Даша-путешественница не помогает детям учиться, в отличие от общения онлайн
Утренний канал «Звезды» для тех, кто уже не спит: всё, что нужно знать о сегодняшнем дне в Перми, а также занимательные новости из мира науки. Каждое буднее утро — с 7 утра.
Профессор Лорен Мейерс, Ph.D., специалист в области возрастной психологии, изучающий особенности детского когнитивного и социально-когнитивного процесса, и её команда из Лафайет колледж (Истон) опубликовали исследование «FaceTime для детей: могут ли дети, только начавшие ходить, учиться онлайн, используя видеочат?».
Многие семьи с маленькими детьми используют видеочаты для общения с родственниками и друзьями, но что понимают дети о людях, изображённых на экране, и о содержании этого взаимодействия? Американская академия педиатрии не поощряет родителей, чьи дети младше двух лет проводят время у экрана, так как это может привести к слабому развитию языковых навыков и пропуску других, более полезных видов деятельности. Тем не менее, возможно, существует различие между ребёнком, сидящим перед телевизором, и ребёнком, общающимся в видеочате. Мейерс отмечает:
«В этом исследовании мы выясняли, выстраивают ли маленькие дети отношения с людьми, общаясь в видеочате, учатся ли они, благодаря этим людям».
Команда исследователей стремилась обнаружить новый ответ на вопрос о том, почему дети до двух лет лучше учатся при общении в жизни, чем при просмотре видео. Исследование проводилось на детях от 1 до 2 лет, 30 из которых общались в FaceTime, а другие 30 смотрели заранее записанные видео. В обоих случаях изучались новые слова, действия и шаблоны поведения в различных ситуациях. Обнаружилось, что дети обращали внимание и отвечали своим партнёрам на экране, но только те дети, чей собеседник находился в режиме онлайн, реагировали на действия синхронизировано. Например, когда их партнёр хлопал, ребёнок делал то же самое в ответ, подражая собеседнику.
Спустя неделю исследований, дети, которые общались в FaceTime, изучили как социальную информацию — они выбирали и узнавали тех, кого они уже «встречали» в видеочате, так и выучили новые слова и поведенческие шаблоны. Обучение в видеочате происходило, только когда дети общались со своими экранными напарниками, которые отвечали им в реальном времени. Мейерс говорит, что они обнаружили, что видеочаты делают обучение возможным для детей младше двух лет, потому что имитируется непосредственное взаимодействие, когда человек на экране может отвечать ребёнку и вести беседу.
В соответствии с исследованием, дети с 17 месяцев начинают обучаться, общаясь с людьми в реальном времени через видео, и они способны применять эти навыки при взаимодействии с другими людьми, которых они знают.
«Они начинают понимать, кто этот человек на экране и поэтому получают что-то значимое из взаимодействия с человеком онлайн».
В то же время Мейерс отмечает, что видео, которые лишь имитируют реальную беседу, нельзя назвать полезными. Она добавляет:
«Мы обнаружили, что маленькие дети могут обнаружить разницу между живым общением и записанной „подделкой“, которая содержит в себе паузы после вопросов и „призывы отвечать“, что мы видим в популярных мультфильмах, например, в „Даше-путешественнице“ и других детских программах».