X

Новости

Сегодня
17:06 Пермские активисты создают карту безопасных мест, куда можно попасть с велосипедом
13:28 Пермский край занял 42 место в рейтинге российских регионов по качеству жизни
11:19 В Перми эвакуировали гимназию № 17. В учреждение поступило письмо с угрозой минирования
2 дня назад
10:18 В прокуратуре не смогли объяснить обоснованность тарифов на вывоз бытовых отходов
15 февраля 2019
12:15 У детей, массово заболевших в прикамском санатории «Орлёнок», обнаружили норовирусную инфекцию
12:00 Власти хотят изъять в муниципальную собственность два земельных участка около Пермской соборной мечети
14 февраля 2019
17:02 На Комсомольском проспекте в Перми количество парковочных мест сократится на треть
16:07 Весной в Перми начнут строить новый муниципальный приют для животных
14:46 В Свердловском и Кировском районах Перми 22 дома останутся без воды
Фото: Из архива семьи Сырненковых

«Я-то в советские времена... у-у-у-у». В Перми открывается выставка «Жизнь других»

Слово «ностальгия» в греческом языке образуется из двух понятий: «возвращение на родину» и «боль, печаль». Но мы этот термин привыкли использовать в более мягком контексте.

Воспоминания, вызывающие у нас грустную улыбку, увлекающие нас в прошлое... Вот что такое ностальгия для нас. Наверное, это очень свойственно именно русскому человеку. Запад? Он более прагматичен. Восток относится к прошлому философски. А мы — живём меж двух миров, уживаясь с необходимостью двигаться дальше и постоянным желанием вспоминать: а мы-то в советские времена...

При этом своё прошлое мы не всегда ассоциируем с политическим строем. Для нас имеют значение какие-то простые вещи: родительский дом и двор, который отзывался эхом на крики мамы: «Саша (Коля, Витя, Серёжа), иди обедать!», мороженое за 15 копеек, хлеб за 24 копейки, радость от новой и такой редкой игрушки, поездки на дачу, поездки в Москву — как путешествие в другой мир. Хотя, конечно, щекочущие нервы кухонные посиделки с анекдотами про Брежнева, рассказанными полушёпотом, тоже вспоминаются, но, скорее, как элемент антуража, а не как моменты политической борьбы. Притупляются чувства неудоволетворённости, опасности, досады на ту эпоху. Остаётся то, что мы называем «ностальгией».

Не зря же сегодняшний телеэкран пестрит фильмами прошлых лет, старыми актёрами, которые из телешоу в телешоу рассказывают о том, как им тогда жилось, как хорошо было снимать простые фильмы.

Впрочем, за всей это ностальгией мы часто забываем, что вечно жить прошлым не получится. Нужно двигаться дальше... Но так хочется увидеть что-то ещё: такое знакомое и близкое, такое родное... из того прошлого, где «в советские времена-то у-у-у-у».

Выпускник юридического факультета Пермского государственного университета Илья Шипиловских и художник Владимир Селезнёв в 2013 году решили вынести эту тему на широкое обозрение и весной прошлого года придумали проект «Жизнь других», который показали в Екатеринбурге в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ).

По замыслу авторов проекта, «Жизнь других» обратилась к частным архивам людей, которые жили в то время. Минимум политизированности и максимум быта в фотографиях, видео- и фотоинсталляцих, кинохрониках, газетных вырезках 70-80-х годов ХХ века.

Таким образом была сформирована выставка. Она рассказывает о работе и досуге советской интеллигенции последнего десятилетия СССР.

Илья Шипиловских, Владимир Селезнёв:

— Мы не ставим себе цели рассказать о том, хорошо или плохо было жить в Советском Союзе. Нам важно показать жизнь такой, какой она была, какой она зафиксирована и упорядочена в фотоальбомах и памяти, а не той, что застыла на полотнах классиков социалистического реализма или в работах их идеологических противников соц-артистов. Из выбранных для выставки фотографий изъята вся идеологическая составляющая: демонстрации, красные стяги, памятники Ленину, пропагандистские лозунги и т. д.

Мы отдаём себе отчёт в том, что, говоря об СССР, невозможно оставить «идеологическое» за скобками. Конечно, оно будет зримо и незримо присутствовать. Мы стараемся добиться аккумулятивного воздействия отдельных элементов на зрителя. И экспозиция, по нашей задумке, должна восприниматься как единое объёмное произведение, призывающее обратить на себя взгляд, обращённый в прошлое.

Соавторами выставки стали простые люди, к которым авторы обратились с просьбой приносить фотографии и прочие артефакты советской эпохи. Для «Жизни других» было собрано почти 200 фотографий, из которых в экспозицию попало около 100. На них запечатлены персонажи того времени: типичные рабочие и инженеры, спортсмены и комсомольцы.

В интервью журналу WTF Илья Шипиловских отметил, что во время отбора материалов команда проекта особое внимание уделяла тем фотографиям, которые не претендовали на публичные показы и были сделаны с низким художественным качеством, но с высокой точностью передачи сути эпохи:

— Хотелось дать слово так называемым слабым изображениям, слабым образам, созданным без оглядки на возможное публичное представление или экспонирование. Хотелось максимально чётко представить их нехудожественность, «самость» — то, что как раз и делает архивные материалы «другими».

Что получилось, можно будет увидеть уже 19 ноября в Музее советского наива по адресу: Комсомольский проспект, 1.

Новое на сайте

Плоский мир литературы: видео лекции Галины Юзефович

Иван Козлов

В Перми пройдут публичные слушания о реновации территории завода Шпагина и Разгуляя. В проекте много странностей

Анастасия Кожевникова