорили с его создателями о том, трудно ли договорится с Бродвеем, почему этот спектакль решили поставить в Перми и об удачно подобранных голосах.

«Spring Awakening/Пробуждение весны» — мюзикл, созданный композитором Дунканом Шейком и либреттистом Стивеном Сатером. Сюжет построен на одноимённой пьесе немецкого поэта и драматурга Франка Ведекинда, которая была написана в 1891 году, и всё действие разворачивается примерно в это же время в Германии, где царят строгие нравы и всяческие запреты. Но герои-школьники, несмотря на это, узнают, что такое любовь и чувственность, причём в самом что ни на есть телесном смысле этих слов.

Премьера мюзикла «Пробуждения весны» состоялась в 2006 году сначала на так называемом офф-Бродвее, где спектакли играются в относительно малых залах. Но после мюзикл перенесли на большой Бродвей, при этом сохранив его камерность. Перенос был связан с огромным успехом постановки, который закрепили множество отраслевых наград: премия Лоренса Оливье за лучший мюзикл, премия «Тони» в номинациях «Лучший мюзикл», «Лучшее либретто», «Лучшая партитура», премии Отдела Драмы в категориях «Выдающийся мюзикл», «Выдающаяся музыка», «Выдающиеся песенные тексты», «Грэмми» за «Лучший альбом шоу». Мюзикл в различных вариациях ставили в разных странах.

Фото: Диана Корсакова

Молодой пермский режиссёр Александр Шумилин, возглавляющий театральную компанию «неМХАТ», загорелся идеей поставить этот мюзикл после того, как в 2014 увидел в Москве «Пробуждение весны», которую поставил Кирилл Серебренников.

«Этот мюзикл зацепил меня тем, что он разрушает стереотипы о Бродвее, которые сложились у нас в головах, — рассказывает режиссёр. — Это представления о том, что там Мэри Поппинс обязательно должна летать над зрительным залом, пятьдесят стэпистов танцевать на сцене. „Пробуждение весны“ существует в каком-то другом, более камерном пространстве. При этом сюжет там на самом деле простой — о том, как подростки справляются со всеми проблемами, которые возникают на пути взросления. В какой-то степени это проблема отцов и детей, но в этом произведении больше не морали, а „выстреливающих“ сюжетных линий. Хотя вроде всё банально — мальчик влюбляется в девочку, и девочка влюбляется в мальчика, но они не знают, что это за чувство. У них случается первый секс, и они думают, что это такое с ними произошло. При этом они живут в эпоху, когда всё запрещают, даже любовь».

Фото: Диана Корсакова

Режиссёру довольно легко удалось связаться с театральной компанией, которой принадлежат права на «Пробуждение весны», и получить лицензию на исполнение музыки, а также на либретто и стихи. Поскольку это именно исполнительская лицензия, то создатели пермской версии мюзикла не обязаны делать полную копию бродвейского спектакля и обладают определённой творческой свободой в трактовке этого материала. Так что в Перми «Пробуждение весны» будет хоть и лицензированным, но всё же оригинальным спектаклем.

«У нас в России часто говорят „Нам надо сделать, как на Бродвее“. Мне не нравится эта реплика, поэтому что мы не сможем, как на Бродвее, потому что он, как и русский драматический театр, развивался много поколений, — рассказывает Александр Шумилин. — Поэтому нужно делать совершенно свой спектакль. И тут даже не надо смотреть на то, какой музыкальный и драматургический материал. Нужно понимать, какой формы ты хочешь сделать мюзикл. А „как на Бродвее“ у нас в России никогда не будет».

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Поскольку «неМХАТ» — это театральная компания без постоянной труппы, в постановочную команду «Пробуждения весны» вошли как те, кто работал над её постановками и ранее, так и новые участники. Среди первых — музыкальные руководители мюзикла Мария Дудакова (выпускница Академии Гнесиных, участница множества вокальных проектов) и руководитель оркестра «неМХАТа» Павел Бучмей. Работы обоих крайне важны, поскольку музыка в спектакле будет исполняться вживую, оркестром из нескольких музыкантов, а все песни будут исполняться на английском языке. Это сделано специально, чтобы сохранить оригинальную мелодику и аранжировку мюзикла, которые бы неизбежно поменялись, если бы песни звучали на русском. Разумеется, все песни будут сопровождаться субтитрами.

«Сложность этого мюзикла в том, что в нём много песен с многоголосием, а ребята — не хоровые артисты, они все солисты, — объясняет Мария Дудакова. — Поэтому нужно свести все голоса вместе. Им нужно слышать себя в этой пачке голосов. Ещё этот мюзикл сложен тем, что в нём очень заковыристый ритм и мелодии все тоже непростые».

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Хореографию «Пробуждения весны» ставит Ксения Малинина — руководитель «Свободного Театра Современного Танца», также в проекте участвуют куратор московского проекта «Пирамида современного искусства» Александр Мехряков, лауреат национальной театральной премии «Арлекин» Евгений Козин. Продюсером выступает режиссёр и учредитель театральной школы «Так-то да» Евгения Шаврова.

Роли в мюзикле будут исполнять молодые артисты Театра-Театра (после Jesus Christ Superstar им не привыкать петь на английском) — Марат Мударисов, Даниил Ахматов, Михаил Палкин, Алексей Каракулов, Дмитрий Курочкин, Екатерина Романова, Александра Кризьская, Кристина Баженова, Ксения Ёлохова, Екатерина Вожакова. Все роли взрослых героев сыграет Мария Полыгалова.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

По словам Александра Шумилина, изначально в этот проект он хотел пригласить постоянных актёров «неМХАТА» — студентов медуниверситета. Но они не смогли из-за того, что репетиционный процесс выпал на время сессии и практики. Но режиссёр (сам в прошлом артист Театра-Театра) рад, что подобрался именно такой состав, потому что он идеально совпал по голосам, так что ничего не пришлось завышать или понижать.

«Партии здесь интереснее и сложнее, и сама музыка отличается от той, которая была в тех мюзиклах, где приходилось играть раньше, — рассказывает о работе над „Пробуждением весны“ исполнитель роли Морица Даниил Ахматов. — Тут нет такого, что кто-то поёт внизу, кто-то вверху — все должны петь и внизу, и вверху. В прошлых мюзиклах, если у тебя басовый голос, то ты поёшь внизу партии, если у тебя тенор — вверху. А здесь всё переплетается».

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Премьера «Spring Awakening/Пробуждение весны» пройдёт в частной филармонии «Триумф» 6, 7 и 8 июля. Пока запланировано всего три показа и дальнейшая судьба этой работы не определена. Поскольку это независимый проект, который создаётся на личные средства постановщиков, многое будет зависеть от того, как пройдут показы в июле, и перспективы участия в театральных фестивалях.

«Так и живёт проектный театр, — рассказывает Александр Шумилин, — он делает три показа, если спектакль пользуется успехом, то его показывают ещё. Мы можем куда-то выехать с этой работой: есть, например, фестиваль, который собирает бродвейские спектакли разных стран. Но мы делаем этот спектакль не ради кассы, я не хочу заниматься коммерцией. Этот мюзикл я делаю из-за своей потребности сделать хорошую музыкальную вещь. Потому что когда начнёшь заниматься коммерцией, то пропадёт весь смысл искусства».

***

Читайте также историю театральной компании «неМХАТ».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь