Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Творческая лаборатория «ПТАХ»: Правило нашей игры — это вера
В Студенческом дворце ПГНИУ живёт «ПТАХ». Это не диковинное пернатое, а творческая лаборатория, которой недавно исполнилось восемь лет. «Лабораторные опыты» ПТАХа разнообразны и разножанровы, точное количество его участников неизвестно никому, а его символом является гиря, парящая на воздушном шарике в голубом небе.
В арсенале «ПТАХа»
В вашей группе «Вконтакте» в разделе «информация» большими буквами написано, что «ПТАХ»
Елена Антонова: Порыв, потому что мы всегда делаем только то, что хотим делать. Порыв, потому что мы не репертуарный театр, мы делаем, как чувствуем, то, что сейчас важно. Делаем спектакль и играем его тогда, когда мы действительно готовы, а не тогда, когда обязывает график. Поэтому порыв. Это абсолютная стихия. Наверное, есть свои минусы, в том плане, что мы не регулярны. Но в этом есть и свои плюсы, которые перевешивают все минусы, потому что мы честны, прежде всего, перед самими собой.
Когда этот порыв начался, как он возник?
Евгения Пашиева: Восемь лет назад возник этот порыв. Когда-то мы вместе с Леной начинали в Студенческом дворце культуры, каждый на своём факультете: я на мехмате, она филолог. Физики и лирики
Значит «ПТАХ» был шагом вперёд, по сравнению с обычной студенческой самодеятельностью?
Евгения Пашиева: Да, потому что вся студенческая самодеятельность всё равно настроена на конкурс, чтобы похвалили. А самое главное, что это одноразовые спектакли. Университет нас научил делать одноразовые спектакли на показ для жюри: что скажут, как оценят. Но не для зрителя. И мы пошли дальше, в первую очередь для себя. Мы стали это делать не для оценки жюри, а как раз для людей
И эта стилистика сразу сформировалась
Евгения Пашиева: У нас история в том, в чём этот порыв выражается. Мы можем целый год заниматься только видео. У нас был проект, который длился ровно год
Это у вас такие переходы от проблемы к проблеме?
Елена Антонова: Как живём, как чувствуем, мне кажется, так всё и происходит. Ты можешь говорить со зрителем только о том, что тебя волнует. Тогда это не конвейер, тогда это жизнь.
Какие люди составляли «ПТАХ» и входят в него сейчас? К вам ведь не только из госуниверситета приходят.
Илья Богданов: Я врач-кардиолог и играю в «ПТАХе», так что да, тут не только госуниверситет, но в основном. Здесь есть пришлые ребята, есть девочка из института культуры, ну и я, из медицинской академии.
Елена Антонова: Многие уже выпустились, мы с Женей уже не студентки. Но многие из нас остаются тут.
Лаборатория держит людей?
Елена Антонова: Ну да, конечно.
Илья Богданов: А невозможно уже уйти. Понимаете, это как наркотик. Когда ты вступил на сцену один раз, потом уже невозможно сойти. Я пробовал заканчивать
Евгения Пашиева: Как клуб анонимных алкоголиков звучит
Значит, вам важно что-то зацепить в каждом человеке своё, особенное?
Евгения Пашиева: Как правильно в этом спектакле сказано
Как раз насчёт языков, у «ПТАХа» их довольно много. Это разные жанры, форматы. Есть спектакль по Алексиевич о войне, очень сложной теме, но у вас есть и детский спектакль «ЦокотуХа-Ха» и какие-то развесёлые уличные перформансы. Что вам даёт эта многожанровость?
Евгения Пашиева: Как раз понимание.
Елена Антонова: Порыв как раз нас прёт. Мы всегда стараемся поддерживать в себе такую двойственную природу трагического и комического. Мне кажется, что мы и в жизни такие же люди
Получается, театр как отражение вашей жизни?
Евгения Пашиева: Только так и можно относиться. Театр
А может быть в контексте «ПТАХа» понятие театра принять немного, шире, как игру? Те же видео, это уже не театр, перформансы тоже не совсем, но сама эта игра для вас важный элемент?
Евгения Пашиева: Я сейчас читаю интересную книгу, о том, как люди думают, и там сказано про игру вообще
А как у вас возникают все эти проблемные вещи, грубо говоря, откуда появляются идеи спектаклей и перформансов?
Евгения Пашиева: Из космоса...
Елена Антонова: Они приходят из разных мест. Бывает, что люди, которые нас покинули, давно уже не в Перми, заняты какими-то другими делами, вдруг могут дать ссылку на статью в интернете и сказать, вот, есть книга Алексиевич. Мы ищем первоисточник, нас это глубоко трогает, и мы ставим спектакль.
Евгения Пашиева: Да, космос приносит. Я этим летом отдыхала на даче своих родителей, и там есть магазинчик, где стоит полка с книгами. И вот я смотрю, там книга, на которой написано «Давыдычев». Я беру почитать, и думаю, что это какая-то детская проза, потому что все знают только про Ивана Семёнова, но, оказывается, у него есть взрослые рассказы, целый цикл, причём очень сильных. И ты понимаешь, что это должно быть на сцене и, что самое удивительное, сейчас это очень актуально. Потому что мы в своём виртуальном мире просто забыли, что такое живое общение. А эти рассказы, они именно про живое, про настоящее общение, как вот мы с вами говорим. Или идёт конец света 2012 года, как нам на это не отреагировать? Мы, конечно же, делаем «Финиш 2012», перформанс, в котором мы пытаемся людей засунуть в криокамеру в виде холодильника или переселить их на Марс.
Опять же насчёт спектакля по Алексиевич, в блоге «Петербургского театрального журнала» о нём очень хорошо писали о том какой это замечательный спектакль, и я где-то даже встречал фразу «эти девочки заставили меня плакать». Это ведь уже какая-то степень профессионализма. Не ощущаете себя уже профессионалами в этом деле?
Елена Антонова: Я нет. Ни у кого из нас нет специальных дипломов, если о такой формальной стороне говорить.
Евгения Пашиева: И мы этому очень рады.
Елена Антонова: Я тоже этому радуюсь, потому что у меня нет таких амбиций, для меня это не работа. Нет, для меня это работа, но совсем другого порядка. Деньги я зарабатываю в другом месте, но я нахожу среди очень многих дел время на другую работу, на работу души. Для меня это важно. А по поводу профессионализма, что-то я сомневаюсь. Вы даже не подозреваете, какие у нас идут горячие дискуссии между собой, когда только ставится, готовится спектакль, и как мы можем друг друга ставить на место, обсуждать, спорить, критиковать. Если профессионализм
Евгения Пашиева: В чём определяется профессионализм? Просто самое главное, что мы не останавливаемся внутри себя. Когда-то я считала, что спектакль по Алексиевич
Илья Богданов: Я думал, что одного героя играю.
Евгения Пашиева: Нет, каждый из вас понесёт по три-четыре жизни.
Получается для вас важно постоянно поднимать эту планку?
Елена Антонова: Да, это внутренний профессионализм, свой собственный. Когда ты чувствуешь, что ты на эту высоту запрыгнул, и ты там не сидишь подолгу. Много найдётся факторов, людей, обстоятельств, которые сразу тебя оттуда сбросят, и снова, снова, снова забираешься. Но это и хорошо, когда нет предела.
Сколько сейчас в «ПТАХе» участвует человек, и в скольких спектаклях они заняты?
Илья Богданов: Много.
Евгения Пашиева: Мы сами себя не можем пересчитать, сколько у нас спектаклей. У нас сейчас такой период в «ПТАХе», что мы ничего не понимаем ни про себя, ни про то, кто есть «ПТАХ», что есть «ПТАХ»...
Елена Антонова: У нас есть так называемый основной костяк, и ещё много людей около нас, активно сочувствующих. Но они появляются эпизодически в зависимости от своего личного выбора. Ну, а в костяке... чёрт его знает, сколько людей... Мы вообще не считали ни разу. Вот бы всем вместе хоть раз собраться. Вот такие мы странные ребята.
Но это странность заложена в коде «ПТАХа»? Как раз такая творческая свобода, вольница.
Евгения Пашиева: Да, непонятно... Вы пришли брать интервью в самый странный момент нашей жизни.
Елена Антонова: Так в этом и смысл, смысл в порыве. Порыв не предполагает системы и регулярности.
Евгения Пашиева: Сейчас у нас такой порыв
Получается, сейчас у «ПТАХа» потребность войти в систему?
Евгения Пашиева: Вот сегодня был бесплатный зал, и мы заметили, что бесплатный зал смеётся намного лучше, чем платный. Потому что им не надо отрабатывать свои рубли. Потому что люди в платном зале приходят и думают: «Удивите меня на мои 150 рублей». Это чувствуется. Но посмотрим, поживём, попробуем. Мы знаем, что мы можем существовать в таком формате, и это нам приносит удовольствие. Не получится, вернёмся к бесплатным, счастливым залам, которые будут оставлять нам пожертвования... Сколько сегодня было собрано? Тысяча триста рублей. Вообще идёт какое-то переосознание, потому что нас самых штырит, и весь «ПТАХ» штырит.
А что должно стать плодом этого переосознания?
Евгения Пашиева: Театр. Полноценный театр, который не уступает ни одному театру Перми.
Елена Антонова: Мы концептуально к этому уже готовы.
Евгения Пашиева: Можно, пожалуйста, я через вас сделаю объявление? Если есть люди, которые хотят стать директором «ПТАХа», пожалуйста, свяжитесь с нами! Нам очень нужен директор! Потому что все у нас любят только творчеством заниматься, а так, чтобы деньги зарабатывать, никто не хочет. Кто хочет стать директором, пожалуйста, приходите, звоните, пишите, мы с радостью пойдём за вами! На всёх собраниях звучит вопрос «Ребята, кто станет директором „ПТАХа“?» и все молчат, глаза в пол. Ждём, когда придёт директор и как Рюрик поведёт нас за собой, а мы с удовольствием пойдём.
Рекомендуем почитать
Мы видим солнце и Лира с цветами для пластиковой мыши. Дайджест пермских драматических спектаклей, вышедших во второй половине пандемийного сезона
Без Пермской оперы. Теодор Курентзис и Дмитрий Махонин рассказали о настоящем и будущем Дягилевского фестиваля
Новое на сайте
Владимир Путин подписал указ о нерабочих днях в России с 30 октября до 7 ноября. Это связано с ростом заболеваний ковидом
На этой неделе в Перми и Москве пройдёт «Эхо Флаэртианы»
Без QR-кода здесь не место. В Пермском крае непривитых оставят дома
В ИК-10 Пермского края погиб заключённый. Предположительно, ему отрезало голову на пилораме
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+