X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
11 августа 2020
10 августа 2020
09 августа 2020
08 августа 2020
07 августа 2020
06 августа 2020

Игры Апокалипсиса. Видеоигры про гибель мира, в которые стоит сыграть, пока не поздно

Карантин и самоизоляция продолжаются. Если вы уже не знаете, чем себя занять в четырёх стенах, пока за окнами разворачивается натуральный конец света, то мы предлагаем вам небольшой список видеоигр, в которых апокалипсис уже произошёл и герои выживают в этом мире, как могут. Возможно, поиграв в них, вы убедитесь в том, что всё у нас ещё не так плохо. Или наоборот. Но в любом случае, время и кучу виртуальных врагов вы убьёте с удовольствием.

Дисклеймер:

В данном тексте в качестве иллюстраций приводятся трейлеры видеоигр. Большинство из них имеют рейтинг 18+ и содержат контент, который кому-то может показаться жестоким и шокирующим (именно трейлеры, а не сами игры). Поэтому на всякий случай мы предупреждаем вас, что трейлеры вы включаете на свой страх и риск, и чувствительным людям этого лучше не делать. Приятного чтения.

S.T.A.L.K.E.R

Начать стоит с серии игр, идеально показавшей постапокалипсис в постсоветских реалиях. Задуманный ещё в начале 2000-х украинской студией GSC Game World проект S.T.A.L.K.E.R. был так называемой «игрой мечты». Разработчики обещали уникальный шутер с огромный открытым миром, прогрессивной системой имитации жизни ботов A-Life, а самое главное — с уникальным сеттингом, в котором перемешивались «Пикник на обочине» Стругацких, «Сталкер» Тарковского и последствия аварии на Чернобыльской АЭС. По сюжету, в Зоне отчуждения ЧАЭС в 2006 году опять случилась какая-то новая загадочная катастрофа — Выброс. Из-за него территория Зоны наполнилась страшными монстрами-мутантами и смертельными ловушками-аномалиями, порождающими бесценные артефакты. Именно за ними в оцепленную военными 30-километровую зону и прорываются отчаянные люди — сталкеры (да, тут всё почти как у Стругацких). Одним из таких сталкеров, который заодно выясняет загадку появления Зоны, и предстояло стать игроку.

Первая игра серии «S.T.A.L.K.E. R. Тень Чернобыля» разрабатывалась долгие шесть лет, за что получила от аудитории презрительную кличку «Ждалкер», и вышла лишь в 2007 году. И это была далеко не та самая обещанная «игра мечты». В игре было полно багов, недоделок, вырезанного контента, мир был не таким уж открытым, система A-Life была действительно передовой на тот момент, но тоже какой-то недопиленной. То есть игра была по-своему неплоха, но в ней чего-то постоянно не хватало. И S.T.A.L.K.E.R. бы сгинул в безвестности, если бы не его атмосфера. За те эмоции, которые дарило игрокам путешествие по действительно завораживающей, притягательной, узнаваемой и при этом смертельно опасной и пугающей Зоне, разработчикам простили почти все огрехи. GSC Game World удалось создать настоявший и живой мир (оживляет его в основном фантазия игрока), в котором приходится постоянно выживать посреди родных и узнаваемых постсоветских развалин деревенских домиков, промзон и хрущёвок, бандитов с характерным говорком и гитарной музыкой у костров. И в этом деле положиться можно только на верный автомат (да, тут всё как почти как в 90-е).

Не самый лучший пример фанатского творчества, но суть этих игр передаёт неплохо

Именно атмосфера S.T.A.L.K.E.R и сделала игру популярной ещё до её выхода. Серия книг S.T.A.L.K.E.R., в своё время заполонившая все книжные и до сих пор никуда оттуда не ушедшая, здорово подогревала интерес и любовь фанатов. Впрочем, любовь к S.T.A.L.K.E.R. не утихает до сих пор, хотя с выхода последней (и лучшей) игры серии — «Зов Припяти» — прошло уже 11 лет. Фанаты бесконечно делают моды, расширяющие возможности игры, стремясь создать «тот самый S.T.A.L.K.E.R.», снимают свои любительские фильмы и сериалы, проводят живые встречи и масштабные страйкбольные игры.

Новость о том, что новая игра серии выйдет в 2021 году, вызвала в интернете эффект, сравнимый с Выбросом. И сейчас, когда выход в магазин за хлебом или поход с пакетами до мусорки напоминает рейд сталкера в защитной снаряге за хабаром по Зоне, эти игры становятся ещё атмосфернее.

«Метро 2033»

Ещё одна серия игр про постсоветский постапокалипсис и фактически кровный родственник S.T.A.L.K.E. R. Ведь создавшую их студию 4A Games образовали выходцы из GSC Game World, ушедшие оттуда с желанием сделать свой S.T.A.L.K.E.R. с рельсами и ядерной зимой. Первой их работой стала игра, основанная на первой книге знаменитого книжного цикла Дмитрия Глуховского (а позже и многих других авторов) «Метро 2033», о людях, выживающих в московском метро после ядерной войны.

Все три части «Метро 2033» — этот тот уникальный случай, когда игры гораздо лучше и интереснее книг, на которых основаны. Видимо потому, что в игры нельзя протащить скверный русский язык, которым написаны все книги Глуховского. А вся глупость, нелогичность и графомания, из которых вселенная «Метро 2033» состоит более чем полностью, легко нивелируются за счёт геймплея, дизайна и опять же атмосферы. И с этим у игр 4A Games всё более чем хорошо. Первые две части серии «Метро 2033» и «Метро 2033. Луч надежды» — это, как бы иронично не звучало, рельсовые шутеры, со значительными элементами хоррора, где надо много стрелять, прятаться, стараться определённые места пройти скрытно и не убивая людей, чтобы получить хорошую концовку (монстров можно мочить без последствий). И при этом герою, как и сейчас в жизни, нельзя выходить на улицы Москвы без полного костюма химзащиты и противогаза. Разрушенная войной столица была показана в этих играх просто отлично.

Самая недавняя, третья часть под названием «Метро: Исход» пыталась слегка порушить эту схему, ведь по сюжету герои выбирались из метро и путешествовали по разрушенной ядерной войной России на поезде. Это позволило показать не только Москву, но и страну, живущую на руинах. Что тоже было очень атмосферно. Согласно трендам современного игростроя, в «Исходе» разработчики решили сделать открытый мир и разделили игру не просто на набор коридоров, а на несколько радикально отличающихся друг от друга огромных уровней-биомов (болото, пустыня, лес). Там игрок был волен идти куда угодно. Правда, сами игроки этот опыт посчитали не особенно удачным. Ведь такие уровни были пустоваты и скучноваты, делать там было особо нечего, но зато когда игра снова вставала на родные рельсы и опять опускалась в метро, на этот раз новосибирское, она опять становилась чудо как хороша. Так что если в условиях собственной изоляции вы готовы вытерпеть ещё изоляцию в видеоигре, то это серия — ваш вариант.

Fallout

Говорим «компьютерная игра про постапокалпсис», подразумеваем Fallout. Говорим Fallout, подразумеваем «компьютерная игра про постапокалипсис». Культовая серия игр, ставшая иконой и эталоном жанра ролевых игр (RPG) за счёт своей невероятной даже по сегодняшним меркам вариативности и свободе, а также одним из самых значимых произведений постапокалипсиса за счёт своего несравненного ретрофутуристического стиля и безумного, но тщательно проработанного мира.

Первые две номерные части — самые известные и любимые из всей серии, вышедшие в 1997 и 1998 годах, напоминают классические изометрические RPG, основанные на системе D&D с видом сверху, пошаговыми боями, кучей характеристик персонажа и гибкой и системой его настройки, прокачки и множеством диалогов с персонажами. Только вместо D&D тут система S.P.E.C.I.A.L., а вместо фэнтезийных подземелий и драконов — мир из грёз Владимира Киселёва: Америка, сожжённая в радиоактивный пепел. Именно в эту Пустошь выходят герои Fallout и Fallout 2 из долгой, почти вековой самоизоляции в безопасном убежище. И отправляются в путь, в котором игрока мало что ограничивает. Пройти игры можно как угодно. И настроить своего персонажа можно тоже как угодно. Хотите ловкого вора, который куда угодно пролезет? Пожалуйста. Крутого стрелка или рукопашника, сносящего всё на своём пути? На здоровье. Велеречивого дипломата, который кого угодно уболтает и даже перевербует? Вперёд. Полного идиота, который двух слов связать не может? Отличная идея! В зависимости от сделанных выборов будет меняться прохождение и даже геймплей. Например, эти части Fallout прославились тем, что при желании их можно пройти, вообще никого не убив.

Но далее эта серия игра радикально изменилась из-за того, что сменился разработчик — права от закрывшейся Black Isle Studios, создавшей оригинальные игры, перешли к студии Bethesda, выпустившей Fallout 3 (2008 год) и Fallout 4 (2015). В этих играх уже отказались от пошаговых боёв и вида сверху в пользу игровых механик шутеров. От них в этих играх появился вид от первого или третьего лица и умная пауза в перестрелках. Это привлекало новых игроков, и фанаты серии эти нововведения приняли, но с кислой миной. Больше их порадовал спин-офф Fallout: New Vegas (2010 год), потому что разработавшая его студия Obsidian Entertainment это, по сути, переименованная Black Isle Studios.

Но самую актуальную игру — исключительно онлайновую Fallout 76, вышедшую в 2018 году, плохо приняли все. Потому что, судя по отзывам, при запуске в этой игре плохо было ВООБЩЕ ВСЁ и правильно не работало НИЧЕГО. И если первые Fallout стали чуть ли не синонимом ролевых игр, то Fallout 76 стало синонимом провала, разочарований и недоразумений. Bethesda подливала масла в огонь, не сильно стремясь исправлять ошибки. Так что если вас заинтересовала эта серия игр, то вы можете смело выбрать между бессмертной классикой, новшествами и адскими муками.

Resident Evil

Ещё одна давняя, иконическая серия игр от японской компании Capcom. Первая Resident Evil вышла ещё в 1996 году и вместе с более ранней Alone in the Dark фактически основала целый жанр survival horror. То есть ужастиков от мира видеоигр, в которых упор делается на выживание героя игры посреди тщательно нагнетаемой атмосферы страха и тревоги. Также именно эти игры сыграли большую роль в возвращении зомби в массовую культуру.

Но Resident Evil — это не только множество игр в разных жанрах и для разных платформ, но много разной медиапродукции, куда входят и те самые фильмы «Обитель зла» с Миллой Йовович. Все эти продукты очень разнятся, но неизменным остаются общие вещи этого сеттинга: злобная корпорация Umbrella, разрабатывающая биологическое оружие, страшные вирусы и паразиты, превращающие людей в зомби или монстров, и герои, которым надо как-то выжить посреди творящегося вокруг них ужаса. Это история не про постапокалипсис (про это были фильмы после 3-й части), но постоянно затрагиваемая там тема вирусов и эпидемий делает Resident Evil очень актуальным.

Также актуальной эту серию игр делает то, что она сейчас на подъёме. Всё благодаря тому, что в прошлом году вышел ремейк выпущенного ещё в 1998 году Resident Evil 2. Пресса и игроки были буквально в восторге от того, что им дали в современной обертке старомодную игру о выживании, исследовании локаций и постоянном чувстве страха. Всё было настолько хорошо, что многие профильные издания назвали ремейк Resident Evil 2 лучшей игрой 2019 года. А буквально только что вышел ремейк Resident Evil 3. Отзывы об этой игре уже противоречивее, потому что сильно изменился ритм — с долгого и пугающего исследования на эффектную и бодрую стрельбу.

The Last of Us

Одна из важнейших игр для прошлого и текущего поколения консолей PlayStation. Произведение, которое вывело сюжеты и постановку в видеоиграх на принципиально новый, очень высокий уровень, фактически стирая грань между играми и кино. Причём настолько, что эту игру часто называют интерактивным кино. Игра, породившая не утихающую по сей день моду на зомби-выживачи в постапокалиптическом сеттинге. Игре The Last of Us, выпущенной студией Naughty Dog ещё в 2013 году эксклюзивно для консоли PlayStation, можно пропеть ещё много дифирамбов. Уже семь лет после выхода игры их неустанно поют как игроки, так и пресса. И вполне заслуженно.

По своему игровому процессу The Last of Us — это приключенческий боевик с элементами survival horror. Там надо бояться, прятаться, экономить и создавать расходные материалы, вроде аптечек и модификаций оружия, сражаться с людьми и зомби, как в рукопашной, так и в перестрелках, и делать много чего ещё, чтобы добираться до нужных точек на удивительно детально проработанных уровнях. Но один из главных секретов популярности The Last of Us заключается в его сюжете и постановке.

Действие игры происходит в США, спустя двадцать лет после глобальной пандемии, вызванной грибком-паразитом кордицепсом, превращающим людей в зомби (кстати, такой жуткий грибок реально существует, но он паразитирует лишь в насекомых). Отбиваясь от зомби, военных и мародёров по территории умершей Америки, контрабандист Джоэл ведёт девочку-подростка Элли в лабораторию подпольной организации «Цикады», ищущей лекарство от болезни. Элли должна в этом сильно помочь, поскольку она единственный человек, у которого есть иммунитет к кордицепсу. На общении и химии между двумя героями (их сыграли настоящие актёры Трой Бейкер и Эшли Джонсон с помощью технологии захвата движения), постепенно эволюционирующих отношениях и общем путешествии Джоэла и Элли, строится львиная доля обаяния и популярности этой игры. Таких пронзительных и отлично прописанных историй в игривой индустрии очень мало.

Поэтому неудивительно, что игроки с нетерпением ждали второй части игры и радовались, когда узнали, что продолжение должно выйти в этом году, и играть там предстоит уже не за Джоэла, а за повзрослевшую Элли. Но из-за эпидемии коронавируса релиз перенесли на неопределённый срок. Сама игра уже полностью готова. Просто из-за карантина её невозможно продавать в магазинах. А играм на приставке (это всё ещё эксклюзив PlayStation) ещё важна традиционная, а не только цифровая дистрибуция. Есть в этом какая-то злая ирония, что игру о поражённом вирусом мире перенесли из-за того, что реальный мир поразила эпидемия. Зато у вас теперь есть много времени, чтобы ознакомиться с одной из главных игр прошедшего десятилетия до того, как выйдет вторая часть или экранизация в виде сериала от HBO, над которым сейчас работают сценарист игры Нил Дракманн и сценарист сериала «Чернобыль» Крэг Мэйзин.

Death Stranding

Мир поразила глобальная катастрофа. Люди изолировались в надежных укрытиях, поскольку выходить наружу смертельно опасно. В этой ситуации незаменимыми героями стали курьеры, которые доставляют самые разные грузы из одного укрытию к другому, преодолевая множество препятствий, гробя здоровье и рискуя собственной жизнью. Это не описание нынешней ситуации в мире, а очень краткий синопсис игры Death Stranding. Она вышла осенью прошлого года и удивительным образом оказалась буквально пророческой. Всё-таки не зря автора этой игры, японского геймдизайнера Хидэо Кодзиму в России называют ни много ни мало гением.

Кодзима прославился как автор культовой серии игр Metal Gear, история которой началась ещё в 1980-е и закончилась в середине 2010-х. В современном игрострое он остался одним из немногих авторов, который всецело влияет на разрабатываемый проект. И это при том, что он работает он не над простенькими инди-игрушками, а над большими и дорогими блокбастерами ААА-класса (высшего в игровой индустрии). Именно авторское видение делает проекты Хидэо Кодзимы уникальными, а самого разработчика — настоящей рок-звездой от мира видеоигр. О его огромной популярности отлично говорит то, что когда Кодзима приезжал в Россию с целью продвижения Death Stranding, сюжеты об этом выходили на федеральных каналах, и японского гения даже позвали в выпуск «Вечернего Урганта».

Так что Death Stranding, как и любая другая игра Кодзимы, это всецело авторское произведение с определёнными взглядами и внутренней философией. Причём в нашей ситуации эта философия невольно стала суперактуальной. По сути, эта игра — настоящее произведение современного искусства, несущее в себе определённое высказывание. Причём гадать над тем, о чём будет это высказывание, люди начали ещё задолго до выхода игры, поскольку Кодзима сверхумело подогревал интерес с помощью отлично поставленных трейлеров и крупиц информации в интервью. В интернете активно строили различные теории, о чём же будет игра, и удивительным образом почти все они оказались точными.

В частности ещё до релиза все шутили, что это будет симулятор ходьбы или курьера Яндекс.Еды. И это действительно так. Ведь главный герой Death Stranding — Сэм Бриджес — это самый лучший курьер в этом опасном мире, и его основная задача — разносить грузы между бункерами с выжившими и включать эти убежища в одну общую инфосеть. Игрок должен грамотно распределить перед выходом в поход все эти грузы и своё снаряжение, чтобы в целости и сохранности донести их в нужное место. А само путешествие становится главным испытанием и источником эмоций для игрока. Потому что доставить груз по пересечённой местности на огромной карте очень непросто. И при этом у игрока есть ещё и проблемы в виде террористов, фанатиков и загадочных потусторонних чудищ, уходить от которых ему помогает младенец в колбе (не спрашивайте). При этом убивать людей нельзя — в этом мире из-за этого бывают большие проблемы. Основная механика ходьбы одними игроками была принята на ура, и её называли медиативной и захватывающей, а другие (даже профессиональные игровые журналисты) скучали и бросали игру. За успешную доставку игрок получает «лайки», как и в социальных сетях, и их количество зависит от сохранности груза. Но они почти они что не влияют. Это просто приятно. Как и в социальных сетях.

Cатирический обзор от мультгеймеров Уэса и Флинна с портала StopGame.ru, неплохо объясняющий суть Death Stranding

Но ещё лайки можно получить за участие в одной из важнейших фишек Death Stranding — особом ассиметричном онлайне. В мире игры пользователь может оставлять всяческие полезные постройки, облегчающие путешествие — генераторы, мосты, дороги и при этом можно не только видеть постройки других игроков, но и пользоваться ими. Строениям тоже можно ставить лайки. То есть люди невольно, и практически безвозмездно помогают друг другу проходить игру. В этом и заключается, наверное, главный посыл Кодзимы (но не единственный, как в любом сложном произведении там много всего заложено). Он предлагает игроками совместно восстанавливать некий разрушенный мир, и через это, с помощью ассиметричного онлайна, выстраивает связи между людьми в нашем, очень разобщённом из-за общения в сети общества. И да это он делает с помощью своеобразного общения в сети. Гений ведь. Игра предлагает людям объединяться, помогать другу друг в трудную минуту. Ведь только сообща мы можем как-то сделать мир лучше. И актуальнее, по своему смыслу, произведения сейчас, когда мы все сидим в убежищах, общаемся и работаем по сети, просто не найти. Кажется, нам всем после окончания эпидемии придётся заниматься тем, что делает в игре Сэм Бриджес — объединять расколотый катастрофой мир.

«Мор. Утопия» (Pathologic)

Загадочная, мрачная, мистическая, требовательная и притягательная культовая игра от российской студии Ice-Pick Lodge, вышедшая в 2005 году. Ещё одна не столько игра, сколько сложное философское произведение, по праву претендующее на то, чтобы считаться произведением искусства. Настоящий арт-хаус от мира компьютерных игр. Описывать эту игру надо либо максимально кротко, или очень сжато. Мы пойдём по второму пути. Если вкратце, эта игра выворачивает наизнанку многие шаблоны разных игровых жанров (ролевых игр, боевиков, хороров), очень много требуя от игрока, взамен расплачиваясь уникальным опытом и ощущениями. Сюжет пересказывать тоже не имеет никого смысла. Это практически невозможно. Самое основное, что нужно знать — это то, что в игре одновременно рассказывается история сразу трёх персонажей, оказывающихся в далёком городке в степи во время разгара страшной эпидемии смертельной инфекции — Песочной язвы. Всё три героя выживают и пытаются остановить заразу в городе параллельно, иногда пересекаясь. На борьбу с болезнью отводится 12 дней. Не успели — город умрёт. Проходя игру поочерёдно за каждого из персонажей, перед игроком с разных сторон раскрывается одна и та же трагедия заражённого города.

Эта крайне необычная игра, которая никого не оставляет неравнодушным. Кто-то её не понимает и даже ненавидит, а кто-то любит всем сердцем и запоминает надолго. За последними примерами далеко ходить не надо — наш коллега Иван Козлов в одной из социальных сетей зарегистрирован под именем одного из персонажей «Мор. Утопии». Как правило, эта игра находится в списке тех произведений, с которыми вроде как надо обязательно хоть немного ознакомиться, но всё некогда. И если вас не пугает вызов, то сейчас самое время. К тому же с 2019 года Ice-Pick Lodge выпускает расширенный ремейк «Мора» с улучшенной графикой и исправленными техническим проблемами первого издания (а их там хватало с избытком). Игра выходит в трёх частях, в каждой из которых можно сыграть за одного из героев. Пока доступна только первая часть.

Бонус: Plague Inc

Эта игра радикально отличается от всех в этом писке. Ведь она предлагает не наблюдать за эпидемией или последствиями конца света, а устроить их. Plague Inc. — это буквально симулятор смертельной эпидемии. Задача такова — убить всех людей на планете смертельным вирусом. Сначала заражаем нулевого пациента одной из стран мира и потом, с помощью разных приёмов и развития болезни, превращаем это в смертельную пандемию. По этой простой схеме и построена эта довольно увлекательная стратегия. В связи с эпидемией коронавируса эта игра, вышедшая ещё в 2012 году, стала просто необычайно популярной на всех платформах. В Китае в неё стали так много играть, что Plague Inc. там просто удалили из магазинов мобильных приложений. Как подчёркивают сами разработчики, во время вспышек каких-либо заболеваний количество игроков всегда увеличивается, потому что людям хочется больше узнать о механизмах распространения эпидемий. И если вы хотите знать больше, то теперь в курсе, что скачивать.

***

Читайте также: Александр Ветушинский — о том, как и для чего изучать компьютерные игры

Рассказ о знаменитой серии компьютерных игр Hitman, в которой вдруг стала фигурировать Пермь

Истории пермских косплееров, которые воплощают в жизни образы героев видеоигр

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.