Льготный вопрос. Что делать с лимитом на поездки по проездным билетам?

Фото: Тимур Абасов

В Самаре бастуют пенсионеры, в Екатеринбурге судятся перевозчики, а челябинский муниципальный транспорт — на грани банкротства. В разных городах по-разному пытаются решить проблему льготных проездных. У пермских властей есть шанс не повторить чужих ошибок.

«Мы за безлимитный проездной!» — с таким лозунгом пермские студенты вышли на пикеты и митинги, после того, как стали известны основные параметры новой системы льготных проездных. В адрес уполномоченного по правам человека посыпались десятки жалоб, а в интернете петицию с требованием снять ограничение количества поездок подписали более 13 000 человек.

Напомним, в ноябре администрация Перми сообщила, что с 2017 года появится электронная система проездных, а количество поездок для льготников будет ограничено до 90 в месяц. Всё, что свыше, должно оплачиваться по полному тарифу — 20 рублей за билет. И после этого началось...

С проблемой внедрения электронных проездных сталкивается не только Пермь. Практика их применения в России достаточно обширна: десятки городов уже несколько лет используют подобные системы. За это время накопился опыт, который поможет понять, к чему ведёт безлимитный проезд.

Проблемный безлимит

Среди городов, уже проверивших безлимит на прочность, — Самара. До недавнего времени в городе действовали безлимитные льготы для студентов, школьников и пенсионеров. Стоимость проездных очень низкая — от 270 до 650 рублей, в зависимости от категории льготников. Но к началу 2017 года стало очевидно, что городской бюджет не справляется с такой нагрузкой, даже при том, что в системе льгот участвует только 50 из 95 автобусных маршрутов (в остальных нужно платить по полному тарифу). И с 1 февраля для пенсионеров был введён лимит в 50 поездок.

Последствия не заставили себя ждать: в городе проходят митинги с требованием отставки властей. Кроме того, в интернете размещена петиция с требованием отмены лимита. Резюме ситуации: даже неполный безлимит (ведь были ограничения по маршрутной сети) оказался способным подорвать социальную стабильность в городе. При этом, по данным мониторинга, проведённого в феврале, в лимит на 50 поездок не укладываются меньше 5 % льготников.

Другой пример — Екатеринбург. Действующая в городе модель близка к той, которую хотели бы видеть студенты Перми: в системе льгот участвуют все виды транспорта и все маршруты без исключения, существует возможность покупки безлимитного проездного. Это привело город к серьёзным проблемам, поскольку ресурсов муниципального бюджета оказалось недостаточно для возмещения перевозчикам выпадающих доходов. С конца 2015 года муниципалитет компенсирует выпадающие доходы только по одной категории — пенсионерам, льготы всех остальных легли на перевозчиков. Последние начали обращаться в суды с исками к властям Екатеринбурга. По данным 66.ru, в январе в арбитражном суде Свердловской области рассматривалось два десятка исков транспортных компаний к департаменту финансов администрации города.

Но и это не всё: с 1 февраля в Екатеринбурге существенно выросла стоимость проездных, по некоторым их видам в два раза и более. Это спровоцировало недовольство жителей — в городе прошла акция протеста, было собрано несколько сотен подписей под петицией в адрес руководства города.

Ситуация с исками в суд перевозчиков характерна и для Ижевска. Там проезд для студентов и школьников не ограничен лимитами, и город не справляется со взятыми на себя обязательствами. А в Челябинске всерьёз обсуждается вопрос отмены или урезания льгот, поскольку существующая система поставила муниципальных перевозчиков (это все автобусы и электротранспорт) на грань банкротства.

В бюджете малых городов денег ещё меньше. Например, в Новочебоксарске были и вовсе отменены льготы для школьников и пенсионеров.

Срединный путь

Есть и другой вариант организации муниципальных транспортных льгот. Он состоит в применении разного рода ограничений, которые делают финансовые обязательства приемлемыми для бюджета.

Один из примеров — город Орёл. Здесь установлен лимит как на количество поездок (60 в месяц), так и на набор маршрутов. Льготы действуют во всех трамваях и троллейбусах и на части автобусных маршрутов, определённых как «социально значимые» — их 16. Эти маршруты обслуживаются как муниципальными, так и частными перевозчиками.

Аналогично в Новосибирске: льготы действуют только в 94 из 163 маршрутах автотранспорта — среди них как муниципальные, так и частные.

В Ростове-на-Дону и Санкт-Петербурге льготы не действуют в частных маршрутках, на которые приходится немалая доля городской транспортной сети.

Наиболее корректно сравнивать Пермь с Барнаулом: там, как и у нас, в собственности муниципалитета находится только электротранспорт, а автотранспорт — полностью частный. В Барнауле льготный проезд для студентов и школьников есть только на муниципальном электротранспорте, и он безлимитный. Но в автотранспорте они льгот не имеют, со скидкой могут ездить только пенсионеры.

Строго говоря, разница между первой и второй группой городов не так велика. Многие из тех, кто шёл по «безлимитному» пути, вынуждены с него свернуть и присоединиться ко второй группе. Разница между городами, которые сразу установили ограничение на количество льготных поездок, и теми, кто приходит к этому вынужденно, состоит в том, что вторые сталкиваются с социальным протестом.

Год запуска автоматизированной системыВид наземного транспортаЛьготный тарифЛимит поездокВовлечённость автотранспорта в систему льгот
Санкт-Петербург2011Все485 — студенты, 515 — школьники (с метро). Пенсионеры — 545НетТолько социальные маршруты, коммерческие — нет.
Барнаул2016Электро-транспорт270 — школьники, 485 — студенты, 470 — пенсионерыНетЛьготный проезд есть только на муниципальном электротранспорте. Автотранспорт полностью частный — там есть льготы только для пенсионеров.
Нижний Новгород2015Все900 — студенты, 600 — школьники, 700 — пенсионеры (220, 450 — при лимитированном количестве поездок).НетВ частных маршрутных такси льгот нет (это 60 из 160 автобусных маршрутов города)
Ижевск2011Все (кроме 9 автобусных маршрутов)330-420 — школьники, 730-1000 — студенты (в зависимости от количества видов транспорта), бесплатно — пенсионерыНет для студентов и школьников, для пенсионеров — 40 поездок в месяц70 автобусных маршрутов из 79 обслуживает один частный перевозчик. Только в этих автобусах действуют транспортные карты и льготы.
Самара2008Все500 — школьники, 650 — студенты, 270 — пенсионеры50 — пенсионеры, остальные безлимитВ системе льгот участвуют только 50 из 95 маршрутов автобусов.
Новосибирск2006Все850 — студенты, 50 % тарифа — школьники, 170 рублей — пенсионерыНетЛьготы действуют на 94 из 163 маршрутах автотранспорта — среди них как муниципальные, так и частные
Ростов-на-Дону2014Все50 % тарифа, но у студентов этой льготы нет (отменена в 2010 году). Студенты могут купить льготный билет только на муниципальный автобус, цена — 979 рублейНетЛьготы действуют во всех видах транспорта, кроме маршруток.
Орёл2014ВсеДля всех трёх категорий одинаково: один вид транспорта 300 рублей, на два вида — 400 рублей60Льготы действуют во всех трамваях и троллейбусах и на части автобусных маршрутов, определённых как «социально значимый» — их 16. Среди этих маршрутов как муниципальные, так и частные.
Екатеринбург2010Все1700 — студент, 1000 — школьник, 1000 — пенсионерыНетВсе маршруты
Челябинск2007Все50 % от тарифаНетВсе маршруты (автобусы — муниципальные, маршрутки — частные)
Волгоград2017ВсеТранспортные карты появились с начала 2017 года, льготные запустят только с апреля — и то не точно. Пока — бумажные. Бумажные льготные билеты действуют на всех маршрутах

В поисках компромиса

В Перми активность студентов побудила администрацию сформулировать предложения по модификации системы льгот. Спустя всего лишь месяц после начала работы автоматизированной системы учёта пассажиропотока (АСУП) власти города предложили некоторые корректировки. Во-первых, распространить льготы на жителей Перми, не имеющих прописки, а во-вторых, увеличить лимит поездок до 120, причём дать возможность покупки проездного также на 60 и 90 поездок. Соответственно, максимальная стоимость льготного проездного вырастет до 1440 рублей.

По словам представителей администрации, цифры 60-90-120 основаны на данных, собранных в течение первого месяца работы АСУП. Согласно им, лишь незначительное количество льготников в течение месяца совершают более 120 поездок и только 8 % льготников — меньше 60 поездок, именно поэтому 60 и 120 выбраны в качестве предельно возможных. По мнению администрации и части депутатского корпуса, такой путь выработки системы льгот является оптимальным.

Депутат городской думы Надежда Агишева говорит, что действующая на протяжении последних лет система расчёта бюджетных субсидий для перевозчиков непрозрачна. Именно поэтому возникает столько вопросов.

Однако предложенное администрацией решение устроило не всех. Претензии касаются, например, невозможности переноса неиспользованных поездок на следующий месяц, а также источника финансирования дополнительных расходов. Но самым острым вопросом в общественной дискуссии остаётся ограничение количества льготных поездок.

Тем не менее, предложения администрации соответствуют общероссийской практике. В городе не стоит вопрос отмены транспортных льгот, как в некоторых других. Сокращать набор маршрутов, на которых действует льгота, тоже не планируется. Что же касается установления ограничений и наличие «линейки» проездных с разными лимитами — это в тренде подхода, применяемого в других городах России.

***

  • Читайте также мнения студентов, поддерживающих движение за безлимитный проездной.
  • Подробнее о том, почему введение автоматизированной системы учёта пассажиропотока приведёт к ухудшению условий для пассажиров-льготников, читайте в материале Полины Путяковой.