X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Травмированные децибелами»: последнее (как мы все надеемся) слово о музыке на Соборной площади

Я предполагаю, что на прошлой неделе читатели уже и так подустали от этой затянувшейся дискуссии и теперь, вероятно, надеются, что новая неделя подарит им новую тему для бессмысленного и изнурительного обсуждения. Но, извините, нет. Слишком уж характерные для Перми проблемы в ней переплелись, поэтому мне было отдельно интересно посмотреть в динамике и за ней, и за её участниками. Как всегда, ничего приятного для себя я не увидел, но хотя бы раздражением с вами поделюсь.

Напомню суть дела: уже несколько месяцев (вплоть до прошедшей недели) на Соборной площади проводились «Музыкальные встречи» — программа, в рамках которой какие угодно музыканты или артисты разговорного жанра могли заявиться на выступление, получить оборудование и выступить публично. В какой-то момент руководитель PERMM Наиля Аллахвердиева заметила, что вечером на Соборной сложно находиться с какими-то иными целями, кроме прослушивания громкой музыки, и что это не окей. Пост об этом и правда был не без снобистской нотки (обожаю Юру Шатунова и «Седую ночь»), но вполне закономерную дискуссию он таки спровоцировал.

Вскоре к ней присоединилось множество разных персонажей, в том числе Юлия Тавризян и Надежда Агишева, чьи офисы как раз на площади и расположены. Дискуссия довольно быстро переросла в срач (ну а как же), в рамках которого организатор «Музыкальных встреч» Олег Мясников решил объяснить, что абсолютно все, кому по каким-то причинам не нравится его проект, мягко говоря, неправы. Спустя неделю проект, который и так вскоре должен был завершиться, завершился.

Вообще, я и не ожидаю, чтобы у проектов такого рода был какой-нибудь специальный кризис-менеджер. Но было бы неплохо, если бы хоть кто-то из причастных понимал, что такое отработка негатива. А сейчас о том, как всё в этом отношении прекрасно устроено, можно судить, если зайти в «Фейсбук» к упомянутому Олегу Мясникову и немного пролистать. Солидного человека корёжит как школьника, которого обидели в интернете: кучу постов он посвятил тому, чтобы дразнить оппонентов «шальными императрицами» или докапываться до опечаток в их текстах. Зрелище неловкое и печальное, но если вы думали, что работа с фидбэком по-пермски может выглядеть как-то иначе, у меня для вас плохие новости.

Хотя лично мне кажется, что за эту неделю у организатора могло бы скопиться достаточно поводов, чтобы, так сказать, немного сбавить пыл. Ведь есть, например, и осторожное мнение музыканта Юлии Балабановой, которая имеет к уличным выступлениям самое прямое отношение и всё же деликатно объясняет, что организация такого фестиваля на площади — не бесспорная идея даже с точки зрения мирового опыта. Есть и комментарии жителей окрестных домов, которым, как выяснилось, приходится закрывать окна, чтобы не сойти с ума от бесконечно повторяемой песни из «Бременских музыкантов» (и это не очень помогает), что как бы говорит о несостоятельности аргумента «ближайшие жилые дома далеко».

Но организатор, похоже, любит свой проект гораздо больше, чем жителей Перми (тех, кто высказал недовольство шумом, Мясников, например, презрительно именует «травмированными децибелами»). Я бы людям с такой риторикой (чисто чиновничья риторика в стиле «не нравится — уходите» там, конечно, тоже присутствует) не доверил делать вообще ничего, что имеет отношение к работе в городском пространстве с многочисленными группами интересантов. И уж тем более я не стал бы слушать громкие слова по поводу «нетерпимости», звучащие в адрес тех, кто раскритиковал проект.

Давайте, во-первых, не передергивать. Централизованная программа, поддержанная чиновниками и, очевидно, имеющая под собой некий ресурс, довольно мало относится к развитию неформальной городской культуры. Неформальная городская культура — это частники, рассеянные по городу, это аскеры, это без спросу играющие тут и там ребята с гитарами и комбиками. Это те, о ком пишет в своём посте Балабанова. Это, в конце концов, Серёга-Лабиринт, который давно уже стал одним из символов Перми, и если на Серёгу-Лабиринта кто-нибудь наедет или попытается его запретить, я впрягусь за него, даже если он будет петь свои песни ещё громче, чем сейчас, ещё реже попадая в ноты, чем сейчас.

А вот идея аккумулировать все активности на одной площадке в центре может возникнуть только от непонимания того, как вообще городская культура живёт и функционирует. Перед нами очередная (вспомнить, например, Арт-резиденцию, которая мыслилась как сквот, а превратилась в почти безжизненную формализованную галерею, или мертворождённый «пермский Арбат») попытка создания культурного фудкорта, очередной эрзац.

Поэтому я бы на месте защитников проекта умерил пафос — тем более, тот факт, что обращение к админресурсу сыграло в судьбе проекта решающую роль, как я понимаю, так толком и не подтвердился. Давайте прибережём эту риторику (саму по себе здравую и нужную) для ситуаций, которые этого действительно заслуживают: например, для случаев, когда сильные давят на слабых и когда с мейнстримных позиций критикуются позиции уязвимые. А поддержанные чиновниками инициативы, демонстративно-пренебрежительные по отношению ко всем горожанам, кроме восторженных, по-моему, не заслуживают моих и ваших вольтерьянских речей.

Это вообще отдельно удивительно: как часто хорошие идеи, помещённые в неподходящий контекст, в России превращаются чёрт знает во что. Вспомнить хотя бы целый ворох прекрасных идей, вроде отмены всеобщей воинской обязанности или недопустимости госконтроля над СМИ, которые магическим образом превращаются в нечто стыдное, как только проводником этих идей становится Либертарианская партия России. Или, например, недоверие государству и протест против его посягательства на личные свободы — всё это в 2021 году узурпировали антипрививочники, потому что кроме них оказалось некому.

Так и здесь. Даже удивительно, сколько в пермских журналистах, активистах и простых пользователях «Фейсбука» внезапно оказалось обострённого чувства справедливости, как будто на прошлой неделе его некуда больше было растратить.

Друзья, вы не туда воюете. Да ещё и немного обесцениваете этим все последующие дискуссии о цензуре и об удушении свобод, которые нам ещё неизбежно предстоит вести — чем дальше, тем больше. К сожалению, по гораздо менее надуманным поводам.

Рекомендуем почитать

«Наступает диктатура нормального». Композитор Владимир Раннев — о современной музыке и творческой свободе

Юрий Куроптев

«Я не понимаю, как можно было так поступить с нами и городом». Певица Наталия Пшеничникова об отмене фестиваля «РемПуть»

Юрий Куроптев

Новое на сайте

Чистый воздух, велосипеды и полиция. Определены победители журналистского конкурса «Гражданские истории»

Стелла Феоктистова

Прокуратура нашла нарушения в организации питания школьников Перми, Краснокамска и Соликамска

Максим Артамонов

В 2022 году в Перми предельный тариф по теплу в рамках «альтернативной котельной» составит 1 717 руб. за 1 Гкал

Максим Артамонов

Когда нужно проходить ревакцинацию? Стоит ли измерять антитела? Защитит ли вакцина от «омикрона»? Отвечаем на главные вопросы о повторной прививке от ковида

Юрий Куроптев

В Пермском крае обеспечивать безопасность в новогодние праздники будут ЧОПы, дружинники и казаки

Максим Артамонов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"

18+