X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Unsplash

Посещаемость повысилась до 100 %. Пермские вузы рассказали, как проходит дистанционное обучение

Российское образование на период самоизоляции стало дистанционным. Школы, особенно в самом начале, столкнулись с массой проблем — от плохо работающих платформ до неготовности учителей использовать интернет-технологии. В вузах говорят, что не только смогли наладить процесс без потери качества, но и признают этот опыт полезным — как с точки зрения обучения, так и с точки зрения личностного развития педагогов и студентов. Небольшой процент студентов каждого вуза оказался без возможности участвовать в занятиях онлайн, однако каждый вуз нашёл пути решения проблемы. Относительно более отдалённых результатов этого вынужденного эксперимента мнения расходятся: часть опрошенных нами работников вузов ожидают изменения самой сущности образования, другие считают правильным вернуть всё в прежний режим, как только появится такая возможность.

Классический университет (ПГНИУ)

Студенты, не имеющие возможности обучаться дистанционно, обращаются в деканаты и на горячую линию. Для тех из них, кто не могут продолжать обучение в синхронном режиме, предусмотрен переход на асинхронный режим, когда они получают задания по электронной почте. В каждом индивидуальном случае устанавливаются свои сроки промежуточной аттестации.

Игорь Макарихин, ректор ПГНИУ

— В учебном процессе Пермский университет использует ЕТИС (единая телеинформационная система) и другие платформы. Вообще создание ERP-систем для вузов — это давняя необходимость, которая в ускорении не нуждается.

Дистанционные интернет-технологии внедрялись в нашем университете с 1996 года, поэтому мы знаем и понимаем все плюсы и многочисленные минусы этих технологий, и не стремимся внедрять их везде и любой ценой.

После окончания эпидемии большая часть учебного процесса вернётся в прежний режим, поскольку образование — это обучение и воспитание. Дистанционное образование не выполняет функции социализации студентов, я уж не говорю про «лучшие годы жизни», которые складываются из общения с однокурсниками и преподавателями в стенах университета. Современные телеинформационные технологии ещё очень далеки от уровня, обеспечивающего привычное общение людей. В ряде случаев цифровые технологии в принципе не могут заменить учебный процесс. Ну и конечно не надо забывать о том, что применение этих технологий с точки зрения эмоциональных затрат до сих пор значительно дороже по сравнению с традиционным обучением.

Александр Елохов, доцент кафедры неорганической химии, химической технологии и техносферной безопасности ПГНИУ

— Переход к дистанционному образованию стал неожиданностью как для преподавателей, так и для студентов. Те и другие оказались в равных условиях — все получаем новые знания и новый опыт. В целом, это положительный опыт, заставляющий задуматься о новых возможностях.

При грамотной организации дистанционного обучения оно будет не хуже, чем традиционное. Существующие онлайн-платформы и программы позволяют решать большую часть образовательных задач, будь то контроль знаний или даже групповая работа студентов. Есть явные плюсы: автоматизированный тестовый контроль, тут важно составить задания так, чтобы студенту пришлось воспользоваться полученными знаниями, а не найти ответ в интернете. В целом дистанционное образование может быть более комфортным, мы не привязаны к аудиторным часам. Посмотрели запись лекции в удобное время, обсудили возникшие вопросы с однокурсниками или преподавателем во время онлайн-занятий, прошли тестирование. Если студент мотивирован на обучение, то он сможет грамотно организовать свое время и использовать его эффективно.

Для представителя естественнонаучного факультета основная сложность — это обучение практическим навыкам и выполнение лабораторных работ. Часть из них можно перенести в дистанционную среду, но работу со сложным лабораторным оборудованием, которая формирует профессиональные навыки, в полном объеме в дистанционном формате не осуществить. То же самое касается специализированного программного обеспечения, которого нет в открытом доступе.

Для меня этот опыт стал стимулом к дальнейшему развитию. Удалось освоить новые технологии взаимодействия со студентами, новые формы проведения занятий, иногда даже иначе посмотреть на то, что и как я преподаю. Полученный опыт я планирую использовать в дальнейшем, внедрить элементы дистанционного образования в традиционную форму.

Кирилл Циберкин, доцент кафедры теоретической физики, инженер центра образовательных и научных обменов ПГНИУ

— На мой взгляд, ребята справляются. Сразу видно, кто ответственно к делу подходит, кто тянет до последнего. Спрашивают, уточняют. А кто-то совсем пропал из поля зрения, впрочем, такие и на очных занятиях нерегулярно присутствовали. А ещё видно, что обмен информацией в учебных группах неплохо налажен, получаешь по несколько одинаковых контрольных работ и непонятно, кто настоящий автор или, может быть, народ действительно коллективно думал.

Обучающиеся как вузов, так и школ увидели альтернативу: они могут пробиться через дебри материалов, написанных специалистом высшего класса, либо, наоборот, отыскать что-то, может, менее глубокое, но поживее и интереснее. И потом либо просто сдать предмет, либо взять и обсудить отдельные моменты со своим преподавателем. Впрочем, такая возможность была всегда, но сегодня пришло её массовое осознание.

Непроизвольно получился грандиозный эксперимент на всю страну. В первую очередь, я ожидаю увидеть глобальный психологический эффект. Неожиданно мы поняли, что многие моменты нашей жизни, в общем-то, не важны. Что ходить на работу и проводить там весь день не обязательно, можно не менее эффективно работать по свободному графику из дома. Что бюрократические формальности могут подождать появления подписей и печатей в бумажных оригиналах документов, которые всё равно потом сгинут в архивах или при сборе вторсырья. Много ещё таких «что» можно назвать. Человечество привыкло к ним за полвека мира и стабильности, но сейчас время сменить глобальную зону комфорта.

Политехнический университет (ПНИПУ)

Студентов, не имеющих возможности учиться онлайн, почти нет. Бывают единичные случаи, когда студент обращается, например, потому что сгорел ноутбук, в таком случае их спасает наличие телефона, преподаватели готовы в чём-то пойти навстречу. Есть также единичные случаи, когда студент уехал на время изоляции в деревню, где нет интернета. В этом случае вуз предлагает ему вернуться обратно в общежитие, где есть Wi-Fi.

Александр Труфанов, директор Регионального центра информатизации

— В целом, мы были готовы к решению такой масштабной задачи, как перевод учебного процесса всего университета на «рельсы» дистанционных технологий. Я считаю, что с этой задачей мы справляемся достойно. Отчасти это связано с тем, что мы уже имеем опыт такой работы: несколько лет назад в Политехе был факультет дистанционных образовательных технологий, на котором удаленно учились сотни студентов, затем эти инструменты использовали для организации самостоятельной работы студентов и организации учебного процесса заочников, для обеспечения их электронными конспектами лекций, тестирования, а по некоторым направлениям и для проведения лабораторных работ.

На инфраструктуре Политеха развернуты такие известные LMS (Learning Management System — система управления курсами) платформы, как Moodle и Open edX, которые на текущий момент активно наполняются учебными материалами. Кроме того, активно используются находящиеся теперь у всех на слуху Zoom и Discord, однако основным решением такого формата для нас стал BigBlueButton — это свободно распространяемое программное обеспечение, развернутое на серверах университета, которое позволяет в режиме видеоконференцсвязи общаться со студентами, показывать презентации и любые другие документы, рабочий стол докладчика или запущенное на его компьютере приложение. Такие лекции могут записывать и предоставлять доступ к ним студентам, чтобы они могли повторять пройденные материалы.

Дмитрий Репецкий, начальник управления образовательных программ ПНИПУ

— После двух недель обучения с помощью дистанционных образовательных технологий выявился один интересный факт: посещаемость занятий возросла по отношению к очному посещению занятий.

Практически все дисциплины проходят в дистанционном формате без уменьшения качества. Есть только ряд дисциплин, у которых лабораторные работы будут перенесены на следующий семестр ввиду невозможности замены лабораторных работ.

Эта «разведка боем» показала, в каком направлении должна двигаться цифровизация университета. Сейчас большинство преподавателей используют возможности электронно-информационной образовательной системы (ЭИОС) ПНИПУ, от них поступают запросы на расширение ее возможностей.

Тимур Абляз, заместитель заведующего кафедрой «Инновационные технологии машиностроения» ПНИПУ

— Организационных сложностей при переходе на дистанционное обучение не возникло: наш университет на протяжении многих лет особое внимание уделяет цифровизации своей работы. Каждый студент и преподаватель имеет доступ к своему личному кабинету в информационно-аналитической системе «Университет». Все актуальные новости, расписание занятий, связь с преподавателями, актуальные методические материалы находятся в ней.

Значимой частью в ПНИПУ является современная лабораторная база, где мы учим студентов работать на уникальном оборудовании с применением специализированных лицензионных программных комплексов. Конечно, такую работу невозможно перевести полностью в дистанционный формат, наш университет предоставляет возможность выполнения практических заданий в таких программных пакетах, как ANSYS, SolidWorks, CATOPO, Statistica, MATLAB через удаленное подключение к компьютерам университета. Производители многих специализированных программных продуктов предоставили студентам на период дистанционной работы бесплатный доступ к своим продуктам.

С учетом этого я бы сказал, что сейчас наш учебный процесс стал интенсивнее. Пары иногда затягиваются, переходят в формат более живого общения, нам удается разобрать больше материала. Да, когда одновременно в личные сообщения пишут студенты, магистры, аспиранты, коллеги, возникает чувство легкой паники. Но это здорово, ведь мы работаем и развиваемся.

Как представитель технической области исследований скажу, что мы не можем всегда работать дистанционно. Даже наличие современных программных комплексов по моделированию физических процессов не позволяет всё делать дистанционно. Если нет возможности подойти к оборудованию и провести реальный физический эксперимент, то мы не сможем создавать новые технологии. Дистанционная работа позволила собраться с мыслями и, например, лично для меня, проанализировать собранный ранее экспериментальный материал. На основании этого анализа, совместно с коллегами из других вузов, в том числе зарубежных, в онлайн-режиме мы готовим публикации в журналы Scopus и Web of Science. Хочу отметить, на мой взгляд, очень важную меру поддержки, которую оказывает университет преподавателям и студентам в период дистанционной работы — это доступ к каталогу статей, размещенных на мировых подписных электронных ресурсах. Знаю, что такую возможность предоставляют не все университеты. Благодаря этому у нас есть возможность готовить литературные обзоры и патентные поиски, находясь у себя дома.

Формат дистанционной работы подтвердил мое личное убеждение, что онлайн — это необходимый инструмент в комплексе образовательных технологий. Но невозможно заменить дистанционной работой учебный процесс по многим научным специальностям, не только по техническим. Кроме того, всегда стоит помнить, что университет выполняет социальную функцию. Молодёжь учится не только у преподавателя, но и под влиянием своего собственного коллектива. Сам помню, как мы могли вместе с друзьями в неформальной обстановке разобраться в основах сопротивления материалов куда более эффективно, чем на паре. Дистанционное образование, как мне кажется, не заменит процесс погружения в образовательную среду в виде университета. Но однозначно, как один из инструментов, оно позволяет повысить эффективность процесса обучения.

Педагогический университет (ПГГПУ)

Около 10 % студентов в силу отсутствия устойчивого интернета в тех населённых пунктах, где они проживают, не могут полноценно слушать лекции онлайн. Для них предусмотрены следующие формы обучения: переход на прослушивание лекций в записи с последующим выполнением заданий либо перевод на индивидуальный учебный план. Таким образом, все студенты получают возможность продолжать обучение.

Лариса Лизунова, проректор по учебной работе ПГГПУ

— Дистанционное обучение для вуза стало достаточно серьёзным вызовом. То, что мы планировали сделать за 2-3 года, пришлось запускать сразу с колес. Однако те мероприятия, которые уже были проведены в области цифровой трансформации университета, позволили оперативно перейти на электронное обучение. В настоящее время все учебные занятия и практики проводится в дистанционном формате.

Обучение осуществляется на базе двух основных платформ — LMS-Системы электронной поддержки образовательных курсов (Moodle) и приложения Microsoft Teams с единым корпоративным входом в электронную систему. Первая позволяет создавать малые онлайн-курсы (Spoc) и предоставлять студентам учебные материалы, организовывать дистанционную подгрупповую работу, проводить текущий контроль успеваемости, фиксировать ход освоения дисциплин, практик, проводить зачёты, экзамены в письменной форме. Вторая платформа позволяет организовать непосредственное общение студентов и преподавателей в форме вебинаров и видеоконференций. Так мы проводим лекции, семинары, практикумы, консультации по практикам, курсовым и выпускным квалификационным работам. И рассчитываем сохранить качество обучения.

Большинство видов учебных занятий по всем направлениям подготовки можно реализовать с применением дистанционных технологий. Однако некоторые из них, такие как лабораторные работы по химии, физиологии, практические занятия по контактным и игровым видам спорта, экспериментальные научные исследования в лабораториях и ряд других, безусловно требуют очного присутствия. Такие виды работ будут частично перенесены на следующий учебный год.

Тот скачок, который мы совершили по пути цифровизации, позволит нам достичь планируемых результатов в значительно более короткие сроки. А если рассматривать ближайшие перспективы, то мы планируем запустить сервис «Поступление в вуз онлайн» уже в рамках приёмной кампании этого года, создать цифровой портал проектного обучения, целевой подготовки и постдипломного сопровождения студентов.

Несмотря на то, что преподавание в цифровой среде требует пересмотра образовательных технологий и методических приёмов, работать стало интереснее. Преподаватели вместе со студентами осваивают новые платформы и сервисы, переосмысливают содержание учебных дисциплин. Посещаемость занятий со стороны студентов значительно улучшилась и стала практически стопроцентной.

Кое-что при такой форме обучения получатся даже более эффективно, чем при очной. Автоматически расширились возможности привлекать к обучению экспертов из других городов, или наших преподавателей, которые находятся на длительных стажировках. Дистанционный формат сглаживает территориальные границы и расстояния, открывает значительные перспективы для академической мобильности как преподавателей, так и студентов.

Однако социальные контакты и межличностное взаимодействие остаются одним из важнейших условий получения образования, профессионального и личностного развития, без которых развитие университетской среды оказывается практически невозможным.

НИУ ВШЭ — Пермь

Студентов, не имеющих возможности учиться онлайн, нет. До начала дистанционного обучения все студенты были опрошены о готовности, большинство её подтвердили, но некоторые ребята из края сообщили, что дома нет интернета, и они предпочли остаться в общежитии, где такая инфраструктура создана во всех комнатах. На сегодняшний день в общежитии НИУ ВШЭ-Пермь остаётся 39 российских студентов и 45 иностранных.

Екатерина Загороднова, заместитель директора НИУ ВШЭ — Пермь

— Высшая школа экономики уже давно и очень активно применяет дистанционные технологии в образовательном процессе, поэтому переход всего университета в онлайн-формат прошёл достаточно быстро и безболезненно. Опыт позволил нам удержать качественный уровень курсов. Вместе с тем, на ряде наших образовательных программ в этот период времени предполагалось преподавание дисциплин, которые сложно или невозможно реализовать в удалённом формате без потери качества образования. Такие курсы были перенесены нами на следующий учебный год.

Сегодня лекционные и семинарские занятия преподаватели проводят с помощью различных цифровых сервисов, например, MSTeams, Zoom, Webinar.ru и т. д. Все материалы и задания для студентов размещаются на внутренней дистанционной площадке LMS, которая хорошо знакома всем студентам и преподавателям, так как они с ней работали и в обычных условиях. Алгоритмы защиты различных проектов, курсовых и дипломных работ отработаны и также проходят при помощи цифровых сервисов.

Внезапное и полное погружение в онлайн-обучение позволило нам обнаружить плюсы и минусы в тех аспектах, которые при теоретическом планировании было бы сложно спрогнозировать. Теперь это поможет нам быть во всеоружии при дальнейшей цифровизации образования.

Мы отмечаем существенное повышение посещаемости студентов: она достигает почти 100 %. Тем не менее, элемент очного присутствия в каком-то виде должен быть в любом образовательном направлении, поскольку именно такой формат способствует формированию определённого эмоционального фона, влияет на групповую динамику, а для ряда студентов вообще является одним из факторов удовлетворённости качеством образования.

Виталий Мингалев, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ — Пермь

— Мои впечатления от опыта дистанционного обучения студентов самые положительные! Несомненно, это новый опыт не только для них, но и для меня, как преподавателя, который 19 лет ходил на лекции в аудиторию, а теперь общается с экраном компьютера.

Мне кажется, онлайн-обучение на современном уровне развития технологий более эффективно во всех отношениях. Самое главное — новый формат толкает преподавателей искать иные возможности и формы преподавания. В то же время мне лично не хватает общения лицом к лицу, и многие студенты тоже об этом говорят. На преподавателей ложится двойная нагрузка: многое приходится осваивать в ускоренном порядке, пробовать разные форматы и платформы, чтобы выбрать лучшее и удобное, приходится перестраивать сами учебные курсы, подготовленные к офлайн-режиму. И всё это приходится делать синхронно с преподаванием.

Но надо отметить, что при всех сложностях данная digital-революция, или онлайн-революция, в образовании давно назрела. Очень показательно, что в основном учителя задают вопросы, связанные с тем, какая платформа лучше, какие есть «подводные камни» и т. д. Данные вопросы свидетельствуют о том, что к этой революции все давно было готово. Студенты в онлайне более раскрепощены и чаще идут на общение. Много лет школа вбивала в них калёным железом, что учитель всегда прав. И когда ребята попадали в вузы и садились за точно такие же парты, а к ним выходил профессор, они тушевались и страхи брали верх. Они сидели и молчали. В сети же студент чувствует себя защищённым, ему комфортно, а следовательно, он готов спорить и задавать вопросы. И это прекрасно, потому что молчаливый студент с большой тетрадью и круглыми глазами — это худшее, что можно представить! Лучше студент без тетради, но с тысячей вопросов по курсу, который он слушает. Если на офлайн-лекции у меня было 2-3 таких студента, то в онлайн-режиме многие студенты задают вопросы и даже спорят в беседах по теме лекции. Это самый крупный естественный эксперимент в области образования. Я думаю, что его результаты пошатнут структуру, устои и саму сущность образования.

***

Ранее мы писали о том, как прошёл первый день дистанционного обучения у школьников.

Читайте также: готовы ли пермские школы перейти на дистанционное обучение?

Памятка для родителей о том, какие сайты помогут в учебе из дома.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь