Сделай сам. «Типографiя № 1»
Концертный зал «Типография № 1», открывшись в сентябре 2016 года, предложил пёструю афишу: от электропоп-команды Tesla Boy и повзрослевшего героя лейбла «Снегири» Найка Борзова, до обаятельного алко-джаза в лице Billy’s Band и завсегдатаев «Нашествия» группы Княzz. Попытавшись выяснить, есть ли здесь хоть какие-то ограничения, мы неожиданно заглянули на кухню концертного бизнеса.
Мы поговорили с директором «Типографии № 1» Артёмом Срединым. И узнали, может ли бар окупить выступление нераскрученного артиста, на кого нынче ходят в Перми и почему вообще «типография»?
Концертный зал «Типография № 1» существует меньше года. Можете ли вы уже подвести промежуточные итоги? Удалось ли проекту выйти на необходимый уровень?
Мы долгое время собирали информацию, потому что для нас это был своего рода стартап. До этого я занимался только концертами и, как правило, брал готовые площадки. Здесь мы отталкивались от мнений и спроса аудитории. Так как артисты разные и аудитория разная, пришлось очень долго размышлять на тему того, что могло бы удовлетворить всех и по отдельности.
Сейчас мы пришли к определённому консенсусу и в рамках него будем двигаться дальше, продолжая собирать информацию с посетителей. Эти пожелания не только складываются в обновления интерьера или комфортабельное размещение, но и касаются того, каких артистов люди хотят увидеть.
Собираете мнения через соцсети или традиционно, через анкетирование на месте?
Периодически мы проводим опросы в соцсетях. Но это не очень эффективно. Кликнуть мышкой, сказав «да» или «нет», легко, но затем [организатору] сложно понять, насколько эта тематика действительно актуальна. Поэтому приходится собирать информацию непосредственно на площадке
Со временем формируется пласт постоянных гостей зала, которые уже знают персонал, приходят с друзьями или даже детьми. Мы очень рады этому и стараемся работать именно на такую аудиторию, которая просит артиста и действительно приходит на него.
Получается, что вы выполняете функции арт-директора?
В связи с отсутствием привычной чёткой иерархии каждый член команды может выполнять разные функции. Технический персонал может подмести пол, бармен
Из чего главным образом складывается экономика концертной площадки? Некоторые считают, что бар окупает всё.
Например, приходит промоутер артиста, которого площадка не знает, и говорит: «Вы заработаете на баре»
В таком случае необходимо анализировать ситуацию. Каждый гнёт свою линию и пытается выжать максимальную выгоду для себя. Часто площадка назначает безумную цену за аренду зала, предъявляет счёт за каждый разбитый стакан. Я наелся всего этого за много лет работы. Поэтому пришёл к тому, что нужно делать по-своему, оптимально как для промоутера, так и для аудитории.
В рамках некоторых проектов мы работаем удалённо с организаторами из других городов, предлагая свои рекламные ресурсы. Например, мы сотрудничаем с местными радиостанциями и компаниями, размещающими наружную рекламу. Не поедет же человек из Воронежа клеить афиши? Для партнёров это удобная опция, для нас
Я заинтересован в раскрутке площадки, в привлечении большего числа посетителей, причём не только от концерта к концерту. Людям должно быть у нас комфортно, в частности тогда, когда они просто приходят к нам вечером посидеть с друзьями.
Как появилось название? Насколько важно было сделать акцент на том, что раньше в этом здании располагалась первая в губернии типография?
Я решил обратиться истории, ведь она никого никогда не обманывает. Узнал, что в этом здании была первая в губернии типография. Мы выбрали это название и теперь пытаемся немного переучить аудиторию. Многие до сих пор воспринимают этот зал как клуб «Ветер». Порой говоришь таксисту: «Типография № 1»
Теперь у нас другой формат, совершенно другая тематика. Кроме того, сейчас все уходят от ранее популярных англоязычных названий. Это становится неактуальным, в том числе на политическом уровне. Дореволюционная «i» в названии тоже создаёт некоторую индивидуальность.
В «Типографии» выступают очень разные артисты: Tesla Boy, Anacondaz, Константин Никольский, «Пятый корпус». Информация на сайте это подтверждает: «У нас нет идеологического деления на жанры». Есть ли ограничения, которые действуют для вас при составлении афиши?
У людей складывается впечатление, что в случае отмены концерта или проблем в зале всегда виноват организатор. Это далеко не всегда так, что бывает невозможно доказать. Между тем репутация уже подмочена. Аудитория не знает всей внутренней кухни, но убеждать в чём-то каждого человека бессмысленно.
Какого артиста вы бы особенно хотели видеть на сцене «Типографии»?
В чём вы находите концептуальное отличие «Типографии» от других концертных площадок Перми?
Существует множество кафе, пабов и прочих небольших заведений, в которых продолжают играть местные группы. Как правило, такие площадки вмещают 40-60 человек, но в них нет ни хороших света и звука для проведения полноценных концертов. С другой стороны, в Перми не так много коллективов, которым некомфортно на больших площадках
Какие требования касаются всех сотрудников клуба, что составляет ваш собственный корпоративный стандарт?
Конечно, есть текучка кадров. Некоторые сотрудники уходили, оставив недосказанность, негатив. Это происходит в любой живой организации. К тому же для нас ситуация усложняется тем, что мы делаем стартап, и много нюансов возникает по ходу дела. Я сам многому научился за это время. Всё-таки объём работы огромный. Как бы то ни было, все обязательства, которые мы оговариваем между собой, стараемся затем выполнять.
Вообще, на данный момент в Перми нет модели для продвижения такого зала. Если ты открываешь ресторан, можно зайти в Google и забить «как открыть ресторан»
Клубы существуют в основном за счёт пятничных и субботних вечеринок, периодически организуя концерты. У нас другая история. Концерт может быть в понедельник, во вторник или в любой другой день
Ощутимы ли издержки, когда вы сознательно отказываетесь от мероприятий по пятницам и субботам?
Так, осенью мы делали по пять-шесть концертов в месяц, а всё остальное время площадка не выполняла своих функций. При этом у аудитории есть спрос. Переварив всё это, мы решили запустить мероприятия по пятницам и хотим запустить субботы. При этом нужно регулярно создавать события. Поэтому мы выбрали местных артистов, которые могли бы выступать каждую неделю.
Чего, на ваш взгляд, не хватает концертной жизни Перми?
Можете ли вы назвать «Типографию» по-настоящему своим проектом
Пока же команда должна сформироваться. Есть дырочки, которые мы хотим закрыть, обучив людей. Свободных арт-директоров, промоутеров в городе просто нет. Своё первое событие, концерт группы Stigmata, я делал в 2005 году. В тот момент случился бум в концертной сфере: появлялись диджеи, промоутеры, организаторы вечеринок. Общая экономическая ситуация была другой, так что люди, которые этим занимались, неплохо зарабатывали.
Сегодня этот сегмент пустует. Не люблю слово «кризис», но наблюдается спад. Люди предпочитают концертам отдых дома. Но я верю (и сужу по себе), что люди всегда хотят хлеба и зрелищ. Не сегодня, так завтра; не завтра, так послезавтра. Моя задача