X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Степан Хлопов

Абсурд, к которому мы привыкли. Нужны ли километры заборов вдоль дорог Перми?

По состоянию на октябрь 2020 года вдоль проезжих частей пермских улиц насчитывалось больше 48 километров заборов, которых там не должно быть. Такие подсчёты сделало местное отделение фонда «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца. Сейчас активисты собирают подписи за ликвидацию этих перильных ограждений. Чем плохи «серые дорожные заборы», почему их устанавливали и будут ли ставить в будущем?

Во что нам обходятся «серые заборчики»?

Улицу КИМ отремонтировали в 2020 году по нацпроекту «Безопасные и качественные автодороги». На Госзакупках есть информация о количестве и стоимости ограждений, установленных во время ремонта, — это 1280 метров за 540 тысяч рублей.

За 2020 год МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района» потратило 1,158 миллионов рублей на установку почти 700 м ограждений. Так, одна новая секция обошлась примерно в 3 400 рублей. Сумма кажется относительно скромной, но ведь с установкой забора расходы на него не заканчиваются. Стальные конструкции необходимо мыть, красить, ремонтировать и даже менять.

Фото: Степан Хлопов

Всего же в Перми, по подсчётам «Городских проектов», 48 774 метров ограждений, которых по актуальным нормативным документам там быть вовсе не должно. Получается, что муниципалитет тратит в рамках благоустройства миллионы рублей на ненужные объекты.

При этом в России есть примеры, когда при реконструкции улиц отказывались от «серых заборчиков». Это доказывает опыт Белгорода, где проект улицы Щорса сделан без заборов вдоль тротуаров.

Фото: Степан Хлопов

Почему заборы устанавливали?

Установка ограждений вдоль дорог регулируется ГОСТ 52289 «Технические средства организации дорожного движения», который начал действовать в 2004 году. Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис сообщил, что такие ограждения «канализируют» движение людей к пешеходным переходам. Таким образом, заборы должны были устанавливаться в обе стороны от регулируемого перехода на протяжении 50 метров, а также напротив учебных заведений и мест, где часто сбивают пешеходов.

Фото: Пресс-служба ПАО «Ростелеком»

В апреле 2020 года начал действовать новый ГОСТ, в котором появилось допущение не устанавливать ограждения при определённых условиях.

Однако по словам Киса, формулировка была настолько размытой, что однозначно её трактовать было нельзя. В октябре 2020 года РосДорНИИ выпустил поправку в ГОСТ 52289-2019 (пункт 8.1.29), и оказалось, что большинство существующих ограждений на городских улицах не требуются, если проезжую часть от тротуара отделяет газон шириной более 1 м или имеется сплошная посадка кустарника.

Фото: Степан Хлопов

«Серые заборчики» и здравый смысл: пять пунктов

1. Ограждения не справляются со своей функцией. Прежде всего, это конструкции для направления пешеходов. При этом на типичной городской улице существует много мест, где ограждение поставить невозможно. Так получаются пробелы в заборе, где всё равно перебегают, потому что переходов на наших улицах бывает недостаточно.

2. Ограждения перекрывают обзор. Это особенно касается реконструированных улиц, где ставят оцинкованные заборы вдоль всей проезжей части, да ещё и в несколько рядов. Такие ограждения образуют блестящую гирлянду у перекрёстков или вдоль проезжей части, скрывая возможные разрывы, а ещё пешеходов и велосипедистов. Это очень хорошо демонстрирует улица КИМ или Петропавловская после ремонта.

3. Зимой забор мешает чистить тротуары и вывозить снег. Мы это можем наблюдать прямо сейчас, в январе. Техника не может собрать снег или заехать на тротуары, где стоят ограждения. Поэтому дороги не убирают вовремя. Иногда скапливаются сугробы у переходов, за которыми не видно детей.

4. Ограждения калечат прохожих при авариях. Когда автомобиль таранит ограждение, оно разлетается в стороны и травмирует проходящих людей.

5. Забор портит вид улиц. Это кажется малозначительным фактом на фоне всех предыдущих. При этом символом любой современной улицы в России давно стали эти ряды серых заборчиков. Они лишают местные улицы идентичности и мешают восприятию пространства, почти как незаконная расклейка на стенах домов.

Фото: Степан Хлопов

Что дальше?

Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис сообщил нам, что проекты реконструкции пермских улиц, запланированные на 2021-22 годы, будут пересмотрены с учётом поправок в ГОСТе.

Что же касается заборов, установленных в прошлом году, то их судьба зависит от воли городской администрации. «Городские проекты» предлагают направлять обращение на имя временно исполняющего обязанности главы администрации Перми с просьбой привести улицы в соответствие действующим нормативным документам и здравому смыслу. Для этого уже есть шаблон, где нужно лишь заполнить свои данные и отправить готовое обращение.

***

Читайте также: Как определить, правомерно ли забор мешает вам пройти

Слушайте подкаст «Скверы и заборы: городские конфликты в современной России» или читайте его текстовую версию

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь