Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Борис Юшков: Просто кому-то выгодно, чтобы дороги постоянно ремонтировались
Многие пермяки заявляют, что на их памяти таких плохих дорог, как сейчас, в Перми ещё не было. Кто-то обвиняет во всём администрацию и службы благоустройства, кто-то ругает нерадивых дорожников, а некоторые и вовсе склоняются к версии ночных ковровых бомбардировок бесшумными снарядами. Количество и скорость образования новых воронок на дорогах города делают последнюю версию не такой уж фантастической. Только вот кому это надо и зачем? Попробуем разобраться.
Если обратиться к официальным версиям, то тут виновницей наших дорожных бед чаще всего объявляют погоду. Якобы многочисленные переходы температуры с плюса на минус приводят к тому, что вода сначала проникает в трещины асфальта и под него, а потом, замерзая, разрывает дорогу в клочья. Не сразу, конечно. Вначале появляются трещины, которые под ударами колес превращаются в ямы.
Действительно, температура с плюсовой на минусовую у нас может меняться по два раза за сутки. Особенно весной и осенью. Особенно если зима такая же невнятная, как прошедшая. Воды у нас в избытке. Всё благоприятствует, как говорится. Однако наши погодные условия не уникальны. Некоторые утверждают, что климат Финляндии очень похож на наш. Пользователям интернета не составит труда «побродить» по улицам финских городов. В Хельсинки мы не поехали в центр, а для чистоты эксперимента решили изучить промышленные окраины. Вот типичная дорога:
Потом, наугад, выбрали небольшую коммуну Иломантси на самом востоке страны.
Не все согласны с тем, что климат Финляндии и Пермского края сравнивать корректно. У них там Гольфстрим, мягкая зима, не такое количество суточных переходов температуры через ноль. Якобы наш континентальный климат правильнее сравнивать с погодой в Казахстане или в Монголии. К сожалению, улицы городов Казахстана оказались недоступны для просмотра. А вот с Монголией повезло больше. И тут мы постарались избегать образцово-показательных центральных улиц.
Вот Улан-Батор. Столица Монголии с населением 1 300 тыс. человек.
А вот Дархан
Райцентр Эрдэнет также расположен на севере страны. Около 100 тыс. жителей.
Не Финляндия, конечно, но и не Пермь.
Как пишет портал Properm, краевые власти объявили аукцион на 4,5 млрд рублей на содержание дорог в ближайшие три года. Заказчиком работ является краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края. В качестве источника финансирования названы «субсидии бюджетному учреждению из бюджета Пермского края». Более миллиарда в год на очистку, ямочный ремонт и другие виды работ. Всего в дорожный фонд в 2016 году планируется вложить 2,6 млрд рублей. Достаточно ли, если учесть, что загородные дороги рассыпаются также стремительно, как и городские? В 2015 году на ремонт и содержание дорог потратили 1,4 млрд рублей. На капитальный ремонт дорог и искусственных сооружений
Борис Юшков: В Пермском крае есть необходимость разработки новых нормативов на строительство дорог
Своё мнение на этот счёт высказал Борис Юшков, кандидат технических наук, заведующий кафедрой автомобильных дорог и мостов ПНИПУ.
Строим-то мы их, не отступая от нормативов. Но раньше, когда разрабатывались нормативы, нагрузка на ось грузовых автомобилей редко превышала пять тонн. Сейчас по дорогам ездят фуры с нагрузкой на ось
Я предлагал главе администрации при губернаторе Чиркунове Николаю Бухвалову сделать нам заказ на разработку региональных нормативов. Он сказал: «Ты делай, а я потом, может быть, куплю. У меня сейчас эти деньги в бюджет не заложены». Это получается, что я заставлю людей работать при том, что не буду уверенным в том, что им заплатят. Необходимость новых региональных нормативов он признал, но денег не дал. Речь идёт о сумме около 100 млн.
Мы могли бы сделать добавки для асфальта, чтобы он был эластичным зимой и жёстким летом. Но нам их никто не заказывает.
У Министерства транспорта на НИОКР в этом году заложено 500 тыс. Это ничто. Раньше в отчёте главного инженера была строка «научно-исследовательские работы», и закладывались деньги на это. Сейчас ни один предприниматель не вкладывает в это ни рубля. Им надо сегодня и сейчас взять всё, что возможно.
На днях было заседание Общественной палаты при губернаторе, в котором я участвовал как представитель Общественного совета при Министерстве транспорта. Дорожный вопрос там не поднимался. Там это никому не нужно.
Получается, что всё остаётся по-прежнему. Ливневая канализация у нас почти не работает, дорога строится вровень с тротуарами и газонами. Вода уходит в дорожную подушку, под которой слой глины. Вода стоит в зоне промерзания, и деваться ей некуда. От глины до асфальта примерно два метра. Вода то замерзает, то тает. У нас очень много просадочных неустойчивых грунтов
Другая проблема
Просто кому-то выгодно, чтобы дороги постоянно ремонтировались по кругу. Это большие деньги, которые кого-то кормят.
Есть нормальные технологии, позволяющие делать качественный ямочный ремонт, чтобы заплаты не рассыпались на следующее утро. Вчера наши дорожники выступали по телевизору. Было заявлено, что делать ямочный ремонт литым асфальтом нецелесообразно. Для меня это новость! У нас заделывают ямы кирпичом, который очень быстро рассыпается. Это наша местная выдумка. Если литой асфальт не лить в воду, а сначала высушить участок, то он будет держаться довольно хорошо. Но, это дороже и дольше, чем кирпичи.
Думаю, на перемены к лучшему надеяться можно. Дмитрий Самойлов ждёт моего звонка. Он признаёт проблему и готов что-то предпринимать. Мы будем встречаться, чтобы обсудить возможность разработки региональных нормативов строительства дорог.
Денис Смагин: В Перми необходима полная реконструкция дорог
Денис Смагин, участник общественного движения «Мы скорбим по пермским дорогам», считает что главная причина стремительного разрушения городских дорог
Денис Смагин:
Сегодня передвижение по нашим дорогам не только опасно, но и накладно из-за повреждений, которые получают машины. Судебные дела по искам автомобилистов на 100 % выигрышные. Проблема в том, что у большинства эксплуатирующих организаций есть серьёзные юридические службы и достаточно серьёзная материальная база. У них есть свой автотранспорт, и юристы натасканы в автотематике. Никакой проблемы выиграть дело в суде нет, но надо понимать, что придётся пройти суды двух-трёх инстанций. Они будут опротестовывать решения суда в силу должностных обязанностей. Им за это платят.
Я пытался добиться гражданской активности на уровне существующего права. Давайте каждый, кто залетит в яму и пробьёт колесо, будет это документировать по всем правилам и взыскивать сумму ущерба через суд. Общая сумма этих исков сделает существующий порядок невыгодным. Соответчиком по всем таким судебным процессам идёт районная администрация. Если начнут «бить» эксплуатирующие коммерческие структуры, они будут давать задания своим юристам спихивать ответственность на администрацию, которая создаёт невменяемые задания и условия тендеров. Сейчас-то у них любовь и гармония. Они просят сделать хоть как-то, но побольше, иначе их мэр накажет. А подрядчики соглашаются, но при условии, что им дадут полную свободу действий и не будут вмешиваться в процесс контроля.
Краеугольный камень этой сложившейся системы
***
Бытует мнение, что российские дороги
Опыт развитых стран показывает, что развитие дорожной сети и транспортной инфраструктуры является одним из важнейших условий развития экономики государства. Рост экономики страны может быть ограничен и даже остановлен ограничениями, в основе которых лежит низкое качество дорог и низкая пропускная способность объектов дорожной сети. О каком росте ВВП, развитии промышленности можно говорить, когда федеральная трасса в России может выглядеть вот так?
Итак, решение большой проблемы требует больших системных усилий, прежде всего на региональном уровне: это разработка региональных строительных норм; полная реконструкция дорожной сети; независимый контроль качества; строительство ливневой канализации в городе; подобающее содержание всего этого добра; гражданская активность людей; и, наконец, компетентный координатор усилий всех участников процесса, наделённый полномочиями и суровой персональной ответственностью за результат.
Да, это дорого и не быстро. Но если мы будем по-прежнему стараться сделать подешевле и побыстрее, главными транспортными артериями страны будут нефте- и газопроводы, а региональные чиновники будут демонстрировать покаяние ежегодным лишением себя месячной премии, ничего не изменится. И это в лучшем случае.
Новое на сайте
В Перми за сутки: 455 случаев заболевания коронавирусом. В России: 20 174. В мире: 523 767
В Пермском крае средняя явка на выборы за два дня составила 23,52 %
Явка, жалоба в Центризбирком и «памятки» избирателям. Как в Пермском крае проходит второй день голосования
Путешествия по городам, музеям, эпохам и нравам. Семь книг об Италии
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+