X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Словарь коронавируса. Леонид Пахомов — о лингвистической стороне пандемии

В связи с эпидемией COVID-19 в русском языке появилось большое количество неологизмов. Одни слова и словосочетания абсолютно новы для носителя языка, другие существовали раньше, но получили новое осмысление, третьи, прежде узкоспециальные понятия, расширили сферу употребления до повседневности. Разбираемся с этим явлением подробнее.

Леонид Пахомов. Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теоретического и прикладного языкознания ПГНИУ

Написать в директ Петру I

Неологизмы — это новые слова или сочетания слов, появившиеся в определённый период в языке, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка. Будет неправильно думать, что их появление — это необычное событие в языке. На самом деле язык постоянно пополняется новыми словами, что позволяет характеризовать его как динамическую, пластичную систему. Так было и раньше: например, в эпоху правления Петра I в связи с созданием регулярного военно-морского флота русский язык пополнился словами «лавировать», «лоцман», «десант», «бригантина», а освоение космического пространства связано с неологизмами «космонавт», «астронавт», «космодром», «луноход».

Существует несколько причин возникновения неологизмов, одна из которых связана с появлением новых реалий действительности — это мы и наблюдаем в связи с пандемией в последние месяцы. Примеры: «корониалы», «коронакризис» и тому подобное. Кроме пандемии как нового явления действительности, в последнее время неологизация коснулась сферы интернет-коммуникаций. С появлением различного рода социальных сетей и мессенджеров (тоже, кстати, неологизм) появились такие новые слова, как «телега» — разговорное название «Telegram», «инстаграмные» неологизмы — «писать в директ», «масслайкинг» и «массфоловинг», «маска» и «фильтр» как элементы создания «сториз», «лайкабилити» и пр.

Кроме того, неологизмы присущи сфере красоты и здоровья: «шугаринг», «надомник» (мастер, который принимает клиентов дома), «бодипозитив», «зожник», «фитоняшка».

В поисках экспрессии

Вторая, наименее очевидная причина появления неологизмов — необходимость говорящего выразиться более ярко, экспрессивно или более ёмко, содержательно. Неологизм «ковидиот» имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску: это человек, который либо чрезмерно переживает из-за коронавируса, становясь источником «коронапаники», либо пренебрегает им или даже отрицает существование пандемии. Неологизм «зумиться» конкретизирует использование онлайн-платформы Zoom, ставшей особенно популярной в условиях дистанционного обучения («дистанционки») или удаленной работы («удаленки»).

Глобальные изменения в жизни людей, такие как изменения политической системы страны, экономической формации, иные серьёзные изменения, наконец, пандемия COVID-19, вызывают бурный рост числа неологизмов, связанных с новыми реалиями действительности. Такие неологизмы («коронавирусная инфекция», «самоизоляция», «карантин», «пандемия») закрепляются в официальных документах и транслируются СМИ. Для носителя языка такие слова становятся привычными, но при этом говорящий ощущает потребность выразить свое отношение к данным изменениям. Тогда появляются неологизмы с яркой эмоционально-экспрессивной окраской («ковидло», «карантикулы», «коронованный»).

Ушли и не вернулись

Неологизмы могут также выходить из употребления. Так, например, бывшие когда-то неологизмы «пятилетка», «ваучер» и «пейджер» перешли в разряд историзмов (слов, отражающих реалии определённого времени, ныне устаревших), а слово «губернатор» вновь вошло в состав языка как неологизм 90-х годов XX в., хотя губерний не существует и сейчас.

Неологизмы «чума», «чумовой», характерные для речи молодёжи конца 90-х годов XX века, теперь вряд ли вернутся в активное употребление: в условиях пандемии COVID-19 особенно неуместна положительная окраска их значения.

В новом свете

Неологизмы не всегда появляются из заимствованной лексики. Довольно часто привычные слова начинают осмысляться по-новому. Например, «клубиться» (подниматься, нестись клубами) и «раскрутить» (развить скрученное) обрели новые значения: «клубиться» — проводить время в ночном клубе и «раскрутить» — сделать известным кого-либо или обмануть. Современные коронавирусу примеры — «социальная дистанция», «самоизоляция», «корона».

Пошли в народ

Переход неологизмов в состав общеупотребительной лексики или исчезновение неологизмов — процесс вероятностный. Так, например, судьба появившихся недавно неологизмов «биткойн» и «криптовалюта», пришедших из узкоспециализированной экономической лексики, зависит от актуальности использования цифровой валюты носителями языка. Тот же момент возвращения неологизма в узкоспециализированную лексику может произойти у «санитайзера» и «тепловизора».

Неопределённое будущее

Какие неологизмы войдут в пласт общеупотребительной лексики, а какие перестанут использоваться, сказать трудно. Скорее всего в языке останутся закреплённые в официальных документах неологизмы. Кроме того, важным признаком осваивания неологизма носителем языка служит наличие производных слов — «зум», «зумить», «зумиться», «зум-вечеринка», «зум-свадьба». Тем более, что слово «зумить» типично образовано по модели «гуглить», а «зумиться» — по модели «чатиться». Но закрепление данных неологизмов опять же зависит от актуальности использования платформы Zoom в будущем.

Необходимо понимать, что неологизация зависит как от появления чего-либо нового, так и от выбора носителя языка. Поэтому привычность звучания, частотность употребления, престижность и экспрессивность нового слова напрямую влияют на то, закрепятся неологизмы в языке или выйдут из употребления.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь