Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Смотрите на свет!
Режиссёр Роберт Уилсон использует собственный метод создания спектакля, каллиграфически отточенный и выверенный его постановочной группой. Для того чтобы зрители увидели знаменитую световую абстракцию, проводится колоссальная предварительная работа. Художник рисует светом по живому «полотну». Среди тех, кто добровольно стал «холстом» для световых репетиций при постановке оперы «Травиата» на пермской сцене, оказался и автор этого текста. Что происходило на репетициях в течение месяца до премьеры?
«Поднимите руку и смотрите на свет!»
Выйти на свет
Сколько так можно простоять без перерыва? Репетиция длится два часа. Вы позволяете себе размять ноги, нагнуться, присесть, но из темноты зала режиссёр говорит в микрофон: «Пожалуйста, не двигайтесь. Очень важно, чтобы вы стояли на своих метках и смотрели вверх»
Стоять
Идея участвовать в процессе постановки оперы пришла сразу, как только я прочитала пост о том, что театр набирает группу статистов для световых репетиций. Новый термин
Движение как основа
«Я всегда начинаю с движения»,
Никола работает с партитурой, в которой все позы, передвижения артистов, все их жесты пронумерованы. Поэтому артистам миманса следовало запомнить не только последовательность выходов и перемещений по сцене, но и номера каждого жеста.
На полу в зале лежало ковровое покрытие, на котором уже были приклеены метки из цветного скотча. Они тоже пронумерованы. Метки обозначали место, где тот или иной персонаж должен встать в определённой мизансцене.
Мы чувствовали себя, как шахматные фигуры, которые понятия не имеют о правилах игры в шахматы. Никакой связи с содержанием оперы, никакой психологической мотивировки действий персонажей. Только в самом начале, говоря о «Травиате», Никола рекомендовала нам переживать эмоции героев этой истории про себя, не проявляя их внешне.
«Violetta one, Violetta two...»
Во время репетиций мы знакомились друг с другом. Хотя большинство статистов с первой же встречи обменивались задорными шутками, означающими ту или иную степень их вовлечённости в жизнь театра. Как выяснилось позже, в миманс-группе собрались профессиональные актёры и сотрудники цехов театра, танцовщики и спортсмены, театралы и меломаны. Интересные беседы в паузах между репетициями завязывались между менеджером по туризму и мастером йоги. Из случайной реплики можно было вдруг узнать, что стоишь рядом с художницей или москвичкой, поклонницей творчества Теодора Курентзиса.
В группе статистов было две исполнительницы Виолетты, Флора, Доктор, Гастон, Маркиз, Барон, Аннина, Быки, Цыганки, Хор и так далее. Осваивая движения мизансцен, мы снова и снова слышали методичные команды режиссёра: «Stand by for the music, and music go! Violetta
Некоторые загадки перевода мы разгадывали сами, параллельно с репетициями пускаясь в культурологические исследования. Улыбку вызывало обращение Николы к хору цыганок
Так постепенно нашу группу стали объединять и интеллектуальные темы.
Чем больше появлялось вопросов, тем активнее мы делились версиями ответов между собой и тем больше нового открывали.
Меня сильно заинтересовала рекомендация Николы не делать движений в такт музыки. Требование было озвучено несколько раз, без объяснения причины, почему именно так. И это лишь разжигало интерес, ведь ничего случайного, непродуманного в этой постановке нет.
Столь же удивительно было услышать замечание Николы, когда она объясняла артистке, исполняющей роль Аннины, её манеру движений: «Ты должна быть смешной, как мультяшка». Верди
Ровный, исключительно вежливый тон Николы Панцер в общении вызывал всё больше восхищения по мере приближения открытия фестиваля. Казалось, что Николе неведомы ни стресс, ни усталость. Каждый день она работала по двенадцать часов, проводя по три репетиции
Грим в промышленных масштабах
Когда этап постановки мизансцен был пройден, репетиции переместились на сцену театра и проходили в гриме и костюмах. Мы приходили за час до репетиции, чтобы успеть преобразиться до неузнаваемости. В театре работали двенадцать профессиональных гримёров, в задачу которых входило каждый день на каждом из ста лиц артистов воспроизвести один и тот же чёрно-белый мейкап. Пока мастер ловко закручивала мои волосы «улитками» и туго закрепляла их невидимками, я с интересом вникала в нюансы работы театральных гримёров и парикмахеров.
Для них опыт сотрудничества с командой Уилсона тоже был отчасти новым. Потому что объём работы выходил за рамки добра и зла. До начала репетиций для специалистов пермского театра был проведён мастер-класс, на котором они узнали, что конфигурация шпилек и место их производства имеет значение в этом спектакле. Как и способ закалывания невидимок, как и цвет шапочки, надеваемой под парик. «Вам надели светлую? Давайте поменяем, иначе под чёрным париком она будет просвечивать». Для коротких волос применяются специальные пружинки, быстро и надёжно фиксирующие любую длину волос. С этим знанием жизнь не может быть прежней.
Подход постановочной группы заключается в том, чтобы всё, вплоть до мелочей, тотально на репетициях было выполнено на уровне премьеры. Тогда и показ перед зрителями пройдёт успешно.
Именно поэтому костюмеры с особой тщательностью следили за тем, чтобы костюмы не мялись. Поэтому в перерыве между выходами на сцену в тёмных узких проходах театра можно было случайно встретить гримёра «на охоте» со спонжем в руках. «Чуть-чуть!»
Свет и тень Роберта Уилсона
Первая световая репетиция состоялась за десять дней до премьеры. Мы, то есть группа статистов, в полной готовности не первый час ждали за кулисами, когда услышали голос Роберта Уилсона. Он попросил выйти на сцену механиков и осветителей театра и объявил им, что работает со всеми аспектами спектакля одновременно. Для него важна каждая деталь. «Поэтому у меня всегда очень много цифр в голове»,
Репетиция началась с настройки светового оборудования. Я из-за кулис наблюдала, как указания Уилсона отражаются на экране сцены. Зрелище сюрреалистическое. Словно в уединении любуешься закатом солнца и вдруг слышишь громкие короткие команды: «Дайте мне взглянуть на зелёный на 100 %». И небо, то есть экран, полностью насыщается зелёной подсветкой. «Стальной 50 %... 65 %... 17 %... 0,5 %»,
В цифрах обозначался и тон палитры, и уровень расположения прожекторов относительно верха и низа экрана. Тестировали и лампы, которые выполняют роль минималистичных декораций, и софиты, освещающие «кристаллы». Одна из репетиций была посвящена настройке прожекторов на колосниках сцены. Эта работа требовала полной отдачи сил от осветителей, техников, механиков театра. Они сдержанно переговаривались между собой по рации. Сдержанно
Если продолжить говорить о перфекционизме постановщиков, то за полтора часа репетиций мы могли продвинуться в музыкальной фонограмме оперы всего на 2 минуты и 47 секунд. На одной из репетиций случился поразительный эпизод. Актёра миманса, исполняющего роль Виконта Гастона, режиссёры снова и снова просили подвинуться на два маленьких шага вперёд. Он переступал на новое место. Режиссёр переключался на другие задачи, но затем вновь просил актёра поменять положение. Господин Уилсон определённо был встревожен. В конце концов, он озвучил причину своей неудовлетворённости: «Никак не пойму, откуда падает тень на лицо Гастона. Чья это тень?» Когда на сцене находятся тридцать человек, при ярком свете почти невозможно сделать так, чтобы тени не касались людей. Но именно этого добивался режиссёр на той репетиции. Сидя в амфитеатре, он видел тень на лице актёра.
Прикосновение к искусству
Смысл кропотливой работы постановщиков со статистами заключался в том, чтобы во время световых репетиций Роберт Уилсон видел полную картину каждого акта, каждой мизансцены. И соединял движения актёров миманса и световые эффекты. Придуманные им решения затем воплощались, когда на сцену выходили вокалисты.
За девятнадцать репетиций мы успели освоиться за кулисами театра и подружиться. Томительное ожидание репетиций смягчалось весёлыми шутками, разговорами о том, кто чем занимается «в миру» и доброжелательной атмосферой театра. Строгой, но доброжелательной.
Пока шли репетиции, мы всё же не совсем понимали, в чём участвуем. На вопрос, чувствуем ли мы прикосновение к искусству, ответом статистов был дружный смех. Но вот репетиции завершились. Мы пришли в зрительный зал, с трудом узнавая друг друга без грима. Радость встречи оказалась ничуть не менее ошеломительной для каждого из нас, чем сам спектакль. За месяц слушания фонограммы музыка Верди стала навязчиво сниться. Но на премьере она звучала так, словно исполнялась впервые.
Целостный замысел, который оставался для нас неясным на протяжении репетиций, наконец открылся. Эффект был сопоставим с долгим подъёмом в горы. Идёшь, идёшь четыре тысячи метров вверх, согнувшись под тяжестью рюкзака, не видя ничего, кроме земли под ногами. Внезапно перед тобой открывается линия горизонта. Перехватывает дыхание. Ты в самой высокой точке, и вокруг, сколько может окинуть взгляд,
***
- Скоро читайте на «Звезде» интервью с сорежиссёром Роберта Уилсона Николой Панцер.
Рекомендуем почитать
«Уроки труда». Публикуем программу пятого фестиваля о женщинах We-fest
ДК имени Шпагина, или как сорняки показали, что не так с культурным кластером
Ложки, пня и цветов нет. Сможете найти вымышленный праздник среди настоящих?
Новое на сайте
«Уроки труда». Публикуем программу пятого фестиваля о женщинах We-fest
Дорожки для велосипедистов, указатели и входные группы. Черняевский лес ждут перемены
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+