X

Citizen

Сегодня
Вчера
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017
08 сентября 2017
07 сентября 2017
06 сентября 2017
05 сентября 2017
03 сентября 2017

Предчувствуя «Мосты». В Перми прошёл велотрип по долинам малых рек

91статья

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

«Мосты должны быть не только между берегами, но и между человеком и природой...» Больше трёх часов компания из 15 человек провела вместе с малыми реками, родниками и соловьями. Оказывается, Пермь можно изучать снова и снова, открывая каждый раз что-то новое.

За несколько дней до открытия общественного фестиваля «Мосты» автор и главный вдохновитель этой велопрогулки Иван Грачёв нарисовал на карте дорогу длиной почти 10 километров. Собрал пермяков, которые любят этот город и пытаются делать его лучше. И в итоге проложил путь от «Разгуляя» до подножия Центрального рынка, через места, которые стали символом заброшенности, с одной стороны, и примером общественного участия, с другой.

Стартуем!

Собираемся на трамвайном мостике в Разгуляе. Некогда этот мост через Егошиху был единственной возможностью попасть в Мотовилиху. Здесь пролегал Соликамский тракт, а в 1929 году была проложена первая в Перми трамвайная линия. Действовала она до появления Северной дамбы.

Фото: Надежда Баглей

По мосту ходили гужевые повозки и травмаи. Была и пешеходная дорожка. Если гужевая повозка ломалась, то движение вставало.Трамваи ходили здесь вплоть до 1959 года. До сих пор на мостике можно видеть те самые первые рельсы — уже как артефакт другой эпохи. По этому мосту до сих пор ходят люди.

Фото: Тимур Абасов

Отсюда открывается красивый вид на Каму и Петропавловский собор — первое каменное строение Перми.

Желающие присоединиться к велопрогулке подтягивались, и нас набралось уже больше десяти человек.

Фото: Тимур Абасов
Фото: Тимур Абасов

— А можно мне тоже соловья? Что нужно с ним делать? — спрашивает один из велосипедистов, ещё не получивший символ проекта «Слушай соловья».

— Взять соловья, написать на нём хэштег #слушайсоловья и повесить его гдё-нибудь на маршруте, — улыбаясь говорит миниатюрная девушка Ольга Красулина и передаёт деревянную птичку.

Фото: Тимур Абасов

Дружба с Пушкиным

Мы пересекли Северную дамбу и через Егошихинское кладбище подъехали ко второму мосту на нашем пути — в Долине имени Дружбы с Пушкиным. Её так назвали потому, что тропа через долину — связующее звено между одноимёнными улицами. Это долина речки Егошихи за Музеем современного искусства PERMM. Но моста сейчас здесь нет.

Фото: Максим Артамонов

«Мостик мы обнаружили совсем недавно. Эта река также является границей двух районов. Там Мотовилиха, а здесь уже Свердловский район. Здесь можно даже видеть старые трамплины, которые были построены в 1970-х годах», — объясняет Иван Грачёв.

Фото: Максим Артамонов

В начале июня в рамках фестиваля «Мосты» мостик реконструируют. Волонтёры и общественные активисты начнут очистку и бережное освоение долины. Подготовят тропу и площадку для восстановления мостика, с помощью которого можно будет переходить на другую сторону реки, выходить в Егошихинский некрополь и на улицу Пушкина.

Тем временем мы уже выехали с территории кладбища и оказались на мосту, который называется «Длинный». Как оказалось, не самый длинный на нашем пути. Спустившись вниз к реке, два парня из нашей команды велосипедистов разговорились.

— Здесь рядом Средняя дамба. Я с неё два раза прыгал. За 300 рублей.

— Можно было один раз и бесплатно, — с улыбкой заметил его приятель.

— Ага. Но я решил,что лучше за 300.

Экопарк из оврага с мусором на Егошихе

Впереди нам предстояло познакомиться к долиной Егошихи по ту сторону дамбы, где недавно пермяки начали делать экопарк из оврага с мусором. Здесь расположен мост «Фонтанный». Велоколонна растянулась, и мы ждали остальных.

«А вот на этом самом месте раньше стоял деревянный дом, в котором жила мама моей жены. Потом его снесли», — запыхавшись, начал рассказывать слезающий с велосипеда пермский краевед Владимир Гладышев. Он только что приехал с какой-то научной конференции и не успел даже переодеться. Присоединился к нам как есть: в брюках и туфлях.

Фото: Максим Артамонов

Спустились вниз. Руководитель проекта «Сад Соловьёв у речки Уинки» Надежда Баглей стала рассказывать про долину. «Всё, что вы видите, сделано буквально несколько недель назад. Девушка по имени Маша Лунегова сказала, что влюбилась в это место и берёт над ним шефство. Волонтёры сделали лавочки, построили ещё один мостик, скворечники повесили, лавочки, на которых вон те два друга уже отдыхают».

Фото: Максим Артамонов

«К сожалению, некий вандализм уже замечен, и от него надо избавляться»...

— Э, меня не снимай, — говорит подходящий к велосипедистам один из «друзей», отдыхающих на лавочке.

Пока Надежда Баглей рассказывает про инициативу Марии Лунеговой по преобразованию Егошихи, местный житель, покачиваясь, подтверждает её слова:

— Мы всё знаем, мы здесь живём.

— А вы приходите, да, на субботники?

— Нет ещё... — замявшись, говорит он.

— Тогда в эту субботу мы вас приглашаем. Посмотрите, как преобразилась сейчас долина.

— Егошиха стала чище. Да-да, это реально, — заплетающимся языком повторяет мужчина.

Фото: Максим Артамонов
Фото: Максим Артамонов

«Мосты есть не только между берегами, но и между природой и человеком, между людьми... Может быть, люди потому и одиноки, что вместо мостов они строят стены?» — задумчиво глядит на воду Иван Грачёв.

Мы попрощались с долинами и мостами Егошихи, а дальше нас ждал перекус у ДК Солдатова и потом путь к реке Данилиха.

«Данилиха-парк»

Дальше маршрут нашего велотрипа лежал к мосту Клары Цеткин на Данилихе. Это практически на границе Дзержинского и Свердловского районов.

Пять лет назад Константин Березовский, режиссёр фильма про Ивана Семёнова, и общественный активист Асхат Назмутдинов участвовали в проекте «Превратим Данилиху в парк!». Вместе с детьми они сажали цветы, делали скворечники и облагораживали территорию. Целых два года поляна с амфитиатром и деревянной сценой была центром притяжения для хороших инициатив. Здесь проходили концерты, экофестивали и детские праздники. Сейчас поляна забыта, постройки требуют ремонта, склоны — уборки. Только старинная липовая аллея, ландыши да соловьи радуют гостей среди общего запустения.

Фото: Данила Шиферсон
Фото: Данила Шиферсон

«Мы говорим, что хорошо, когда жители сами обустраивают территорию. Асхат организовал парк углу на ул. Старцева и бульвара Гагарина (сейчас Парк им. Гагарина — Прим. ред.). Там планировалась застройка, но он добился того, чтобы её отменили. Потом ездил сюда организовывать зелёное пространство. К сожалению, обоих уже нет в живых. Но это были особенные, классные люди», — рассказывает Баглей.

Фото: Максим Артамонов

Следующий мост — Тысячи ступеней. Поднявшись по нему, можно выйти на улицу Куйбышева. Здесь мы наблюдали за тем, как то ли водяные полёвки, то ли выдры, показывали своё мастерство пловцов. Зрелище завораживающее.

Фото: Данила Шиферсон

Трамвайный мост через Данилиху очень точно передаёт смысл своего названия.

Фото: Максим Артамонов

Вот, наконец, добрались до Казанского моста — с самой длинной лестницей из всех, что были в нашем маршруте. Он ведёт к скверу Юрия Каменских, который тоже делался силами общественных активистов.

Фото: Максим Артамонов

Последний мост на Данилихе расположен неподалёку от жилого комплекса «Цветы Прикамья». Здесь река заканчивает своё путешествие по городу и уходит под землю, а дальше впадает в Каму. У нас возник вопрос: а как называется сам мостик? Предлагались разные варианты: «Цветы Прикамья», Мост Цветов, Цветочный мост. Остановились на двух последних.

Ольга Красулина уже решила, что высадит около моста цветы, а местная жительница Галина Барышникова будет поглядывать за утками и за цветами.

Фото: Данила Шиферсон

Кроме эстетического и интеллектуального, мы отметили и вполне прикладное преимущество нашей прогулки. Оказывается, если отказаться от привычных уже тротуарных и дорожных маршрутов, то передвигаться по городу можно очень быстро. Срезая путь через долины малых рек, можно добраться из точки А в точку Б намного быстрее, нежели по основным пермским магистралям. Остаётся только сделать эти места максимально удобными и чистыми.

***