Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Пермские учёные, разработки, открытия.
Александр Черных: В основе многих праздников лежат древние смыслы, но мы их не осознаём
«Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени, и ёлка, залитая огнями и озарявшая всё вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды», — Э. Т. А. Гофман, «Щелкунчик и Мышиный король».
Этот диалог
Но всё на свои места поставит наука. Её точку зрения представляет главный научный сотрудник Отдела истории, археологии и этнографии Пермского научного центра УрО РАН, доктор исторических наук Александр Черных.
Александр Васильевич, знаю, что вы занимаетесь праздничной культурой, её региональными аспектами...
Мне кажется, что в самых популярных и любимых народом праздниках много от архаичных, древних верований, когда окружающий мир был для человека живым и странным... Я хотела бы поговорить с вами о языческих корнях праздников.
Ряженье, гаданье, крашенье яиц, хороводы вокруг ёлки... Всё это осколки древнего прошлого, как мне представляется.
У нас есть два народа, которые избежали как христианизации, так и исламизации. Это удмурты Пермского края и марийцы. До настоящего времени они остаются сторонниками традиционных верований, которые часто называют язычеством.
В моём представлении язычество
У нас?
Три в одном или один в трёх. То, обо что ломаются копья христианских теоретиков? Когда в таком случае используется термин «язычество»?
Сейчас, если вы почитаете работы, допустим, о религиозных системах удмуртов, то... В терминологии всё очень запутано, но слово «язычество» сегодня используется редко. Это явление предпочитают называть «этнической религией», «аутентичной религией»... Стараются уйти от слова «язычество», потому что в нём есть отрицательная коннотация.
Да. Но при этом есть и прецеденты. Не знаю, как это назвать: скажем, вполне современные люди, наши соотечественники, вдруг начинают поклоняться таким далёким славянским богам, как Сварог, Перун, Дажьбог, Велес... Эти люди как будто бы возрождают старозаветные ритуалы, обряды, традиции...
Есть, конечно, научные реконструкции. Как, например, труд Бориса Александровича Рыбакова. Но это лишь одна из версий. И можно назвать десятки работ, где предлагаются совершенно другие варианты и где все славянские божества разложены абсолютно по другим схемам.
То, как сегодня интерпретируется древность,
В XIX веке появились люди, которые интересовались этим явлением. Они искали и что-то находили, обращаясь к разным источникам,
А все современные реконструкции
Неоязыческими практиками вы не занимаетесь?
Да, коми-пермяки
Но Православной церкви такие обломки древней правды точно не нравятся. Всю жизнь РПЦ боролась с деревянными богами (как идолами языческими) и вытеснила-таки их из своих пределов
В закутках, тёмных местах тех отдалённых приходов, где были умные и добрые батюшки, понимающие, как эти образы важны людям. И никогда в центре. У большого церковного начальства деревянные боги всегда вызывали раздражение. Насколько я знаю.
Но народ это интерпретирует по-своему: Иисус Христос страдал за народ, чтобы у народа всё было, поэтому надо в этот день деньги считать, чтобы они водились, и сметану мешать, чтобы была сметана, и куриц сгонять с насеста, чтобы были яйца...
Всё это интерпретации в рамках христианской традиции. И в народном мировоззрении нет такого: вот сейчас я язычеству отдам должное, а потом в церковь пойду. Это мы с вами искусственно отделяем одно от другого.
Конечно, какие-то дохристианские верования и культы остались и проявляются в той или иной степени, но в народном сознании это всё интегрировано в общее мировоззрение, которое мы называем «народным православием».
Да, древние верования интегрируются, переосмысливаются. Я согласна. Но до конца, как бы с ними ни боролись церковь и государство, они не исчезают. Магическое, сверхъестественное невероятно привлекательно и живуче. На уровне подкорки, генов, может быть...
Например, Новый год. У праздника тевтонские корни. Его истоки скрыты в глубине веков
А праздник-то тёмный, инфернальный. Мы празднуем его дремучей зимой, глубокой ночью... Если Рождество
Новый год, если говорить о российских традициях... Во-первых, как и у всех земледельческих народов Евразии, новый год у русских начинался весной. И все обряды, связанные с новогодней традицией, приурочены к весенним праздникам
Во-вторых, ряд исследователей считает, что, как и у многих других народов, у славян было в году две даты, имеющих прогностическое значение. Если весной новый год связан с началом сельскохозяйственного цикла, то зимний новый год связан с солнечными фазами: «Солнце на лето, зима на мороз», что тоже было обозначено праздниками, которые вписались в христианские традиции,
В традициях этих праздников мы наблюдаем очень развитую обрядность, связанную со стремлением обеспечить в будущем достаток, благополучие, плодородие... Здесь и колядованье, и ряженье, и традиция поздравлений, и обход домов, и молодёжные игрища... Комплекс в нашей культуре назывался «Святочная неделя».
Собственно, Новый год в русской деревне никто тогда не праздновал, несмотря на то что в 1700 году Пётр I издал известный указ, чтобы этот день праздновали, как его празднуют во всех странах Европы. В Германии, надо сказать, уже к XV веку сложилась традиция украшать ёлку и так далее.
Поэтому самая потрясающая ёлка
У этой истории есть ещё несколько обстоятельств. Связаны они с реформой календаря, которая произошла в 1918 году, когда государство перешло с юлианского на григорианский календарь. Государство-то перешло, а церковь
Вспомним ещё весь этот советский прессинг, связанный с запретом на религию. Советская власть с Новым годом поначалу пыталась бороться, только в 1930-е после известной публикации в газете «Правда» началось формирование того Нового года, который мы сегодня имеем.
Значит, тотальной традиции праздновать Новый год в России не больше 80 лет?
Но обрядность всё равно какая-то ископаемая: из тех времён, когда дерево было Богом...
А на Пасху! Дома на Пасху на Руси всегда украшали пихтовыми ветками. У современного Нового года очень много перекличек с пасхальной обрядностью. В Пасху мы ждём, когда священник произнесёт: «Христос воскресе!». Тогда только наступит праздник. И в Новый год мы ждём, когда пробьют куранты, после этого начнётся отсчёт нового времени. Не скажу, что это прямо такое язычество. Не вижу необходимости к нему сводить.
Я думаю, если оторвать Новый год от древних культов, то он сдуется. В Новый год надо верить, что есть Дед Мороз, а если не Дед Мороз, то другие силы природы и космоса, с которыми можно вступить во взаимодействие (лишь в одну единственную ночь!) наперекор всякой логике и прагматике... И можно повлиять на своё будущее. На этом стоит Новый год. В этом его поэтика и эстетика. Он ничто без чуда, которое рождается в темноте и безвременье.
Мировоззрение современного человека очень прагматично. Но, видимо, всё-таки не хватает ему мифологии, ритуалов... Поэтому появляется неомифология. Посмотрите интернет, как описываются праздники там: та же Пасха, Масленица... Сплошная мифология. Научной составляющей очень часто нет совсем. Чистая фантазия.
Понятно почему. Хотя бы в праздники человеку хочется вырваться из дурной бесконечности дней, отдаться на волю вымысла и фантазии. Новый год это обеспечивает. Какие праздники, на ваш взгляд, могут сравниться с Новым годом?
Ну, а из народных праздников, конечно, Новый год. Даже если завтра его отменят, он всё равно будет отмечаться, потому что живёт по традиционным законам. Новый год никто не организует, с ним у людей связан внутренний порыв, в отличие от многих других, государственных, праздников.
Новое на сайте
В Перми долины малых рек Егохиши и Данилихи получат статус особо охраняемых природных территорий
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+