Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
«Сегодня средний банковский заёмщик тратит на обслуживание кредита половину своего ежемесячного дохода»
Насколько на самом деле критична проблема просроченной задолженности для банков, чем отличается прошлый кризис от текущего и чего ждать в 2016 году? Итоги года подводит президент коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», вице-президент НАПКА (Национальная Ассоциация Профессиональных Коллекторских Агентств) Елена Докучаева.
Елена Анатольевна, как выглядит Пермский край на фоне других регионов в контексте задолженности по кредитам?
По статистике, в Пермском крае сегодня уже каждый 4-й заёмщик имеет проблемный кредит, взятый наличными, каждый 6-й
В течение года эксперты различной отраслевой принадлежности делали неоднозначные оценки динамики просрочки по кредитам. Сейчас, окидывая взглядом прошедший год, как вы оцениваете ситуацию в Пермском крае?
Результат этих двух процессов
В прошлый кризис банки тоже столкнулись с проблемой невозврата кредитов, но она не была столь острой. Чем отличается ситуация тогда от теперь?
Чем больше кредитов приходится обслуживать человеку, тем сильнее возрастает риск выхода на просрочку. По статистике, среди заёмщиков с одним кредитом только каждый четвёртый имеет проблемы с платежами, с тремя и более
Считается, что если доля дохода, направляемая на ежемесячный платёж по потребительскому кредиту, превышает 35 %, риск выхода заёмщика на просрочку существенно повышается. Сегодня, по статистике, средний банковский заёмщик тратит на обслуживание кредита 45 % своего ежемесячного дохода.
Естественно, что такая ситуация приводит к масштабному кризису неплатежей, который мы наблюдаем. Причины у такого положения две: кредитный бум 2012-2013 годов и текущий экономический кризис, изменивший уровень жизни людей. Как показывают результаты опроса, проведённого нашим агентством, должники 2015 года
Какова в Пермском крае динамика безнадёжной задолженности?
Что это в реальности означает для банковского сектора, насколько критична ситуация?
А для конкретного банка критический уровень просроченной задолженности зависит от сегмента, в котором он преимущественно работает. Например, просрочка по ипотеке даже в кризис находится на приемлемом уровне и большими потрясениями пока не грозит. Иная ситуация в сегменте необеспеченного кредитования, где каждый четвёртый заёмщик уже имеет просрочку. Поэтому следует принимать во внимание, какой вид кредитования превалирует в портфеле банка: если необеспеченные кредиты
Для банков-монолайнеров, специализирующихся только на розничном кредитовании, рост просроченной задолженности со стороны населения имеет, пожалуй, самое большое значение: он оказывает существенное давление на резервы, а также на нормативы по достаточности капитала. До начала кризиса банки имели возможность сохранять баланс за счёт активного кредитования. Они привлекали новых заёмщиков, выдавали новые кредиты, наращивая кредитные портфели и отчасти решая тем самым проблему. Однако в период кризиса такой способ выхода из ситуации стал невозможным.
В контексте неплатежей чаще всего говорят о банках, однако эта проблема затронула и микрофинансовые организации. Насколько серьёзна ситуация в этой отрасли?
Стоит отметить, что в сегменте микрофинансовых организаций доля просроченной задолженности в Пермском крае достигает 20-25 % (в розничном банковском кредитовании, напомню, этот показатель приближается к 9 %). Однако, учитывая специфику бизнеса МФО, такой уровень просрочки принято считать вполне приемлемым.
Исходя из нашей практики работы с должниками МФО, более половины из них признают свой долг и стараются выплатить его спустя некоторое время. Главной причиной отказа погасить задолженность заёмщики называют тяжёлые жизненные обстоятельства, в том числе непредвиденную потерю работы.
Ещё одна сфера экономики, серьёзно страдающая от неплатежей,
Как и в ситуации с розничным кредитованием, ещё 2-3 года назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний. Однако сейчас предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга.
Насколько эффективны меры по взысканию задолженности за услуги ЖКХ?
Сейчас всё больше и больше ресурсоснабжающих организаций передают задолженность профессиональным коллекторским агентствам, эффективность работы которых на ранних сроках просрочки достигает 90 % при взыскании в досудебном порядке.
Какая сейчас средняя цена уступки прав требования?
Чем объясняется такая динамика?
Здесь нужно отметить, что банки стали более активно сотрудничать с коллекторами по агентской схеме, нередко размещая портфели по три и более раз до продажи. Соответственно, на момент продажи оставшийся портфель имеет уже довольно низкое качество. Например, срок просроченной задолженности увеличился до 900 дней против 700 дней годом ранее. Этот фактор непосредственным образом влияет на цену в сторону её уменьшения, так как после подобной интенсивной проработки вероятность взыскания по переуступаемому портфелю существенно снижается.
В качестве дополнительной причины удешевления портфелей необходимо выделить снижение возможностей по привлечению заёмных средств для приобретения проблемных активов и возросшую стоимость такого привлечения.
В конце одного года и в преддверии начала следующего
Новое на сайте
В 91 пермской школе зафиксированы случаи коронавируса, в Политехе 20 групп отправили на карантин
В Перми 17 сентября возобновляется движение на участке железной дороги от Перми I до Перми II
Коронавирусный дайджест. Что нужно знать о ситуации с коронавирусом на сегодня в Перми, России и во всём мире
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+