X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
06 июля 2020
05 июля 2020
Фото: Из личного архива М. Жемчужниковой
5статей

Герои пермского теле- и радиоэфира 90-х и начала 2000-х. Кто, где, чем заняты сегодня.

Имя собственное: Маринина стихия

Они собирали огромную аудиторию слушателей и зрителей, поклонники заваливали их подарками, охотились за их автографами. Но многие кумиры потерялись во времени, их имена стали забываться. Мы вспоминаем тех, кто был нам когда-то так интересен — своим мнением, собственной, только ему присущей интонацией и, главное, своим отношением к слушателям и зрителям. Чем сейчас занимаются бывшие звёзды теле- и радиоэфира, куда направили свои творческие силы — об этом наша рубрика. Герой нового выпуска — Марина Жемчужникова.

Первая ведущая эфира Пермской телекомпании «ВЕТТА» Марина Жемчужникова никогда не жалуется — ни на людей, ни на жизненные обстоятельства. Она считает, что если человек жалуется на жизнь — это уже старость. Марина, как и любая здравомыслящая и знающая себе цену женщина, возраст к себе не подпускает: занимается йогой, пишет картины, проводит мастер-классы для молодёжи, жаждущей попробовать себя в эфире. Говорит, что телеведущей больше не стала бы, но по работе на телевидении скучает. Между тем всё началось с металлургии...

Металлурга из меня не вышло...

М. Жемчужникова: По образованию я металлург, окончила Пермский политехнический институт, хотя всегда мечтала стать актрисой. В конце учёбы у меня был выбор: либо сдавать диплом, либо бросать всё и ехать поступать в театральный вуз. В этой ситуации большое влияние на меня оказали родители: «Марина, посмотри, там же такие красавицы, а ты?!». Теперь, конечно, я благодарна им, что жизнь у меня сложилась так, как сложилась.

В 80-90-е годы многие пермские студенты-политехники занимались творчеством, и я не осталась в стороне. Дважды пыталась попасть в знаменитый тогда студенческий театр «Арлекин», куда был жёсткий отбор. Первый раз не получилось, во второй — удалось. Как мне рассказывали позже, взяли меня потому, что я оказалась «упорной девочкой». Потом было много ролей, в том числе главных, — в спектаклях «Два пуделя», «Сашка», «Прометей» и других.

Фото: Из личного архива М. Жемчужниковой
Фото: Из личного архива М. Жемчужниковой

Круто ты попал на ТВ

Советские порядки никто не отменял, и после вуза Марина три года отработала инженером-технологом на одном из пермских заводов, параллельно занимаясь в театральной студии. Но её творческая натура давала о себе знать. «Металлурга из меня не вышло», — подумала Марина и переквалифицировалась... в помощника режиссёра.

М. Жемчужникова: Создатель студии «Арлекин» и, можно сказать, «наш папа» Игорь Нисонович Тернавский работал тогда главным режиссёром Пермского цирка. Он помогал многим и меня в 1986 году устроил на ГТРК помощником режиссёра. Временно, потому что из «Арлекина» вот-вот должен был «вылупиться» Молодёжный театр. Но когда попадаешь в телевизионное «море», из него уже трудно выплыть. А мне тогда и не хотелось. Поэтому с театром пришлось попрощаться. На ТВ я познакомилась со своим будущим мужем Владиславом Косолаповым, вышла замуж, родила ребёнка. После декретного отпуска работала редактором отдела программ.

На два фронта

Однажды Владу — мужу Жемчужниковой — предложили организовать коммерческое телевидение, что он и сделал. А супруга там стала пробовать себя в качестве телеведущей. Но «СТЭК», накопив большие долги, просуществовал недолго. Спустя какое-то время Владислав создал телекомпанию «ВЕТТА». Целый год Марина работала на два фронта: днём — на ГТРК, а вечером записывалась для программы «Утренний вестник» на «ВЕТТЕ». «Это же две конкурирующие фирмы. И как я умудрялась так долго сидеть на двух стульях?» — смеётся она. В конце концов Марина ушла работать директором программ и диктором на «ВЕТТУ».

И чтец, и писец, и причёски делец...

Техническое оснащение было тогда очень бедным. Студией «работала» небольшая комнатка в общежитии, где на ведущих направляли мощные лампы, и если на улице было +30, то в студии +40, рассказывает Марина. Пот катил по лицу, это нужно было как-то скрывать, поэтому грим был очень важен. Сначала новая ведущая всё делала сама как умела, в том числе накладывала грим. Позже появились парикмахеры, которые мастерили причёски для эфира. Но в то сложное перестроечное время, когда многие хотели «всё и сразу», а это не всегда удавалось, стилисты не сильно утруждали себя дисциплиной. Бывали моменты, когда парикмахеры не появлялись перед прямым эфиром и Марине приходилось выкручиваться самой. Со временем она научилась и причёски делать, и гримироваться. «Но мне всё равно было здорово, я ловила кайф от своей работы!» — вспоминает бывшая ведущая.

Таня, замри!

М. Жемчужникова: Прямой эфир появился через год после открытия. И начались смешные «косяки». Однажды во время прямого эфира, именно тогда, когда я рассказывала об электричестве, в студии погас свет. Остался один только маленький светильник. А я читаю текст, не зная, в эфире я или нет (как потом выяснилось, трансляция всё-таки была). Дочитываю информацию, после чего оператор Таня начинает ползать под моим столом и что-то переключать. Я шепчу Тане: «Замри!» — и читаю следующую подводку.

На «ВЕТТЕ» я отработала 16 лет, за это время бывало всякое. Например, когда начался кризис, зарплату нам выдавали курами.

Какие поклонники, когда муж — директор?

У Марины, как и у любого начинающего ведущего, на следующий день после записи первого эфира было ощущение, что она проснулась известным человеком. Но потом это чувство пропало, думать о славе было некогда, работа занимала всё время.

М. Жемчужникова: Муж был директором телекомпании, поэтому возможности получать какие-то знаки внимания от поклонников у меня не было. К тому же настроение было фанатично-рабочим: работа — дом, дом — работа. Над телекомпанией (как над любой другой компанией) всегда висел и висит дамоклов меч: три предупреждения о нарушениях в эфире от Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций... И можно лишиться лицензии. Поэтому ответственность на моём отделе была огромная, я и не отвлекалась на посторонние мысли.

Из личного архива М. Жемчужниковой.

ПрЫнцев нет!

В конце концов за 16 лет, как говорит Марина, они с мужем устали от телевидения и продали телекомпанию. После этого много путешествовали — по Америке, Африке, Европе. И тогда бывшая телеведущая начала рисовать. Как говорит её мама, это у неё от дедушки.

М. Жемчужникова: Первые картины, которые мы рисовали с подругой по наитию, конечно, были смешные. Когда поняли, что уже не можем друг другу помочь, подсказать, как надо, пошли учиться в изостудию Анатолия Френкеля. Мою первую серию картин «Прынцев нет» я представила на выставке «Арт-Пермь». Сюжеты взяты из жизни. К примеру, моя знакомая рассказывала, что парень настойчиво приглашал её на свидание. Наконец согласившись, девушка долго готовилась к встрече: надела красивое платье с декольте, шубу. Он встретил её у подъезда в трико и тапках. Спрашивает: «Ты водку принесла?»...

Темы у меня разные: путешествия, парусники, цветы, сказки для взрослых, космос. Каждый год в январе я выставляю свои картины на Пермской ярмарке.

Йога — образ жизни

М. Жемчужникова: Я уже девять лет занимаюсь йогой и так много узнала интересного, что мне захотелось поделиться своими знаниями. С 2014 года начала преподавать йогу. Толчок для занятий был ещё тогда, когда я работала в эфире. Напряжённая работа требовала большой отдачи, нужно было поддерживать жизненную энергию, поэтому я начала заниматься йогой. Сегодня для меня это образ жизни, который даёт возможность принять судьбу такой, какая она есть. Сейчас передо мной стоит задача — начать зарабатывать. Если повезло один раз (я занималась любимым делом, ещё и получала за это деньги), почему бы не попробовать и второй? Но преподавать йогу мне довольно сложно, потому что нет того дикого упорства и уверенности в себе, как в то время, когда я была на ТВ.

Из личного архива М. Жемчужниковой

Хочу видеть сильных людей

Как говорит Марина, она устала от эфира и не готова снова работать диктором, но хотела бы снимать фильмы о людях, их судьбах. В 2011 году телеведущая сделала два фильма на УралИнформ ТВ. Её героями стали народная артистка России Лидия Аникеева и Оле Руде — художник, поэт, экстрасенс.

М. Жемчужникова: Мне нравятся люди, которые выстояли, поборов жизненные трудности. Я вижу многих «потерянных» людей, не выдержавших прессинга жизни. А хочу видеть людей сильных! И многое бы сделала для того, чтобы народ поверил, что мы сильные и всё выдержим.

Нельзя никого и ничего ругать, считает Марина Жемчужникова. Все наши трудности — это возможность «выплыть», просто надо смотреть на жизнь по-другому и искать ресурсы. Наши проблемы — это наши пути. Надо искать свой путь.

Марина Жемчужникова свой путь нашла.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь