Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Елена Щеглова и Бахытжан Смагулов: Быть педагогом — это когда танцуют твои ученики, а на следующий день ноги болят у тебя
С 14 по 24 апреля внимание любителей балета как минимум 19 стран устремится на сцену Пермского театра оперы и балета, где пройдет XIV Открытый конкурс артистов балета «Арабеск» им. Екатерины Максимовой. До начала выступлений участников интересно заглянуть в репетиционный класс — тот «алхимический котёл», где совершенствуются будущие звезды. Не каждый взгляд из-за кулис — экспертный. Для профессиональной оценки нужен опыт, личные достижения и обширные знания об истории балетных конкурсов. Именно таким особенным взглядом обладают педагоги-репетиторы Пермского балета Елена Щеглова и Бахытжан Смагулов.
В Пермском театре оперы и балета Елена Щеглова и Бахытжан Смагулов работают с артистами балетной труппы в качестве педагогов-репетиторов с 2012 года. В прошлом оба
Конкурс артистов балета «Арабеск» проводится с 1988 года. Вам доводилось наблюдать не только его жизненный путь на протяжении 28 лет, но и процесс эволюции других балетных конкурсов в нашей стране. Чем выделяется «Арабеск» на общем фоне? Какие изменения вы наблюдаете сегодня в этой сфере?
Бахытжан Смагулов: Первый конкурс прошёл в 1958 году в Москве. Он объединял разные виды искусства и был, по сути, фестивалем. Среди артистов балета тогда победителями стали Рудольф Нуреев и Алла Сизова. Позже конкурсы стали определяться конкретным жанром
Елена Щеглова: Ещё надо заметить, что ранние конкурсы отличались тем, что на них выступали пары или солисты, имеющие артистический опыт. Было видно, что они уже танцуют репертуар,что у них есть собственное художественное мышление, найдены свои образы в определённых спектаклях... Это чувствуется по их стилю и технике. Мы любовались исполнением мастеров или перспективных юных артистов, вундеркиндов. Наиболее ярким примером была Надежда Павлова, в 17 лет завоевавшая Гран-при II Международного конкурса артистов балета в Москве. Конкурсное выступление выглядело концертной программой наивысшего уровня исполнения. И для артиста участие в международном конкурсе было знаковым моментом в жизни, взлётом к самым высоким возможностям в карьере танцовщика.
Хореография
Отличие «Арабеска» именно в том, что это открытый конкурс: конкурс равных возможностей для всех участников?
Б. С.: Вот если вы захотите, тоже можете попробовать. Понятно, что дальше первого тура вы не пройдёте, зато будете танцевать, ваш номер объявят.
Е. Щ.: С одной стороны, прекрасно, что имеется такая возможность у молодых артистов. С другой
По моему мнению, «Арабеск» уже имеет свое лицо и имя и заслуживает того, чтобы до начала конкурса проводились отборочные этапы.
Б. С.: В Японии делают так: вы не просто заявку подаёте, а высылаете диск с вашим исполнением. И первое знакомство с конкурсантами происходит заочно.
Мотивация артистов балета (зачем участвовать в международном конкурсе?) сегодня тоже другая, чем была в своё время у вас, Бахытжан?
Б. С.: Приоритеты сместились. Что такое международный конкурс в советское время? Ты победитель, у тебя есть звание лауреата, тебя знают зрители, о тебе пишут в прессе, тебя приглашают в другие театры, балетмейстеры хотят ставить спектакли с твоим участием, ты становишься немножко звездой. В последнюю очередь тебя волнует, сколько ты заработаешь в результате. Сегодня артист, если он сильный и рассчитывает занять первое место в конкурсе, за десять дней может заработать очень приличные деньги. Это главный стимул. Далее
Да что там говорить... Даже чувство стыда немного трансформировалось. В наше время позором для танцовщика было, если он плохо держал балерину, был ненадёжным партнёром на сцене. Сегодня артист может и не догадываться, что этого нужно стыдиться. Другая ментальность.
Миссия конкурса «Арабеск»
Е. Щ.: Прежде всего, в условиях конкурса стоит обязательное правило исполнения классического наследия в первом туре. Если выступает пара, исполняется классическое pas de deux, если сольный номер
Мы сейчас готовим юную пару
Елена Николаевна, вы, как ученица Людмилы Павловны Сахаровой, легендарной личности в истории пермской школы балета, можете сказать, что ваш педагогический труд
Е. Щ.: В театре это вообще несколько иное... Я и в хореографической школе работаю, но и в школе я не передаю напрямую того, что делала Людмила Павловна.
Б. С.: Изменение условий жизни и ментальности затронуло и балетную школу тоже. Для нас педагог был главным после Бога. Учитель хореографии мог указкой по стопе постучать
Сахарова заставляла людей учиться, думать и использовала для этого уместные методы. Уверен, сейчас Людмила Павловна была бы по-прежнему великолепным педагогом и нашла бы другие формы воздействия, соответствующие времени.
Е. Щ.: Вот это ты правильно сказал. Чем интересна и уникальна была Людмила Павловна
Б. С.: Быстрее всех контрольную по математике сдал? Что в таком случае ты делаешь в балете, Лобачевский?
Вы в своей педагогической практике используете методы Сахаровой или изобретаете свои способы передачи профессиональных навыков?
Е. Щ.: Какие-то установки, идеи, если можно так сказать... Крылатые фразы Людмилы Павловны живут во мне до сих пор. Я их могу повторять, в школе я передаю их детям в несколько ином виде, но требования остаются такими же. В театре же совершенно другая специфика. Вчерашний выпускник сегодня
В этом году впервые в истории конкурса «Арабеск» участники разведены по возрастным категориям: с 13 до 17 лет и с 18 до 25 лет. В младшей группе будут выступать ученики хореографических школ?
Е. Щ.: Конкурсантами «Арабеска» готовятся стать 14 учеников нашей пермской хореографической школы. Это много. Кстати, внутри училища создан свой конкурс «Надежда», тоже впервые в этом году. Ребята будут состязаться между собой не только как танцовщики, но и как юные хореографы. На мой взгляд, это хорошее начинание.
Б. С.: Потому что в нашем деле теория очень важна, но она не имеет никакого значения, если нет практики. А практика
Слово «шлифовать» вы употребляете по отношению к себе, а не к своим ученикам. В том смысле, что нельзя научить, можно только научиться?
Б. С.: Правильно, поэтому я как педагог «шлифую» свои навыки, чтобы артист, мой ученик, начал совершенствовать себя сам. То есть я ищу подходящую форму воздействия.
В моей жизни был показательный случай. Профессионалы балета, гении, люди-титаны говорили мне одно и то же относительно эстетически правильной посадки головы. Я старался, но получалось плохо, я забывал об этом до тех пор, пока мне не сделал замечание настройщик рояля. Его слова почему-то подействовали!
Педагог должен быть хорошим психологом и немножко гипнотезёром. Если этого таланта нет, все слова, научные методики и усилия могут быть напрасными. Тот самый педагогический приём, который на человека подействует,
Е. Щ.: И важно, чтобы эти варианты копились.
Артисту балета важно найти своего педагога?
Б. С.: Существует понятие «мой педагог». Но вот для меня, например, оно не работало.
В какой-то момент я понял, что я
Балет
Е. Щ.: Думаю, если бы у балета была более широкая аудитория, может быть, давали бы комментарии и по радио
Б. С: В футболе всё проще, там есть результат
Е. Щ.: А в балете
Что ещё, помимо «самошлифовки», важно в подготовке артиста к конкурсу?
Б. С.: Я изучаю вкусы. Например, я должен знать вкус руководителя балетной труппы театра Алексея Григорьевича Мирошниченко. Я изучаю постепенно: о ком он говорит, какую хореографию ставит, как преподносит свои знания, кем восторгается
Е. Щ.: Педагог должен уметь смотреть свежим взглядом, отстранённо. Когда начинаешь любить то, что делает артист, глаз начинает замыливаться.
А разве можно отстраниться от ученика, которого вы знаете, как своего ребёнка
Е. Щ.: Для педагога должна быть такая тренировка, этот навык не сразу приходит. В какие-то моменты нужно вникать во все нюансы, а в определённый момент полезно взглянуть отстранённо
Б. С.: Есть такие балетные педагоги, которые не шлифуют себя, а просто корректируют артиста. Это другой принцип работы, который нам не близок. А зачем педагог нужен, если артист всё делает сам? У него есть выворотность, прыжок, интеллект, космический мозг, молоко в крови, моторика суриката, а также моторика слона... Он супер!
Е. Щ.: Получить готового ученика, самородка... такое случается один раз из тысячи.
Мне понравилось, как однажды балетмейстер Михаил Лавровский сказал, что в педагогике работает принцип книги: если ученик начинает меня читать, а я
Когда вы работаете с парой танцовщиков, помогает ли вам ваше партнёрство
Б. С.: Несомненно. Вот элементарный пример: я не могу всё досконально знать о женском танце, как и балерина о мужском танце. В этом случае я встаю на место танцовщика и смотрю, что делает балерина, а потом прошу Елену Николаевну сделать то же движение. Когда мы меняемся местами с танцовщиками, мы находим «корни зла».
Е. Щ.: В дуэте обязательно развивается чувство кавалерства: он
Б. С.: Хотя, по моему мнению, сегодня в дуэте большие требования предъявляются к партнёру, меньшие
В подготовке к конкурсу вы работаете над техникой, артистизмом исполнения, но всё связано с психологией. Учитываете ли вы индивидуальные особенности артистов?
Б. С.: Обязательно. С кем-то из артистов очень важно уметь промолчать. Это бывает трудно. Педагог должен сдерживать свой порыв, эмоции, чтобы не обрезать крылья, не лишить артиста вдохновения. У меня есть такой недостаток
Е. Щ.: Педагоги тоже всего-навсего люди и приходят в класс в разном эмоциональном состоянии, которое влияет на эффективность репетиции. Если я вижу, что всё не так, я занимаю выжидательную позицию, чтобы не навредить.
Бывает, что вам проще самим станцевать, чем пережить выступление своего ученика на сцене?
Е. Щ.: Бывало, особенно на первых порах педагогической деятельности. Смотришь на своего ученика, и каждый его неверный шаг отзывается стрессом. Но уже ничем не поможешь
Потому что вы чувствуете двойную ответственность?
Е. Щ.: Да, танцуют мои ученики, а на следующий день ноги болят у меня. Постепенно я научилась воспринимать всё спокойно, распределять своё внимание между всеми артистами, тренировать волю, чтобы признать неудачу. Без рассудительного анализа и принятия ошибок невозможно их исправить.
Б. С.: Мы можем регулировать свои реакции. Но вот знаете, чего вообще не может ни один педагог на планете Земля? Исключить вероятность того, что у артиста возникнет сильное волнение во время выступления
Е. Щ.: Особенность конкурсных выступлений в том, что всегда остаётся вероятность появления непредсказуемого фактора, который вызовет волнение, даже если артист уверен в себе и хорошо подготовлен. Потому что на конкурсе важна последовательность выступлений. Хочешь ты того или нет, ты видишь, как танцуют другие конкурсанты.
Б. С.: Везение тоже играет роль. Но гораздо важнее, насколько силён дух артиста, его воля, умеет ли он себя мобилизовать в стрессовой ситуации, превзойти не только обстоятельства, но и себя самого.
Зрителям зачастую непонятно, почему жюри конкурса отдаёт предпочтение одному артисту, хотя его конкурент выступил так же блестяще. Какие факторы влияют на решение жюри?
Б. С.: Есть тонкости, в которых только профессионал может определить степень мастерства. Хореография не исключение. Целая гамма нюансов учитывается: техника, форма исполнения, стиль... Если это дуэт, то важно, насколько партнёры эстетически подходят друг другу. Настоящую пару видно сразу.
В 2014 году критики отметили качественный скачок в развитии конкурса. Появились новые выразительные исполнители. Помимо техники исполнения, артисты демонстрировали стиль, музыкальность, сценичность. Программа современной хореографии стала неотъемлемой составляющей «Арабеска», были представлены актуальные направления современного танца. На ваш взгляд, тенденция продолжится в этом году? Чем обогатится программа конкурса?
Б. С.: На прошлом «Арабеске» появился конкурс хореографов, и это начинание продолжится. На конкурсах велика доля случайности, поэтому сложно увидеть закономерности и тенденции.
Для нас «Арабеск»
Е. Щ.: Каждое новшество раскрывает границы конкурса, обогащает его. В этом году коллектив театра «Балет Евгения Панфилова» выступит в специальной программе творческой мастерской Владимира Васильева. Это новое. Также никогда на прежних конкурсах я не видела, чтобы балерина, имеющая титулы и звания, выступала в роли хореографа и сама исполняла свою постановку. В этом году есть такие конкурсанты. Мне кажется, это будет интересно и профессионалам, и зрителям.
Новое на сайте
Tinder, Facebook, Google. Как защитить свои персональные данные, переписку и историю поиска в интернете?
В Перми начинается сезон массового зимнего спорта: открываются катки и лыжни
В Перми началась реставрация «Дачи Синакевича». Здание восстановят в первоначальном виде
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+