X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Тимур Абасов

11 условий: Как гражданам добиться своего

В Самаре активисты ТОС добились отмены точечной застройки. В Томске художники защитили от сноса памятник деревянного зодчества. В Челябинске зоозащитники приостановили деятельность дельфинария за ненадлежащее содержание дельфинов. В Иркутске экологи-активисты и учёные добились отзыва лицензии у компании, незаконно добывавшей гранит на Олхинском плато. В Архангельске горожане защитили от ликвидации Центр помощи гражданам, имеющим ментальную инвалидность. В Хабаровске обманутые дольщики добились получения своих квартир. Что, кроме успеха, объединяет все эти инициативы?

Пермская гражданская палата проанализировала 250 успешных локальных гражданских инициатив, реализованных за два года в 20 регионах России. В результате эксперты выявили 11 условий, соблюдение которых ведёт к успеху гражданской акции. О них председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев рассказал на конференции «Современный город», которая прошла в ПНИПУ.

1. Готовность судиться

Эта готовность должна быть едва ли не зудом инициативной группы, поскольку в России не развиты досудебные механизмы решения конфликтов. Юридизм — бич гражданской деятельности. Государство убедило людей, что все вопросы решаются в суде, и теперь, прежде чем выступить с инициативой, человек сначала ищет строчку в законе, которая точно говорит, что он прав. Увы, нередко на этом всё заканчивается.

Успех общественных групп в суде на 70 % зависит от того, встанет ли на их сторону в качестве третьего лица какой-либо надзорный орган (например, прокуратура) либо госструктура (но это бывает значительно реже). Если в суде удаётся добиться поддержки от кого-то из них, судья, скорее всего, согласится с этой позицией.

2. Готовность к массовым акциям

Это второй по степени важности фактор после готовности идти в суд. Анализ успешных инициатив показал, что в городах-миллионниках на митинг достаточно собрать 100-300 человек, чтобы гарантировать внимание властей к проблеме.

Важным условием успеха является и другая форма массовой активности — сбор подписей. Инициативы, попавшие в анализ, собирали вживую либо виртуально до 3 000 подписей. Имеет значение динамика сбора: у успешных активностей в первое время после размещения петиции количество подписей росло в геометрической прогрессии.

Успешные гражданские группы привлекают к своей работе сетевые сообщества. И речь вновь не идёт о запредельном числе их участников, от ста до нескольких сотен — достаточно. При этом для мобилизации общественного внимания ресурс ВКонтакте оказался эффективнее Фейсбука.

3. Активная публичная деятельность

Для успеха инициативы группа должна включать в себя одну-двух публичных персон. Если человек, который любит говорит и нравится СМИ, в группе отсутствует, у группы нет серьёзных шансов на успех. Это настолько важно, что, если такого человека нет, его нужно найти.

4. Профессиональный язык

Язык важен. В среде групп, которые добивались успеха, как правило, находился профессионал в сфере предмета конфликта, который мог на равных вести диалог с властями. Наличие общего языка рождает доверие.

5. Создание коалиции

Исследование показало, что к успеху чаще приходят коалиции нескольких групп. Они эффективнее моногрупп и не обязательно должны быть формальными.

6. Сторонник во власти

Почти у каждой успешной гражданской группы обнаружился сторонник во власти. В широком смысле слова речь идёт и о политических партиях, и о депутатах. Но при этом не имеются в виду активные действия сторонников во власти. Напротив, они, как правило, не оказывают непосредственной помощи группе, их роль во многих инициативах сводится к тому, что они «сертифицируют» в глазах властей эту протестную активность как нормальную, респектабельную, не враждебную. И, как правило, они делают это неосознанно.

7. Использование политического контекста

Умение использовать существующий политический контекст играет в плюс гражданским группам. Часто его роль играют выборы. Также можно воспользоваться ситуацией конфликта между городской и региональной властью.

8. Дистанцирование от внесистемной оппозиции

Если гражданская группа надеется на диалог, она не должна быть связана с Партией Прогресса, РПР-ПАРНАС, Навальным и так далее. Также следует дистанцироваться от публичных фигур, имеющих скандальный, экстремистский имидж. Если это правило не будет соблюдено, гражданская активность может не улучшить, а даже ухудшить ситуацию.

9. Стрессоустойчивость группы

Первоначальные действия групп нередко оказываются безрезультатными. Они проигрывают, проигрывают и проигрывают. Люди, которые впервые участвуют в протестном движении, воспринимают это как катастрофу. Запал пропадает, группа распадается. Поэтому средний срок жизни инициативы в России невелик — около года или чуть больше.

Чтобы инициатива привела к успеху, группе необходима способность пережить первые отказы и двигаться дальше. Для этого в ней должен быть человек, который сможет после неудач снова собрать людей и вдохновить на продолжение действий. Причём это не всегда лидер группы, но обязательно человек, обладающий авторитетом. Если такого нет, сообщество не выдержит российской действительности и распадётся.

10. Разделение труда

В группе должны быть: активист, эксперт, менеджер, коммуникатор. Иногда один человек совмещает эти роли, но эффективней распределить их по разным членам команды.

Активист — это тот, кто всех мотивирует, которому больше всех надо и который берёт на себя ответственность за всё. Эксперт знает язык проблемы и хорошо им оперирует. Менеджер отвечает за организационную работу, его отсутствие приводит к прекращению деятельности группы. Коммуникатор и лидер не всегда оказываются одним и тем же человеком.

11. Комплексность

Не существует единственного фактора, который обеспечивал бы успех инициативы. Необходима комплексная работа. Обращение в суд, проведение уличной акции и сбор подписей — это минимальный набор действий на пути к успеху.

***

  • Читайте также наши карточки «Как организовать публичную акцию и не оказаться при этом на окраине?»
  • «Прямая речь» Светланы Маковецкой, директора Общественного фонда Центр гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ) о том, почему общественное участие в градозащитной деятельности не приводит к результатам.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь