X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Fabrizio Sciami / Flickr

Почему пермские бары и рестораны могут прекратить продажу алкоголя с 1 января?

Проблемы у владельцев заведений общепита могут возникнуть из-за введения системы учёта оборота и производства этилового спирта. Она начнёт действовать уже 1 января, многие кафе, бары и рестораны к этому не готовы. «Звезда» выяснила, что не так с этим нововведением, и почему ЕГАИС действительно может осложнить ситуацию на рынке.

Что случилось?

22 декабря «Коммерсант» опубликовал ответ начальника управления Росалкоголерегулирования Оксаны Красильниковой общественной организации «Опора России». Речь в нём шла о введении Единой автоматизированной системы учёта объёмов производства и реализации этилового спирта на территории РФ (ЕГАИС) в заведениях общественного питания. Красильникова заявила, что вместо 1 июля 2016 года система будет введена на полгода раньше — с 1 января 2016 года. Представители «Опоры», в свою очередь, выразили опасение, что перенос сроков введения ЕГАИС может парализовать продажу алкоголя в заведениях общественного питания — проще говоря, бары и рестораны могут остаться без права продавать алкоголь в новогодние праздники, поскольку не успеют перестроиться и установить необходимое оборудование.

Что это за система такая?

ЕГАИС — ещё один шаг в борьбе государства с контрафактным алкоголем. Закон о введении системы был принят ещё в 2009 году и обязывает производителей, оптовых поставщиков и розничные магазины продавать алкоголь только с помощью программного модуля системы. Работает это так. У каждой бутылки крепкого алкоголя и вина есть федеральная специальная марка (для отечественной продукции) или акцизная марка (для импортной). Продавцы — розничные сети и заведения общепита — должны установить 2D-сканеры, способные считать PDF-коды с федеральной марки или акцизы. После этого данные о напитке через программное обеспечение попадают в единую базу. Покупатель же вместо обычного чека получает чек с QR-кодом, при считывании которого он попадает на страницу сайта ЕГАИС с информацией о напитке и производителе.

Тут всё понятно. Но почему рестораторы боятся введения системы?

Боятся они вот почему. Изначально систему планировали ввести с 1 июля 2016 года, однако в конце 2015 года появились слухи о том, что ЕГАИС будет введена на полгода раньше — 1 января 2016 года. 22 декабря Росалкоголерегулирование официально подтвердило эту информацию. В ведомстве добавили, что предупреждали общепиты ещё летом и большинство заведений будет готово к переходу.

Однако данные «Опоры» и «Коммерсанта» говорят о другом — к внедрению системы готовы лишь 10 % московских кафе и ресторанов. Издание пишет, что через несколько дней владельцы заведений, которые не успеют подключиться к системе, встанут перед выбором — прекращать продажу алкоголя или работать с риском в любой момент лишиться дорогостоящей лицензии. В первую очередь «за бортом» остаются небольшие, несетевые заведения — стоимость оборудования для подключения к ЕГАИС составляет чуть более 80 тыс. рублей. Если для крупных сетей это незначительная сумма, то для «одиночных» ресторанов и кафе иногда неподъемная.

Что входит в эти 80 тысяч? Разве за систему тоже нужно платить?

Нет, система бесплатная вне зависимости от количества терминалов в магазине или ресторане. В расчётную стоимость включена покупка компьютера с лицензионным программным обеспечением Windows 7 Starter и выше, покупка двухмерного сканера, кассовой программы, совместимой с ЕГАИС, а также кассового аппарата, способного печатать чеки с QR-кодом.

С Москвой понятно — там всегда все вводят в первую очередь. А причём тут Пермь?

А притом, что с 1 января система начнёт работать во всех регионах России, в том числе в Пермском крае. Опрошенные «Звездой» представители крупных сетей — «Живаго-групп» (рестораны «Живаго», «Пастернак», «Партизан» и др.) и ресторанной группы «Прикамье» (рестораны «Киото», «Уми», «Кама», «Нева») рассказали, что все заведения сетей либо уже установили программное обеспечение и закупили необходимое оборудование, либо установят его в течении недели. «Основная статья расходов в ресторанном бизнесе — зарплаты. Внедрение системы по сравнению с этим — расходы незначительные. Единственный вопрос — будет ли готова сама система. Если в какой-то момент произойдёт сбой — продажи встанут. Лицензией мы рисковать не готовы», — заявил представитель «Живаго-групп».

Другая ситуация складывается в сегменте несетевых, «одиночных» ресторанов. Из опрошенных изданием ресторанов к введению ЕГАИС готовы меньше трети. Основная причина — стоимость оборудования.

А что будет с пивом? Как же быть с разливным?

Как мы поняли, о слабоалкогольных напитках в законе речи не идёт. То есть для их продажи систему устанавливать не придётся, а значит, заведениям, в которых продаются только слабоалкогольные напитки, нововведения не грозят.

И всё-таки: будут проблемы с покупкой крепкого алкоголя в барах в начале года?

Сложно сказать. Крупные сети, если верить владельцам, успевают перейти на ЕГАИС. Если говорить о небольших ресторанах и кафе, то здесь ситуация сложнее: если предприниматели найдут деньги на установку за ближайшие десять дней — проблем не будет. Если нет, встаёт вопрос: готов ли владелец рисковать лицензией или предпочтёт временно прекратить продажи. В любом случае мы узнаем это уже через несколько дней.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь