X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Налоговые странности президента. Экономист Дмитрий Шульц — о мерах поддержки, предложенных в связи с кризисом

25 марта Владимир Путин озвучил пакет мер, который руководство страны собирается реализовать в связи с распространением коронавирусной инфекции и её влиянием на экономику. Слова президента вызывают смешанные чувства. Конечно же, нужно поддерживать наиболее незащищенные слои населения. Особенно в кризис. Но этот поток заботы, который начался с январского послания (ещё до начала кризиса), больше напоминает популизм на фоне политических реформ и предстоящего референдума. Свое мнение о предложенных мерах высказывает Дмитрий Шульц, к.э.н., директор по макроэкономическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры (Москва).

Некоторые из антикризисных мер, предложенных президентом:

— Сделать неделю с 28 марта по 5 апреля нерабочей с сохранением зарплаты.

— Снизить с 30 % до 15 % размер страховых взносов работников компаний малого и среднего бизнеса, чья зарплата превышает МРОТ, на долгосрочный период.

— Предоставить микропредприятиям отсрочку по уплате страховых взносов в социальные фонды.

— Дать малому и среднему бизнесу отсрочку по уплате всех налогов, кроме НДС, на ближайшие шесть месяцев.

— Обложить налогом в 15 % доход в виде процентов и дивидендов, который выводят из России на офшорные счета.

— Обложить налогом в 13 % доход физических лиц с банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги, если объем этих вкладов и инвестиций превышает миллион рублей.

— В предложенном пакете мер заслуживает внимание постоянное, а не временное, снижение соц. отчислений с фонда оплаты труда с текущих 30 % до 15 % для малых и средних предприятий. Видимо, это запоздалая компенсация за прошлогоднее повышение НДС. Жаль, что мера не коснется крупного бизнеса, но все равно это, конечно, позитивная новость. Всё остальное — как мертвому припарка. По НДС, который будет платиться за 1 квартал уже с апреля, отсрочек не предусмотрено. А, например, налог на прибыль и так будет несущественный в текущих условиях, когда у малого и среднего бизнеса нет прибыли.

Наверно, снижению соц. отчислений можно было бы обрадоваться. Но при этом государство тут же ввело неделю выходных с сохранением заработных плат сотрудникам, что может вообще добить малый и средний бизнес. Хотите поддержать малый и средний бизнес в условиях остановки деятельности? Так отмените для него все налоги и отчисления на полгода, компенсируйте расходы на заработную плату за эту выпадающую неделю выходных. Иначе одной рукой государство даёт бизнесу пряник, а другой рукой добивает его.

Но больше всего вопросов вызывают налоговые новации президента: на фоне кризиса абсолютно непонятно решение ввести новые налоги.

Например, ввод налогов на проценты с банковских вкладов, превышающих в сумме 1 млн. Кстати, сомнительно, что их всего 1 %, по данным Агентства по страхованию вкладов доля составляет 55,3 %. Нужно будет дождаться разъяснений от Центрального банка и Минфина, т. к. много вопросов возникает по техническим деталям. Но мы сейчас боимся того, что многие люди заберут деньги из банков и вложатся в валюту. Каков глубокий смысл введения этого налога в условиях нестабильности на валютном рынке?

Дальше. По налогу на инвестиции в ценные бумаги. Тоже непонятная мера. Доходы от акций и так облагались налогом 13 %. Но раньше предоставлялись налоговые вычеты, например, для вложения в «народные» облигации Минфина. Получается, что государство раньше привлекало средства населения под обещания налоговых вычетов, а собрав эти средства, вводит налог на доход с них? Надеюсь, в ближайшее время будут разъяснения и из-под действия налога исключат государственные облигации. Но тогда останется вопрос: что нового в сказанном Президентом?

Про 15 %-й налог на вывод дивидендов. Есть много исследований про эффективность контроля за движением капитала. Так вот, основной результат следующий: если вы хотите предотвратить бегство капитала, то нужно сдерживать не отток, а его приток. Логика следующая: если инвестор не верит в перспективы страны и не доверяет её властям, то ему лучше потерять 15 %, чем все вложения. Т.е. когда началась паника, никакие 15 % не сдержат отток средств. Более того, инвесторы найдут лазейки и выведут свои капиталы, вообще ничего не заплатив. Только коррупция вырастет. Гораздо эффективнее препятствовать притоку спекулятивного капитала.

В этих новациях неприятнее всего для многих окажется даже не сам налог, а перспектива общения с налоговиками. Т.к. банки и брокеры не могут являться налоговыми агентами (они не знают все ваши вклады и вложения в ценные бумаги), то, видимо, населению самому придется теперь подавать налоговые декларации и указывать там свои процентные доходы (если суммарные вложения превышают 1 млн).

В целом обращение Президента выглядит каким-то сырым и непроработанным. Ждём разъяснения от финансовых органов.

***

До апрельского референдума и после. Дмитрий Шульц — о том, к каким экономическим последствиям может привести коронавирус.

Какие меры экономической поддержки своего населения предпринимают разные страны.

Рекомендации ВОЗ: Что такое коронавирусная инфекция (COVID-19) и основные меры предосторожности для защиты от неё

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь