

«Пермь-36». Реабилитация репрессий
«Им... очень нужен абсолютно подконтрольный, надёжно цензурируемый музей, с тем же названием и лучше всего при участии кого-то из тех же, прочно связанных с ним, негосударственных лиц. Всё тут прозрачно... Так вот вам заботливо подправленный специалистами, объективный, деполитизированный музей. Кстати, согласованный с его общественным активом, который и в дальнейшем будет сотрудничать с заботливым и обладающим ресурсами государственным управлением. Должен признать, это преображение у них уже в кармане. Ну, может, пока ещё без маленькой детали — согласования с общественностью. Попробуют выдавить...» С. А. Ковалёв. Из письма от 8 октября 2014 г.
Начало второго десятилетия нынешнего века было знаковым как для АНО «Пермь-36», так и для одноимённого Мемориального музея, созданного АНО.
Для меня всё предельно ясно. Был сформулирован заказ на уничтожение музея
Впрочем, заказ был не на уничтожение, а на перепрофилирование. Должен быть новый музей. Подконтрольный. Удобный для власти, как ручной тормоз. Что-то такое подобное было создано.
Теперь у власти новая задача. Музей с новым лицом надо легализовать. Прежде всего, в среде общественности. Сейчас мы являемся свидетелями, а кто-то и участниками, этого процесса. Процесса не приобретения музеем нового качества, а утраты смысла и перспектив.
Памятник
Итак, год 2012-й. Завершался почти двадцатилетний период восстановления и сохранения бывшего лагеря «Пермь-36». Весь проект «Пермь-36» начинался в 1994 г. не как создание музея, а как спасение чудом уцелевшего в реставрационной и экспозиционной целостности комплекса лагерных построек эпохи сталинского ГУЛАГа

Почти двадцать лет реставрация, ремонт, консервация и восстановление бывших лагерных строений были нашей главной заботой. Это


Осенью 1994 г. мы начинали проект инициативно: на занятые деньги арендовали лесную делянку, купили бензопилы и бензин, сколотили бригаду из жителей ближайших деревень и сёл и «заготовили» зимой без малого 2 тыс. куб. м брёвен. Большую часть распилили на восстановленной лагерной пилораме, часть пиломатериалов продали, часть использовали для реставрации барака отделения особого режима бывшего лагеря.
Системная финансовая поддержка проекта властями Пермской области началась с 1996 г. Бюджетные средства выделялись на содержание (охрана, отопление, освещение) уже действовавшего к тому времени музея и на «реконструкцию производственной базы», под которой понимались работы по реставрации и ремонту лагерных построек и восстановлению фрагментов систем лагерных ограждений и инженерных коммуникаций.
Выделяемых из бюджета средств было явно недостаточно. К примеру, в 1998-2000 гг. были капитально отремонтированы три здания на участке строгого режима: барак, медсанчасть и штаб. Сметная стоимость работ
Стоимость проведённых работ была существенно снижена по сравнению с существовавшими в то время расценками. Удешевление происходило за счёт того, что музей не покупал основные строительные материалы
Все реставрационные и ремонтные работы выполнялись исключительно по проектно-сметной документации, разрабатываемой по заказам музея Пермскими научно-производственными реставрационными мастерскими. Эти же мастерские осуществляли архитектурный надзор за работами.
Абсолютная уникальность бывшего лагерного комплекса эпохи ГУЛАГа была признана экспертами ICOMOS ICOMOSInternational Council on Monuments and Sites
В 2011 г. мы начали реставрационно-ремонтные работы на двух последних объектах бывшего лагеря
Музей
Вместе с работами по сохранению, консервации, реставрации и восстановлению объектов бывшего лагеря мы, начиная с 1995 г., приступили к его музеефикации, так как никакого другого использования памятника придумать было невозможно. В то время мы писали в первых своих проектах:
«...понимая, что находящийся фактически „в лесу“, на расстоянии почти в 300 км от областного центра, музей долго ещё не будет объектом массового туристического внимания и создаётся прежде всего не для посетителей, а ради сохранения уникального памятника истории
— единственного в мире комплекса лагерных построек эпохи ГУЛАГа».
Музей был официально открыт 5 сентября 1995 г. К этому времени в первом отреставрированном объекте
Поскольку письменной истории ГУЛАГа, репрессий, советского тоталитаризма в то время не существовало почти совершенно, мы начали изучение этой истории по архивным материалам, свидетельствам жертв и очевидцев. Ежегодные научные конференции с участием бывших политзаключённых и ведущих отечественных исследователей по этим темам; работы в центральных и местных государственных и ведомственных архивах, включая архивы МВД; научно-исследовательские и научно-собирательские командировки и экспедиции позволили к концу 90-х гг. изучить основные события репрессивной истории и накопить материалы для разработки и создания первых экспозиций и выставок.
В 1998 г. в бараке отделения особого режима была открыта выставка «Заключённые барака особого режима». В 1999-2000 гг. в восстановленном здании лагерного штаба оборудован демонстрационно-выставочный зал с комплексом аппаратуры для демонстраций слайд-шоу и аудиовизуальных программ. В этом же зале развёрнуты выставки советского плаката и фотовыставка «СССР на стройке», а также особо ценные экспонаты из собраний музея, в том числе единственная подлинная униформа заключённого особого режима, переданная музею Л. И. Бородиным. В 2001-2002 гг. был спроектирован и изготовлен натурный фрагмент-макет генеральной экспозиции музея «ГУЛАГ. История, труд и быт», временно установленный в бараке отделения строгого режима.
В 2003 г. музей на протяжении свыше 2 месяцев экспонировал масштабную выставку «Уроки истории в музее ГУЛАГа» в трёх выставочных залах главного здания бывшего музея Революции (Москва, ул. Тверская, д. 21). Методобъединения учителей истории разных районов г. Москвы проводили на этой выставке свои учебные семинары. В 2000 г. Мемориальный музей «Пермь-36» выступил одним из 7 соучредителей Международной коалиции музеев Совести, насчитывающей в настоящее время свыше 200 музеев из 52 стран мира.
Мемориальный музей «Пермь-36» был включён в качестве одного из трёх национальных мемориально-музейных центров памяти жертв репрессий в проект Федеральной программы увековечения памяти жертв политических репрессий, разрабатывавшейся в 2011-2013 гг. при президентском Совете по развитию гражданского общества и правам человека. При этом он был единственным уже существующим, тогда как два других
Разработка генеральной экспозиции музея в конце концов вывела музей на ведущую мировую фирму, специализирующуюся на планировании и проектировании музеев, выставок и туристических достопримечательностей,
Просветительская деятельность
Открытие музея в сентябре 1995 г. и проведение самых первых экскурсий по нему выявили важнейшую и решающую для музея проблему
В музее был создан просветительский отдел. Он обзавёлся несколькими передвижными выставками, видео- и слайд-проекторами, видеотекой, слайд-фильмами и т. д. Сотрудники музея выезжали в районы края, добираясь до самых отдалённых населённых пунктов, экспонировали выставки в сельских клубах и средних школах, проводили уроки памяти, встречи с местными жителями, читали лекции, демонстрировали художественные и документальные кинофильмы по теме, встречались с жертвами и очевидцами репрессий, консультировали их, записывали интервью по программе устной истории, выявляли и собирали документы, экспонаты и другие материалы.
Другим направлением стала работа с учителями средних школ края. Началась она с обязательного посещения музея учителями истории, приезжавшими на курсы в Пермский институт повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). Затем были специализированные занятия, проводившиеся в ПОИПКРО сотрудниками музея. Следующим этапом стал конкурс профессионального мастерства учителей гуманитарного цикла по тематике советского тоталитаризма, организованный музеем с участием ПОИПКРО и института непрерывного образования Пермского государственного университета, в рамках которого для участников конкурса читались спецкурсы, разрабатывались элективные курсы и методические пособия к ним.
Качественно новый этап работы музея с учителями начался в 2007 г., после того как музею был передан двухэтажный лагерный штаб, находящийся на границе лагерной зоны, в котором были оборудованы комнаты для проживания и две учебные аудитории. 20-25 учителей из школ Пермского края и из других регионов России на регулярных недельных семинарах, проводившихся 3-4 раза в год, под руководством опытных преподавателей, авторов учебников не только системно изучали сложные исторические процессы, но и сами разрабатывали авторские методики преподавания истории России ХХ в.
Аналогичным образом была организована системная работа с сотрудниками государственных и муниципальных музеев. Каждый год в июне в музее проходила двухнедельная Международная летняя школа музеологии, а в течение сентября
Традиционно каждое лето музей организовывал и проводил месячные летние практики студентов-историков и творческие арт-мастерские для драматургов, актёров, художников. С 2002 г. музей был организатором Всероссийских гражданских чтений памяти В. П. Астафьева, а с 2005 г.
Активная и целенаправленная комплексная просветительская деятельность привела к тому, что к началу второго десятилетия количество посетителей музея достигло 40 тысяч человек в год, это вызвало потребность в расширении инфраструктуры музея.
По предложению правления АНО «Пермь-36» психоневрологический интернат, размещённый в Кучино после ликвидации лагеря в 1987 г., в 2011 г. распоряжением Правительства Пермского края был переведён в г. Чусовой, а прежде занимаемые им прилагерные постройки общей площадью 4096,3 кв. м переданы музею для их реконструкции в просветительский и сервисный центры музея, экспозиционные и выставочные помещения. В том же году была изготовлена проектно-сметная документация реконструкции всех этих построек и начаты работы по реконструкции бывших казарм охраны; принята концепция дальнейшего развития музея, на основе которой, совместно с правительством края, началась разработка региональной программы развития музея, включающая музеефикацию прилагерного посёлка и прилегающей территории.
Продолжались работы по создания Мемориала ГУЛАГа СССР
Всё это время музей создавался и развивался неформальным общественно-государственным партнёрством под руководством общественной организации АНО «Пермь-36», которой были переданы в безвозмездное пользование, без определения сроков, здания и сооружения бывшего лагеря. Бюджетные средства на содержание музея и «реконструкцию производственной базы» выделялись АНО, как правило, в рамках областных или ведомственных целевых программ. Кроме того, АНО все эти годы привлекало в музей равновеликие бюджетным внебюджетные средства, направлявшиеся на реализацию музейных проектов и программ и которые не могли быть использованы для реставрационных и восстановительных работ. (Уставные документы практически всех благотворительных организаций запрещают прямое или косвенное финансирование т. н. «основных фондов»
***
Таким образом, к 2012 г. Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36»:
- Был близок к завершению основных реставрационных и ремонтно-восстановительных работ на объектах уникального памятника истории
— комплекса лагерных построек эпохи ГУЛАГа; - Был готов к проведению экспертизы для повышения статуса памятника до особо ценного памятника федерального значения и выдвижения его в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
- Получил широкую российскую и международную известность и признание, был включён в качестве одного их трёх национальных мемориально-музейных комплексов в проект Федеральной программы увековечения памяти жертв политических репрессий;
- Начал разработку тематической структуры генеральной экспозиции «ГУЛАГ» с участием ведущих отечественных историков, авторов основных монографий, публикаций документов и других материалов по теме советского тоталитаризма, истории репрессий в СССР и ГУЛАГа;
- Получил в своё распоряжение дополнительные помещения, удваивающие его экспозиционные и вспомогательные площади, начал их реконструкцию;
- К совместной с музеем разработке генеральной экспозиции «ГУЛАГ» была привлечена ведущая мировая компания музейного дизайна Ralph Appelbaum Associates;
- Совместно с Правительством Пермского края началась разработка программы развития музея, которая учитывала все перечисленные выше возможности и выводила музей на абсолютно новый, современный мировой уровень.
Репрессии против музея
Всё это было прервано в 2012 году.
Со сменой в 2012 г. губернатора края, а затем и состава правительства, в том же году впервые с 1996 г. музею не были выделены средства на работы по реконструкции. С тех пор ремонтно-реставрационные работы на двух последних объектах бывшего лагеря
Была прекращена реконструкция помещений, переданных музею в 2011 г.
Министерство культуры Пермского края отказалось финансировать экспертизу для повышения статуса памятника
Губернатор отказался встречаться с делегацией Ralph Appelbaum Associates, возглавляемой вице-президентом компании. Делегация, как было ранее запланировано, прибыла в Пермь и более часа провела в приёмной губернатора в напрасном ожидании аудиенции. Сотрудничество с RAA было прервано, после чего RAA создала в Екатеринбурге «Ельцин Центр».
Мемориальный музей «Пермь-36» был исключён из концепции государственной политики в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий.
Власти края отказались от разработки программы развития музея, которая выводила музей на новый уровень.
В 2013 г. был сорван Международный гражданский форум «Пилорама».
В 2014 г. власти края передали здания и сооружения бывшего лагеря созданному ими государственному учреждению, полностью отстранив АНО «Пермь-36» от музея.
Новое руководство музея захватило принадлежащее АНО имущество: прежде всего, созданные АНО экспозиции и выставки; музейные фонды, экспонаты и коллекции; музейные архивы и библиотеку (всё это имущество: экспозиции и выставки, музейные фонды, архив и библиотека
Все просветительские проекты музея были прекращены.
Реабилитация репрессий
В новом качестве музей резко изменил своё содержание, что вызвало не только массовую негативную реакцию подавляющего большинства СМИ, но и, что значительно важнее для властей края, такую же оценку событий у советника Президента по развитию гражданского общества и правам человека М. А. Федотова и Уполномоченного по правам человека РФ В. П. Лукина.
Здесь нет места подробному описанию всех последующих перипетий
За два года, с осени 2013 по осень 2015 года, ситуация с музеем дважды заслушивалась на заседаниях созданной распоряжением Президента РФ Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на реализацию программы увековечения памяти жертв политических репрессий; четыре раза сообщалась лично Президенту РФ В. В. Путину; несколько совещаний было проведено в администрации Президента РФ, в том числе и с личным участием первого заместителя руководителя администрации
Четырежды по инициативе руководителей администрации губернатора (каждый раз новых!) либо накануне совещаний в президентской администрации, либо вскоре после них проходили совещания с участием АНО в Перми. На тех и других совещаниях (как в президентской администрации, так и в губернаторской) предлагались, обсуждались и каждый раз находились (!) различные варианты сотрудничества АНО «Пермь-36» с «новой командой» в дальнейшем развитии музея. Однажды дело дошло до создания руководимого В. П. Лукиным Общественного совета по развитию музея, в который вошли представители АНО «Пермь-36», органов власти Пермского края и даже
Музей же тем временем продолжал менять свою сущность, всё более превращаясь из музея истории политических репрессий в музей истории пенитенциарной системы, что вызвало резкое возмущение М. А. Федотова, побывавшего в сентябре 2015 очередной раз в музее. По его инициативе к кураторству над музеем был подключен Союз музеев России.
Через год, в октябре 2016 г., в музее прошла организованная новыми кураторами конференция «ГУЛАГ: Эхо войны и эхо победы», к которой было приурочено открытие нескольких новых инсталляций, частично созданных музеем, частично собранных из целого ряда государственных и муниципальных музеев РФ. Авторы двух интернет-публикаций, появившихся по итогам этой конференции, убеждены, что в музее теперь «всё по-другому».
Суть этих публикаций: «вновь пришедшие люди идут по пути создания честного музея» даже вопреки властям: «чиновники
Ну, а в качестве доказательств
«Экспозиции» ли? Историческая экспозиция
Весьма показательна следующая цитата:
«... сняли одну экспозицию, созданную основателями музея. Она рассказывала о тех, кто сидел в этом лагере. Как во всяком лагере, там сидели и реальные диссиденты и правозащитники, и пособники нацистов
— в прямом смысле, и бандиты-рецидивисты, и шпионы, все вместе... И вот какой парадокс: в той снятой экспозиции тоже получалось, что и те, и другие— одинаковые... Что недопустимо ни по моральным соображениям, ни по профессиональным...».
Комментарий: в той «снятой»
Далее:
«...теперь, к конференции, экспозицию сделали заново, разместив её в бывшем бараке усиленного режима. Мы увидели 87 имён всех, кто там был,
— с абсолютно чёткими, внятными историческими справками. Причём это сознательно было сделано в чёрно-белых тонах. И всем всё понятно...».
Комментарий: в «новой экспозиции» присутствуют те же И. А. Гель, Б. И. Гаяускас, Л. Г. Лукьяненко и В. С. Стус. В этом отделении, функционировавшем с 1 марта 1980 г. по 9 декабря 1987 г., содержались не 86, а 57 человек. Из них 39 человек, прежде уже отбывавших наказание по обвинению в совершении особо опасных государственных преступлений и вновь осуждённых по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде, а ныне реабилитированных, и 18 приговорённых по обвинению в измене родине к высшей мере наказания, которым расстрел был заменён по помилованию лишением свободы, в том числе осуждённым в намерении изменить «самолётчикам» А. Г. Мурженко и Ю. П. Фёдорову.
Выставку «Заключённые особого режима» «основатели музея» построили ещё в 1998 году. Большой части заключённых «антисоветчиков» в ней были посвящены персональные витрины с фотографиями, копиями приговоров, учётных карточек заключённых и другими документами, письмами, личными вещами. Кроме того, в отдельной витрине были размещены фотографии всех осуждённых по обвинению в антисоветской агитации, а также А. Г. Мурженко и Ю. П. Фёдорова. У остальных
Что касается «экспозиции» «Общенациональное место памяти» в бараке отделения особого режима, то часть её варварски нанесена красками прямо на внутренние стены в том месте, где его заключённые впервые переступали порог «чудовищного» барака. На стены, ещё помнящие тех, кто находился в них в 80-х годах. Кто в них погибал... А тесные камеры, на десятилетнее пребывание в которых были осуждены 39 диссидентов-повторников, отбывавших заключение 2, а порой и 3 раза, наполнены пусть редкими и ценными экспонатами, временно свезёнными сюда из других музеев, но всё же чужеродными этому месту.
Надо ли доказывать, что главным экспонатом музея-тюрьмы является сама тюрьма с её чудовищными интерьерами?
Одна из публикаций начинается с утверждения:
«...с последнего моего визита директор не поменялся
— им как была, так и осталась Наталья Семакова, только вот её отношение к музею теперь выглядит со стороны совсем иным. Всё остальное— действительно новое, начиная с асфальтированной дороги, ведущей от отворота с трассы Пермь— Чусовой до самых ворот музея».
Асфальтовая дорога «до самых ворот» как символ изменений дорогого стоит. В прямом и переносном смысле.
В прямом
В переносном
То, что сейчас происходит в музее, является не более чем торопливой имитацией.
Попытки изменить концепцию музея «Пермь-36» с музея истории политических репрессий (нет, конечно же, не до музея «вохры» или НКВД
Но ни до музея, ни до памятника, в котором уже прорастают грибком постройки с незаконченной реставрацией, ни властям, ни «изменившейся» г-же Семаковой, по большому счёту ни дела, ни заботы по-прежнему нет. Их интересует только собственный имидж, во имя которого и происходит реабилитация репрессии Мемориального музея «Пермь-36».