КиноТеатр «Пространства режиссуры»
12 марта открылся VI международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры». По традиции, фестиваль начался с показа эскизов спектаклей, подготовленных в рамках Лаборатории молодой режиссуры. Но в этот раз Лаборатория была совсем не такой, как обычно.
В этом году для постановки эскизов были приглашены не театральные режиссёры, а люди из сферы кино. И, соответственно, им было предложено поставить отрывки по киносценариям. Арт-директор фестиваля Олег Лоевский заявил, что сделано это было для того, чтобы «порвать круг» театральной среды, обновить её. Четыре работы получились очень разными, но в то же время в них было и много общего. Начнём по порядку.
Грайндхаус по-русски
Показы лаборатории начались 12 марта в 10 часов на «Сцене-Молот». Первой свою работу представила сценарист (автор «Шапито-шоу») и режиссёр Марина Потапова. Она выбрала для постановки классический американский фильм «Вторжение похитителей тел» Дона Сигела. Сюжет незамысловатый, даже избитый: инопланетяне тайком захватывают Землю, начинают они это грязное дело, естественно, с небольшого американского городка, постепенно заменяя местных жителей их двойниками. Это понимают только двое
Этого же эффекта удалось добиться и режиссёру в отрывке «Вторжение похитителей тел». Актёры в эскизе так нарочито недоигрывали (особенно главные герои), а мизансцены были построены таким образом, что в тех местах, когда должно испытать страх, зрителей разбирал хохот. Пытаясь напугать, актёры и режиссёр смешили. Оторваться от такого зрелища, что соединило несоединяемое, было невозможно. На тот же эффект работало и необычное место показа
Собака на могиле
Второй эскиз «Как собака» поставил по своему собственному сценарию режиссёр-документалист Павел Мирзоев. Сценарий был написан для продолжения фильма Марлена Хуциева «Послесловие», но съёмки не состоялись. Если предыдущий отрывок был богат на условности, благодаря чему и смотрелся в пространстве сцены, то эскиз «Как собака» попал на эту территорию с другого входа. Это серьёзная драма в лучших традициях психологического театра. Условности
Удивляет то, что Павлу Мирзоеву (режиссёру кино!) удалось сделать такой классический спектакль, в котором кино почти не чувствуется. Разве что порой очень не хватает чего-то вроде крупного плана
На стуле по горам
В первых двух эскизах, хоть они и были основаны на киносценариях, влияние кино чувствовалось мало. Отрывок «Простая история», поставленный кинорежиссёром Олегом Галицким по одноимённому фильму Дэвида Линча, был самым «киношным» из всех. Потому что жанр «Простой истории»
Герои эскиза постоянно контактировали со зрителем, передавая реквизит, а когда они не смогли открыть банку пива, им помог человек из зала. Газонокосилку изображал стул, на котором и «ехал» из штата в штат невероятно колоритный в образе престарелого реднека Михаил Гасенегер. Встречающихся по ходу путешествия людей играли только два артиста
В дороге, постепенно приближаясь к своей цели, Элвин Стрейт рассказывает попутчикам о своей нелёгкой жизни: о семье, войне, дочери, старости... А вот брата, к которому Элвин ехал за примирением, зритель так и не увидел
Обыкновенный фашизм
Последний отрывок на Лаборатории молодой режиссуры представила известная киноактриса («Овсянки», «Интимные места» и др.) и режиссёр Юлия Ауг. Справедливости ради надо сказать, что Ауг имеет серьёзный опыт театральной режиссуры: она закончила режиссёрское отделение ГИТИСа, в её послужном списке несколько постановок в различных театрах России и год работы режиссёром-постановщиком Московского Театра «Школа Современной Пьесы». Для своего отрывка Юлия Ауг выбрала фильм Иштвана Сабо «Мефисто», снятый в 1981 году по роману Клауса Манна. Этот фильм получил «Оскара» за лучший сценарий. В «Мефисто» на примере одного человека
Актуальность обозначена и в других моментах и образах. Например, всемогущий безымянный Генерал (Андрей Дюженков), который, как и Мефистофель, соблазняет Хенрика всяческими званиями и привилегиями, одет в современный камуфляж натовского образца. Весь эскиз «Мефисто» построен из следующих друг за другом в хронологическом порядке коротких сцен
На замену новаторскому театру приходят белые люди, скандирующие речёвки о Гитлере (это студенты курса Бориса Мильграма в ПГАИК) и до ужаса похожие не то на ожившие статуи, не то на пионеров СССР. Атмосфера ужаса достигает пика в конце отрывка, по-настоящему захватывая зрителя. Во многом это происходит благодаря работе актёров, некоторым из которых досталось по несколько ролей, и, конечно же, игре Олега Шапкова, который остро передал падение и раскаяние Хёнрика. Всё-таки в первую очередь «Мефисто»
Важнейшее из искусств
Когда все показы прошли, зрителей лаборатории ждал небольшой бонус: показ в фойе «Сцены-Молот» киноработ режиссёров, поставивших эскизы. Сначала показали два клипа: «Горький туман» и «Под цыганским солнцем», снятые Юлией Ауг на песни из альбома «Русский подорожник» группы «25/17».
Всего Ауг сняла восемь клипов на песни из этого альбома. В двух из них («Волчок» и «Топоры») снялся самый известный современный русский писатель
После клипов показали короткометражку Олега Галицкого «Полёт». Это короткая, но очень важная история про межнациональные отношения и религию рассказывает о том, что все религии и национальности в чём-то самом важном очень похожи.
Затем показали ещё одну злободнёвную короткометражку, снятую Марией Потаповой. В её фильме «Некролог» представлен так называемый креативный класс. Главный герой переживает убийство друга и коллеги
Наконец показали документальный фильм Павла Мирзоева «Эмка Мандель с Колборн Роуд, 28» о неделе жизни в США поэта Наума Коржавина, некогда эмигрировавшего из СССР.
Лаборатория молодой режиссуры VI «Пространства режиссуры» получилась на удивление цельной и яркой. Впервые на моей памяти ни одна из постановок лаборатории не носила ученический характер, поскольку все режиссёры этого года имели богатый опыт художественных высказываний. В эскизах не было ничего лишнего, а некоторые работы, по сути, смотрелись полноценными спектаклями. Кроме того, лаборатория порадовала удивительно сильными мужскими образами, прекрасно сыгранными Сергеем Детковым, Олегом Выходовым, Михаилом Гасенегером и Олегом Шапковым. Сейчас остаётся лишь дождаться решения руководства театра о постановке эскизов-победителей. Будем надеяться, что принятые в работу эскизы, став спектаклями, не поблёкнут.