X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Бюджет Прикамья 2022-2024: взвешиваем в «Илонах Масках»

В Законодательном cобрании края проходит «обсуждение» трёхлетнего регионального бюджета Пермского края. Без сомнения, это является самым содержательным событием ближайших лет. Согласитесь, деньги и их распределение — это не про скуку! Рассказывают, что экс-губернатор Олег Чиркунов любил повторять древнеримскую максиму: о чём бы мы ни говорили, мы говорим о деньгах. И ведь прав был.

Итак. Что я, как абсолютный профан в анализе региональных бюджетов, вижу в трёхлетнем бюджете Прикамья? Попытаемся понять самый важный региональный документ, использовав в качестве универсального эталона американского инженера Илона Маска. Маска, надеюсь, все знают?

Образ будущего у Маска и Пермского края

Илон Маск — это всегда какие-то смелые планы и решения по формированию будущего. Ответ человечества, так сказать, на глобальные вызовы. Что же ждёт наш регион с таким бюджетом в будущем? На мой взгляд, мало чего. Судя по тем скудным новостям, которые СМИ рассказывают о новом трёхлетнем бюджете, с будущим у нас довольно туманно. Бюджет получился слишком уж рациональным, слишком осторожным, а из-за этого каким-то неамбициозным. Кстати. Этот документ подан общественности так вяло, что его даже «хейтить» никому не хочется. Заметили, что о нём практически не говорят? Иногда кажется, что он даже на самих авторов нагоняет тоску смертную.

Да и какое там будущее, если меня не покидает стойкое ощущение, что сделан этот документ чисто механически. Методом копипаста. Взяли итоговый документ прошлой трёхлетки, а затем просто подогнали новые деньги под какие-то нормативные обязательства. Поэтому, на мой взгляд, весь бюджет 2022-2024 только о настоящем. Ни о каком будущем, прорыве и вау-эффекте речь в нём не идёт. И здесь нам с Маском явно не по пути.

Хотя возможно, что правительство региона исходит из мудрой мысли, что в условиях экономической, политической и ковидной турбулентности образ будущего Прикамью вреден. Федералы мыслят консервативно? Да. Они требуют от регионов максимальной финансовой осторожности? Конечно — чем привычнее, тем лучше. А что касается экономических прорывов, то они исторически в России планируются как внезапные «боковички», которые подбрасывает наша жизнь. Поэтому нынешнюю версию регионального бюджета можно назвать, например, «бюджет-челлендж». Челендж — риск, возможность. То есть это бюджет тех возможностей, которые появляются при разрешении каких-то кризисных ситуаций. Которых — уже твёрдо знают умные люди — впереди будет очень много.

Миллиарды: сравнение богатств Маска и Прикамья

Илон Маск — самый богатый человек на планете. По оценкам аналитиков, его состояние — 292 миллиарда долларов, что в рублях составляет более 20 триллионов, если я не ошибаюсь, так как калькулятора для таких больших цифр, наверное, ещё не изобрели. В этом сравнении доходы Пермского края немного скромнее. Например, в 2022 году они составят 182 миллиарда рублей. Таким образом, Прикамье могло бы жить на деньги Илона примерно 100 лет.

Перейдём к нашему бюджетному документу и его миллиардам. Лично мне не хватает для понимания бюджета его ценностной и целевой интерпретации, а также простых, но показательных сравнений. Голые цифры, которые декларируют властные спикеры, мне ничего не объясняют. А между тем вопросов масса. Почему никто не сравнивает бюджет 2022-2024 с прошлыми бюджетными циклами? Ведь как-то по-другому выяснить, насколько же эффективно мы развиваемся, не получится. Кстати, Пермский край больше зарабатывает или тратит? Мы нахлебники или спонсоры для федерального бюджета? Почему в СМИ и комментариях нет сравнений с бюджетными стратегиями аналогичных по развитию регионов РФ? Например, сколько бюджетных денег на одного жителя у нас и в соседних регионах? Ведь только при ответе на эти и другие вопросы мы сможем выяснить, насколько рационально нами управляют наши мудрые правители.

Вообще, раз контуры бюджета до 2024 года уже есть, то нам уже должно быть ясно, станет ли Прикамье богаче, беднее или останется в том же диапазоне? Обгоним мы, к примеру, Свердловскую область или Башкирию к 2024 году? Не менее важен и ещё один рогатый вопрос. Очевидно, что государство Россия при таких ценах на энергоносители, какие зафиксировались на мировых рынках, становится всё богаче. Все госкубышки переполнены. Все бюджетные жирные коты стали ещё жирнее. Соответственно, богаче становится и Прикамье, которому перепадает от федеральных щедрот. При этом для меня как конченного эгоиста важнее другой вопрос: станем ли мы, жители Пермского края, жить богаче? Что жить станет удобнее и комфортнее, в этом я не сомневаюсь, а вот в отношении «богаче» сомнения серьёзные. Потому как последние шесть лет государство и его бюджеты всех уровней стремятся вперёд и вверх, а медианное население беднеет, что прямо и честно нам говорит даже президент Путин.

Илон Маск и политики Прикамья

Илон Маск — политически активный человек. При Трампе он входил в состав президентского совета из 16 американских предпринимателей, консультировавших Белый дом. А потом публично вышел из него (Совета, а не Белого дома) в знак какого-то мутного климатического протеста.

В чём сложно сомневаться, так это в том, что Прикамье богато политическими партиями и политиками. Тем удивительнее тот факт, что в бюджете партийная и политическая составляющая не представлены. Меня поразило другое: на уровне Госдумы, к примеру, показывают, что вот как в федеральном бюджете отражается народная программа партии власти, а у нас этого не видно. Ну ладно, «Единая Россия», как доминирующая партия, может из скромности забыть о собственном пиаре. А через пять лет, которые пролетят мгновенно, снова будет недоумевать, «почему нас народ не понимает». Так вы же с ним, с народом, забываете разговаривать и показывать ему простые картинки.

Ну добро, власть есть власть — её не переделать. А что оппозиция? Почему мы ничего не слышим о бюджетных дебатах от оппозиционных партий? Ребятишки-оппозиционеры, вы только что вагон и маленькую тележку наобещали своим избирателям. Люди, как говорится, вам поверили. А теперь, когда принимается важнейший финансовый трёхлетний документ, вы ни гу-гу? Как вы собираетесь реализовывать наказы своих избирателей, если все деньги уже расписаны на годы вперёд? Только вербальными интервенциями? То есть болтологией?

Компетентность Илона Маска и пермских финансистов

Почему же, блин, этот чёртов Маск так эффективен и успешен? На мой взгляд, рецепт успеха Илона Маска прост (хотя я точно ошибаюсь!): он заряжает инвесторов энергией своих идей, набирает в свою команду лучших из лучших, которым ставит самые сложные задачи, и не пытается быть чемпионом по всем видам спорта, а доверяет узким специалистам, так как они — каждый в своей сфере — компетентнее, чем он.

Посмотрим, что там с компетентностями у пермских финансистов, отвечающих за бюджетную политику. Как известно, есть две базовых философии подготовки бюджета. Первая — это конструирование некой теоретической финансовой модели. Смысл модели — предсказать будущее и в соответствии с ним реализовывать такую бюджетную политику, которая будет наиболее эффективна для региона. Судя по отсутствию в паблике не только обсуждения такой модели, но и даже её наименования, наши пермские финансисты по такому пути не идут. А значит, допускаю я, идут вторым путём.

Суть второго пути в следующем. Финансовые власти региона опрашивают лучших специалистов в различных сферах народного хозяйства, чтобы выявить основные тенденции. Затем происходит корреляция предложений экспертов с реальными доходами и возможностями регионального бюджета. И уже затем выделяются некие приоритетные направления развития. Такой подход кратно повышает ответственность за конечный результат и считается более современным. Возможно, что наши финансисты шли именно этим путём, но тогда было очень интересно послушать тех спецов, чьи рекомендации учитывались. Вообще, есть кто-то из реальных специалистов, кто бы смог оценить качество регионального бюджета? Эх, не хватает нам своей «Зубаревич».

Таким образом, к финансистам целое облако вопросов. Как в бюджете отражаются стратегические цели правительства региона? Вообще, такая конструкция бюджета работает на что? Или лучше просто признать, что это бюджет застоя и восстановительного роста? Как он составлялся: «снизу вверх» или «сверху вниз»? Кто из муниципалитетов в результате такого бюджета выиграл, а кто проиграл? Или всё тонким слоем размазано и сказки о депутатах или корпорациях-лоббистах территорий — это всего лишь коми-пермяцкие мифы?

Благотворительность Маска и социальная защита Прикамья

Судя по открытым источникам, Маск, как бы так политкорректно сказать, несколько прижимист. При своих сказочных доходах он очень редко и мало жертвует на благотворительность. Хотя, возможно, он просто умалчивает об этом из своей христианской скромности? Или, как отец пятерых детей, он прежде всего думает о том, как поставить их на ноги?

В отличие от Маска, бюджет Прикамья социален на 70 %. Правители всегда с гордостью об этом говорят. Хотя, на мой взгляд, гордиться тут особо нечем. Ведь если регион большую часть денег тратит на помощь семьям с детьми и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, значит, экономическая система работает так, что многие семьи не в состоянии себя прокормить. Нет достойной работы и накоплений на «чёрный день». И регион, вместо того чтобы давать этим людям пресловутую «удочку», возможно, «приколачивает» их к бедности. Соответственно, нужны решения, которые втягивали бы бедные семьи в более глубокий экономический и социальный оборот, а не консервировали ситуацию.

В бюджете 2022-2024 социальных статей очень много. И естественно, я в них полностью запутался. В любом случае, когда людям деньги раздают — это хорошо. Правда, возникает вопрос: а этих денег действительно достаточно или это уровень ниже социальной ватерлинии?

Послание Илону Маску и резюме

Постараюсь перевести этот текст на английский и какие-то особо вкусные фрагменты переслать Маску — пусть порадуется. Что касается бюджета Прикамья, то надеюсь, что хотя бы часть вопросов, которые здесь заданы, будут рассматриваться на комитетах Законодательного собрания и освещаться в СМИ.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь