X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Что такое «живой щит»?

Пермская служба спасения утром 16 февраля заявила, что ГИБДД использовала «живой щит» для поимки нарушителя на шоссе Космонавтов. В результате водитель одного из автомобилей — участников «щита», в который врезался нарушитель, получил серьёзные травмы. В полиции эту информацию опровергают, заявляя, что их сотрудники движение не перекрывали, а случившееся — не более чем массовое ДТП. «Звезда» разобралась в ситуации и составила карточки о том, что такое «живой щит», и насколько законна эта мера поимки преступников.

Что случилось?

Вечером 15 февраля на шоссе Космонавтов водитель «Лады» в состоянии алкогольного опьянения устроил массовую аварию. Мужчина врезался в Nissan Terano, после чего иномарку отбросило на стоящую впереди «Ниву» и микроавтобус. Водителя Nissan госпитализировали с переломом ноги и внутренним кровотечением. В пермской городской службе спасения заявили, что пострадавшие автомобили стояли в «живом щите», организованном сотрудниками полиции с целью остановить нарушителя — водителя «Лады». Позже замначальника по оперативной работе службы спасения Павел Хлызов заявил, что «живого щита» не было, а сотрудник ГИБДД «остановил движение с целью заблокировать проезд для нарушителя». Хлызов рассказал, что водитель «Лады», которого спасателям пришлось извлекать из машины с помощью болгарки, врезался в стоящие на трассе автомобили.

В ГИБДД заявили, что информация ведомства неверная, «живого щита» на шоссе Космонавтов не было. Сотрудники госавтоинспекции зафиксировали лишь массовое ДТП с участием этих автомобилей и двумя пострадавшими.

Что вообще такое «живой щит»?

В данном контексте «живой щит» — преграда из гражданских автомобилей, организованная сотрудниками ГИБДД. Полицейский останавливает движение и выстраивает автомобили в определённом порядке, перекрывая проезд нарушителю. Стоит отметить, что юридического определения «живой щит» не существует — это народное название.

Как понять, что передо мной «живой щит», а не рейд «паутина» или правительственный кортеж?

Во время рейда «Паутина» одна полоса всегда остаётся свободной для проезда. По её краям выставляются конусы, скорость движения искусственно ограничивается. При построении «живого щита» сотрудники ГИБДД перекрывают все полосы движения, чтобы нарушитель не смог преодолеть загороженный участок.

Для проезда правительственного кортежа обычно перекрывают часть развязки — с одной стороны стоят гражданские автомобили, по пересекающей дороге проезжает кортеж.

Разве полиция может выставлять гражданские автомобили, провоцируя аварию?

Нет. Согласно российскому законодательству, сотрудники ГИБДД не имеют права организовывать «живой щит» для поимки нарушителей. По закону, перекрывать дороги в подобных ситуациях можно только грузовыми автомобилями и только в тех случаях, если в них нет опасных грузов и пассажиров.

В правилах дорожного движения нет упоминания о том, что водитель обязан остановиться именно там, где указал инспектор. Однако в случае, если все полосы движения перекрыты, возможность выбрать безопасное место для парковки выдаётся не всегда.

В законе «О полиции» сказано, что сотрудник ведомства может использовать транспортное средство гражданина исключительно для проезда к месту стихийного бедствия или происшествия, а также для преследования преступников и доставки их в милицию. В случае, если сотрудник правоохранительных органов взял автомобиль, он обязан сообщить водителю, с какой целью будет использоваться транспортное средство, и указать маршрут следования. Инспектор может оставить вас за рулём (если надо добраться до места происшествия) или попросить покинуть салон (если предстоит гнаться за бандитом).

Водитель может и отказаться от предоставления своего автомобиля. Штраф за такой отказ — от 100 до 200 рублей (по ч. 1 ст. 12.25 КоАП РФ). Его придётся заплатить, если сотрудник ГИБДД отвлечётся от погони, чтобы составить протокол о привлечении водителя к ответственности. Однако реализовать это право удаётся не всегда — в большинстве случаев силовики «убеждают» водителя предоставить им автомобиль.

От кого требовать компенсации за материальный ущерб, если машина попала в «живой щит»?

К сожалению, добиться компенсации материального ущерба в случае, если нарушитель решил уйти от погони и протаранить автомобили, непросто. В большинстве случаев инспекторы оформляют такие аварии как ДТП между двумя-тремя автомобилями. По закону, возместить убытки должно ведомство, сотрудник которого отдал распоряжение о блокировке движения. Однако случаи, когда ГИБДД признаёт использование «живого щита» при поимке преступников, единичны.

Получить компенсацию от страховой компании по полису ОСАГО непросто — авария с неустановленным лицом не является страховым случаем, а нарушитель вполне может уходить от погони на угнанном автомобиле.

И что, часто сотрудники ГИБДД прибегают к использованию «живых щитов»?

Достаточно. Самые громкие — «живой щит» на МКАДе в марте 2010 и перекрытие трассы рядом с управлением Свердловской железной дороги в Екатеринбурге.

В Москве водитель Audi A8 протаранил шесть легковых автомобилей и две фуры, выставленных сотрудниками ГИБДД в «живой щит» на МКАДе. В результате несколько человек были госпитализированы с различными травмами, водителю иномарки удалось скрыться. В Екатеринбурге водитель «девятки» на скорости 100 километров в час врезался в автомобили, остановленные сотрудниками ГИБДД. После погони сотрудники автоинспекции осмотрели повреждённые машины и выдали пострадавшим протоколы о ДТП, произошедшем по вине водителя «девятки», который не справился с управлением. Про погоню и «живой щит» в документе ничего не говорилось. В результате обоих инцидентов были уволены организовавшие затор сотрудники правоохранительных органов.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь