X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

«Перми другие завидуют». Двойная оптика авторов пермской транспортной реформы

По мнению жителей Перми, транспортная реформа оказалась крайне неуспешной — активисты два месяца выступают с обращениями к власти. Власти же на это никак не реагируют, на диалог не идут, продолжают свою линию и называют пермский транспорт одним из лучших в России. Всё потому, что их настоящий KPI не в удовлетворённости пользователей, а в хорошей оценке старших по властной вертикали.

Два месяца в Перми не прекращается волна гражданского возмущения: люди недовольны решением городских властей поднять стоимость проезда в общественном транспорте сразу на треть — с 24-26 до 33 рублей.

В ноябре активисты опубликовали манифест, в котором требовали отмены этого решения, а также отставки связанных с ним чиновников мэрии и депутатов гордумы. В декабре были собраны несколько тысяч подписей под обращением с требованиями отменить повышение стоимости проезда, вернуть ряд сокращенных маршрутов и создать совет для обсуждения методики формирования тарифа на проезд. Сейчас, после того как цена билетов выросла, активисты планируют провести митинг и одиночные пикеты у здания мэрии и правительства края.

Резкое повышение стоимости проезда обострило конфликт, но недовольство итогами транспортной реформы тлеет в городе давно. Вопросов к профильным властям накопилось огромное количество: начиная многократной корректировкой маршрутной сети и заканчивая отменой бесплатных пересадок, которые в своё время появились как компенсация за укороченные маршруты.

Ситуация полного недоумения: как можно настолько ошибиться в проектировании реформы, чтобы причинить столько дискомфорта горожанам, а потом «повесить» на них же убытки отрасли в виде «экономически обоснованного тарифа»?

Но стоп. Вот он, ключевой момент всей истории транспортной реформы в Перми: а была ли в действиях чиновников ошибка?

Ответ, как обычно, зависит от точки зрения. Немалая доля горожан ответит утвердительно, а наиболее активные из них готовы заявить об этом на пикетах. Но главный конфликт ситуации в том, что чиновники, похоже, уверены в обратном. И вовсе не потому, что они чего-то не понимают или не умеют, — просто для них гораздо важнее оценка федерального центра, чем мнение тех, кому на этом транспорте ездить.

В декабре ВЭБ.РФ, являющийся центром компетенций в сфере развития общественного транспорта в регионах, организовал онлайн-обсуждение результатов транспортных реформ в разных городах. При таком статусе организатора нет сомнений, что разговор вёлся в логике федеральных властей.

Этот разговор — редкая возможность понять, почему в сфере общественного транспорта Перми происходит то, что происходит. Оказалось, что к авторам пермской реформы у федеральных властей не только нет претензий, но их ещё и хвалят.

Модератором разговора выступил Александр Кондрашов, руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ по развитию общественного транспорта. О результатах пермской реформы докладывал в основном Александр Полыгалов, замминистра транспорта Пермского края, рядом с ним в кадре Анатолий Путин, начальник департамента транспорта Перми.

Часть обсуждения, посвящённую Перми, Александр Кондрашов начинает сразу комплиментарно:

«Я всегда говорю про Пермь, что с точки зрения общественного транспорта, с профессиональной точки зрения, это самый посчитанный город. Учтены все бесплатные пересадки, всё оборудовано валидаторами, счётчиками пассажиропотока. Всё переведено на брутто-контракты, даже трамваи ездят на брутто-контрактах».

И даже убыток отрасли в 4,3 млрд руб. за 2020-2021 годы не рассматривается как проблема. Тот факт, что покрывать его решено за счёт повышения тарифа до 33 рублей, тоже не вызвал вопросов.

«Вы сейчас этими цифрами очень хорошо подчеркнули мой тезис, что у вас всё очень хорошо посчитано!» — отреагировал модератор.

Можно представить, как складывается мнение федерального центра о результатах реформы общественного транспорта в далёком уральском городе. Например, в трансляцию была включена реплика Ильи Зотова, эксперта ОНФ, члена Общественной палаты Российской Федерации, специально посетившего наш город. По его словам, реформа прошла с учётом мнений граждан, а из необходимой донастройки осталось лишь купить новые трамвайные вагоны — вот чего требуют жители.

«Был очень удивлён, что общественный транспорт в Перми работает и в 23 часа. Вчера от аэропорта я добрался только на автобусе, вызвать такси не было возможности из-за снегопадов. Аэропорт работает со сбоями, такси работает со сбоями, но что работает без сбоев — это общественный транспорт города Перми. Хотелось бы ещё отметить, что в Перми эта реформа прошла комплексно. Конечно, нужно её ещё донастраивать с точки зрения трамвайного сообщения, вагоны жители уже требуют обновить — привыкли к новому транспорту. И конечно, другие субъекты федерации завидуют пока Перми. Повторюсь, есть что донастраивать, но коммуникация с людьми здесь есть, мнение граждан учитывается. И из позитивных моментов я отметил бы снижение стоимости проездных, которые приобретаются на месяц. Если разовая поездка выросла, то проезд в рамках месяца снизился, причём значительно. Снизился он и по льготным билетам — для школьников, студентов и пенсионеров».

Можно представить, какое значение имеет мнение горожан, если федеральный центр именно таким образом оценивает результаты реформы в Перми... А впрочем, зачем представлять. Обсуждение, организованное ВЭБ.РФ, дало возможность услышать, что думают об общественном недовольстве чиновники:

«Есть, конечно, обращения граждан: просят улучшить то, улучшить другое. Есть, конечно, привыкание, нужно пройти эту стадию. Люди научатся пользоваться валидаторами, научатся пользоваться любыми другими системами оплаты, и я думаю, что в 2022 году поток обращений, конечно, уменьшится, и всё-таки позитив от этого люди почувствуют, привыкнут», — это были первые слова в докладе Александра Полыгалова.

В одном из последних интервью главы города Алексей Дёмкин отвечал на вопрос, хорошо ли сейчас организована уборка улиц. Можно было предположить, что такая оценка может опираться на данные о снижении количества жалоб жителей (например), но нет. Более важным для мэра является тот факт, что снег выпал перед приездом премьера РФ Михаила Мишустина, но убрали его так, что замечаний со стороны региональных властей по поводу подготовки к визиту не поступило. И это те критерии, по которым городская власть оценивает свою работу.

***

Раньше мы уже писали, что выгоду от нового тарифного меню почувствует лишь небольшая часть жителей Перми.

А также о том, как в гордуме проходило голосование по поводу новой методики расчёта тарифа и нового базового меню.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь