Патриотизм засучив рукава
Патриотизм — это экономика и любовь к родине. Родина — не только там, где хорошо платят. Духовность — это всё хорошее. Пора засучить рукава и вплотную заняться вопросами патриотического воспитания. Для воспитания патриотизма надо ввести квоты на плохие новости. Эти и другие не менее интересные светлые мысли донесли до народа участники предварительного голосования от партии «Единая Россия» во время мероприятия, названного организаторами «дебаты». Участники: член общественной палаты Светлана Денисова, председатель общественной организации «Многодетные Пермского края» Ирина Ермакова, депутаты Госдумы Григорий Куранов и Алексей Пушков, мэр Перми Игорь Сапко и депутат Законодательного собрания края Дмитрий Скриванов.
- Тема дебатов: «Патриотизм как национальная идея, как основа для воспитания молодёжи».
Для начала ведущий предложил участникам сказать вступительное слово и рассказать о том, как они сами понимают патриотизм.
Светлана Денисова:
«Уже четвёртый год подряд жители нашего района пойдут в колонне „Бессмертного полка“. Это прекрасный пример воспитания патриотизма без громких лозунгов... Воспитать патриотизм и сделать его национальной идеей очень просто: надо ввести квоту на плохие и хорошие новости... Пусть нам почаще показывают сюжеты и фильмы, которые вызывают гордость за нашу страну».
Ирина Ермакова:
«Для меня патриотизм — это крепкая здоровая семья. Это работа во благо края, это гордость за край. Это поддержка традиционной семьи. Только тогда, когда у нас крепкая семья, у нас крепкое государство. Мы должны воспитывать любовь к нашей стране, к месту, где ты живёшь, в наших детях. Именно этим я занимаюсь».
Григорий Куранов:
«Для меня понятие патриотизма неотделимо от понятия духовности... Духовность объединяет все религии. То, что во всех религиях воспринимается как хорошее, — это и есть духовность. Патриотизм двигает человека на деяния, а духовность задаёт вектор и рамки этих деяний».
Алексей Пушков:
«Есть такое мнение, что родина — это там, где хорошо платят. Я считаю, что люди, которые выбирают такую форму своего существования, они лишают себя очень важного — они обрывают свои корни... Без патриотизма страна приходит в упадок. В 90-е это закончилось дефолтом 1998 года. И от этого нам сейчас приходится выздоравливаться. Только на основе патриотизма и веры в свою страну может быть выстроен национальный успех».
Игорь Сапко:
«Сегодня уникальная возможность для того, чтобы сверить наши внутрипартийные часы по такой важнейшей теме, как патриотизм. Для меня патриотизм — это ответственность за то, что происходит в стране. Эта ответственность имеет два источника: семья и образование. Если образование или семья пересыхают, то общество начинает умирать.
В Перми есть уникальный опыт патриотического воспитания — на территории находится кадетская школа, кадетский корпус, суворовское училище, классы военной подготовки наших детей. Сегодня Пермь и Пермский край готовы транслировать наш опыт на федеральном уровне».
Здесь и далее во время выступлений Сапко в зале поднимались плакаты, выполненные в тех же цветах и стиле, что и баннеры «Справедливой России», расклеенные по городу. Надписи на плакатах говорили о бездействии чиновников, призывали главу города оставить свой пост, прекратить административное давление.
Дмитрий Скриванов:
«Патриотизм я знаю не понаслышке. В школе-интернате мы каждое утро стояли на линейке и слушали гимн. Стояли по стойке смирно... Я не всегда согласен с тем, что патриотизм — это способность защищать свою родину или умение собрать и разобрать автомат Калашникова за 38 секунд. Патриотизм — это любовь к Родине. А любовь к Родине — это уважение к себе, потому что Родина — это мы. Патриотизм Пермского края носит уникальный характер, потому что Пермь в своё время была Пермью Великой. И в этом смысле у нас патриотизм — это то, что заложено у нас в генах».
Далее перешли к вопросам. Их могли задавать только представители групп поддержки кандидатов.
Вопрос Пушкову об НКО и законе об иностранных агентах. Можно ли внести закон, который позволит им полноценно работать?
Алексей Пушков:
«Подавляющее большинство НКО, которые занимаются политикой, не являются партнёрами государства по укреплению нашего имижда и улучшению нашего образа за рубежом. Напротив, они представляют в России позиции других государств. В этом проблема. У меня много примеров того, как эти НКО выезжают на запад, делают всяческие намеренно антироссийские доклады. Поэтому и возник Закон об иностранных агентах.
У покойного Егора Гайдара есть дочь — Мария Гайдар, известный оппозиционер. Она работала в системе государственных органов, создала НКО. Не помню название... какая-то Инициатива. Получила грант на её деятельность от государства. И, видимо, в знак благодарности за это решила отправиться работать с губернатором Саакашвили в Одессу, заявив, что именно Украина, на её взгляд, на сегодня является образцом верховенства закона и прав человека».
Дмитрий Скриванов:
«То, что Гайдар поехала работать на Украину, для меня не является непатриотичным. А то, что она заявила по поводу России, является непатриотичным. Абсолютно. Важно чувствовать грань. Если под патриотизмом понимать полную изоляцию нашей страны и её граждан, то, наверное, не только в этом патриотизм. Если в страну приносится какой-то хороший опыт из-за рубежа, то это, в том числе, патриотизм».
Алексей Пушков:
«Могу частично согласиться с тем, что было сказано. Она поехала работать к политику, который официально признан врагом нашей страны. Михаил Саакашвили — активный недруг России. Если она (Гайдар) работает на недруга России, мы должны к ней соответствующим образом относиться».
Вопрос Скриванову: «Ваша семья живёт в Лондоне. Также там есть счета и недвижимость. Президент РФ неоднократно говорит, что у депутата от ЕР не должно быть зарубежных активов. Если семья живёт за рубежом — это патриотизм?»
Дмитрий Скриванов:
«Это полностью укладывается в мою логику того, как я интерпретирую для себя патриотизм. На сегодняшний день все капиталы, которые я заработал и по которым заплатил все налоги, находятся на территории России. Наша страна проходит определённые этапы. И был такой этап, когда Владимир Владимирович (Путин) говорил, что необходимо интегрироваться в Европу, получать там образование, открывать предприятия и везти сюда технологии, знания. Патриотичная позиция моих дочерей заключается в том, что они точно сюда приедут.
Я построил тут технологичный, современный Кунгурский молочный комбинат. В этом я был патриотом, потому что я его построил здесь».
Ирина Ермакова:
«Молочный комбинат был построен при государственной финансовой поддержке. Потом вы его продали и свои дивиденды от этого получили».
В связи с этим Ермакова хотела задать Скриванову какой-то вопрос, однако модератор встречи не позволил ей закончить свой монолог, а Дмитрию Скриванову — ответить на него, по причине того, что этот разговор якобы носит личный характер.
Вопрос Сапко: Что должна сделать власть, чтобы подростки не грели ноги у Вечного огня?
Игорь Сапко:
«Надо обратить внимание на цель, которую преследовал подросток. Он хотел стать известным, заработать наибольшее количество лайков. Но в итоге он получил крайне негативную оценку со стороны городского сообщества. Пришлось извиняться и ему, и его семье. Сегодня городские власти разговаривают с молодёжью на понятном языке, на равных. Надеюсь, такого больше не произойдёт».
Светлана Денисова:
«Чтобы наши дети не относились так к памятникам, нужно памятники привести в порядок с привлечением к этому подростков».
Если не считать вступительной и заключительной речей, это было всё, что Денисова произнесла за время встречи.
Вопрос Скриванову: Как можно говорить о патриотизме, когда в городе такая грязь и дороги?
Дмитрий Скриванов:
«Единственное, что можно пожелать, — это чтобы наш город развивался. Я искренне люблю Пермь. Если сделать Пермь преуспевающим городом, то и люди будут другими (бытие определяет сознание). И вектор развития у города будет другой. Меняя настоящее, мы создаём себе будущее».
Игорь Сапко:
«Мы не стоим на месте. Город меняется. Сегодня я встал в 6 утра, шёл пешком по городу и видел весёлые лица пермяков, которые шли на субботник. Я вижу, что город стал чище. Мы вместе можем город делать лучше. Не надо только требовать от власти — предоставь. Вы должны делать запрос власти и вместе с властью решать конкретные вопросы».
Тут ведущий повторно попросил девушку с плакатом убрать его. «Я же с вами разговариваю как с нормальным человеком».
«С вами как с нормальным человеком, а вы из „Справедливой России“», — пошутил Дмитрий Скриванов.
Вопрос Пушкову: За что в вопросах воспитания отвечает город, за что край и за что государство?
Алексей Пушков:
«В 90-е годы все были за глобализацию и интеграцию в мировое сообщество. Патриотизм не был востребован. В результате, за восемь лет экономика обрушилась, произошёл дефолт 1998 года. Только с приходом Владимира Путина мы начали чувствовать возвращение патриотической идеи, и параллельно происходило восстановление экономики. Да, сейчас у нас не самые простые времена. Но всё же мы сделали большой рывок в двухтысячные годы, в первой декаде. Патриотизм — это и есть экономика. А отсутствие патриотизма — это внешнее управление и развал экономики».
Григорий Куранов:
«Государство должно делать две вещи: первое — создавать современные поводы для гордости, чтобы мы гордились не только 9 Мая и Гагариным, но и Сирией, сочинской олимпиадой, бессмертным полком. Второе — государство должно дать возможность людям делать что-то, чем они потом будут сами гордиться».
Ирина Ермакова, глядя на Скриванова:
«Нужно уйти от двойных стандартов. Помните прежнего губернатора, который был пермяком, а жил в Швейцарии? Мог он быть патриотом, живя за границей? Патриотично ли, если народный избранник имеет второе место жительства за рубежом, две родины, два дома, две правды? Каким образом он будет участвовать, например, в судьбе многодетных, которые сами строят себе дорогу? Возможно ли это, когда мы видим, что у нас есть последователи Олега Анатольевича?»
Алексей Пушков её поддержал:
«Мы должны пройти тот период, когда формируется круг руководителей, которым больше нравится жить за пределами России».
Дмитрий Скриванов согласился с тем, что люди, получающие от государства зарплату и представляющие власть, не должны быть ориентированы на Запад.
— Ирина Сергеевна, вы уже вторые дебаты пытаетесь меня уколоть, ещё что-то... Насколько я помню, за дискредитацию Общероссийского народного фронта вы исключены оттуда. Вот вы меня дискредитируете. Зачем? Мне, честно говоря, это не нравится.
Ответить Ермаковой модератор также не позволил, предложив личные вопросы обсудить после дебатов.
Вопрос Куранову: Что вы лично сделали для Пермского края в вопросе патриотического воспитания?
Григорий Куранов:
«Что я сделал лично... Возле памятника Фронта и тыла есть такая Аллея славы. Там люди, которые внесли огромный вклад в наш город, предприятия, которые внесли, и знаменитые даты... Вот я горжусь тем, что это мой проект, у меня на него авторские права...»
Игорь Сапко:
«Это великолепный проект. Подобных аналогов я не встречал в других городах. В прошлом году я придумал продолжение этого проекта — из Краснодара привез прекрасную идею: мы установили три флагштока, на которых сейчас развеваются флаги Перми, России и Пермского края. Это логичное продолжение темы патриотизма. В Краснодаре только один флагшток. У нас их три! Это прекрасное место, куда приезжают свадьбы, дети, уроки краеведения».
Вопрос к Пушкову: Есть ли сегодня такой феномен, как российский патриотизм, и какова его стержневая идея?
Алексей Пушков: «Российский патриотизм, как идейный феномен, существует».
Дмитрий Скриванов: «Я бы истоки российского патриотизма искал в истории».
Игорь Сапко: «Нас объединяет Пермь. В этом и есть настоящий патриотизм — в любви к малой Родине».
Вопрос Куранову: Нужен ли закон о патриотизме?
Григорий Куранов: «Важен не закон, а деятельность...»
Дмитрий Скриванов: «Патриотизм — это действие. Каждый должен сказать, что конкретное он сделал, а не о том, кто где у него живет. Сколько флагштоков поставил, что ещё сделал? Вот по этому можно считать человека патриотом. Если патриотизм определяется по внешним атрибутам — это неправильно, например, что нельзя носить американское. Действие — прежде всего» (После дебатов Дмитрий Скриванов сядет в автомобиль Range Rover и поедет действовать).
Человек не из группы поддержки хотел задать вопрос, но ведущий не позволил ему этого. Тогда Дмитрий Скриванов заявил, что принимает этого человека в свою группу поддержки прямо сейчас, тем самым дав ему возможность задать свой вопрос.
Вопрос Ермаковой: В деревне Мокино есть детский патриотический клуб в здании, которое видело ещё царя. Оно в полном упадке. Что сделать, чтобы восстановить этот клуб?
Ирина Ермакова предложила создать НКО, написать проект и получить грант.
Игорь Сапко предложил не решать этот вопрос точечно, а подойти к этому системно, создать полноценную краевую программу.
Скриванов же напрямую пообещал отремонтировать здание, сорвав аплодисменты. Он скромно сказал, что так поступать его научил Владимир Владимирович (Путин), который решает проблемы подобным образом во время прямых линий.
С начала дебатов прошло больше часа и модератор предоставил участникам возможность произнести заключительные слова.
Светлана Денисова заявила, что люди станут патриотами нашей страны только тогда, когда мнение каждого будет услышано, а выборы будут демократичными.
Ирина Ермакова начала с утверждения, что патриотизм — это любовь к родине, а «Единая Россия» — единственная партия, которая отстаивает интересы граждан, имеет понятную программу и национальную идею.
— От нашего выбора сегодня зависит наша жизнь завтра, — закончила свою речь Ермакова.
Григорий Куранов предложил рядом со знаменем «Бессмертный полк» поставить знамя «Бессмертный тыл».
Алексей Пушков не стал делать финального заявления, но поделился мыслью о том, что патриотизм — это состояние души, которое не должно зависеть от состояния городских улиц и честности выборов.
Игорь Сапко поблагодарил свою группу поддержки и всех остальных участников, после чего сообщил, что в плане патриотизма мы подошли к той черте, после которой необходимо засучить рукава и начать полноценно работать:
— Сегодня у всех нас есть уникальная возможность сплотиться вокруг президента на фоне воссоединения Крыма с Россией, на фоне великолепных дипломатических, военных побед.
На прощание глава Перми сообщил, что сразу после дебатов поедет на матч баскетбольной команды «Урал-Грейт» (!):
— Как полноценный патриот своего города, сейчас поеду и буду болеть...
Дмитрий Скриванов предложил не отождествлять всех членов «Единой России» с «Единой Россией». По его словам, нерадивость проявляет конкретный иван иванович на своем конкретном месте, а не вся партия, и наказывать надо конкретного чиновника.
В заключении Скриванов напомнил, что история России — это великая история, такая же великая, какой в своё время была Пермь Великая.
Встреча завершилась аплодисментами.