X

Новости

Вчера
2 дня назад
23 мая 2019
22 мая 2019
21 мая 2019
Фото: Анастасия Яковлева

«Хорошая „крыша“ — та, что слегка едет, но никогда не съезжает»

Смотреть кино любят все. Но что мы видим во время просмотра фильма? Организаторы киноведческого курса «PROкино», который начнётся в киноцентре «Премьер» 14 апреля и продлится до 11 июня, предлагают взглянуть на этот вид искусства с разных точек зрения — теоретической, исторической, культурологической, социологической, психологической и прочих. И тем самым открыть для себя в кино новые измерения.

Читать лекции и проводить мастер-классы в рамках курса приглашены известные пермские учёные, режиссёры, операторы, педагоги, психологи. Темы, которые дважды в неделю будут обсуждаться на полуторачасовых занятиях, разнообразны: от истории и теории кино до экзистенциального подтекста в фильмах Тарковского и Звягинцева. Слушателям не предлагается учиться снимать кино. Акцент — на понимание киноязыка, на то, какое воздействие кинематограф и отдельный фильм оказывают на человека, как меняют его восприятие.

Вспоминается знаменитый комедийный вестерн Аллы Суриковой «Человек с Бульвара Капуцинов» о миссионере Джонни Фёсте. Герой фильма искренне верил в то, что облагораживающая сила синематографа способна пробудить джентльменов даже в бандитах Дикого Запада. А зачем современному зрителю учиться смотреть кино? Как могут изменить новые знания тех, кто придёт на курс «PROкино» в качестве слушателей? Чем обогатится их взгляд?

С этими вопросами мы обратились к куратору проекта «PROкино», event-менеджеру киноцентра «Премьер» Анне Гилёвой и лекторам: Олегу Владиславовичу Лысенко, доценту кафедры культурологии ПГГПУ, кандидату социологических наук, Олегу Леонидовичу Лейбовичу, заведующему кафедрой культурологии ПГАИК, доктору исторических наук, профессору и Вячеславу Михайловичу Ракову, историку, культурологу, кандидату исторических наук, доценту кафедры всеобщей истории ПГНИУ.

Лекторы киноведческих курсов — известные пермские учёные, преподаватели вузов Фото: Анастасия Яковлева

Как рассказала куратор проекта Анна Гилёва, в Перми киноведческий курс в ускоренном режиме с уникальной междисциплинарной программой для всех желающих проводится впервые. Прослушать подобную программу можно только в рамках специального образования в вузе, да и то не пермском. Многогранность точек зрения, с которых рассматривается искусство кино, позволяет слушателям курса по-новому взглянуть не только на экран, но и на ту роль, которую кинематограф играет в жизни современного жителя крупного города. Только лишь отдых, развлечение и удовольствие от просмотра даёт кино? Или оно может быть кодом доступа к пониманию, как устроен язык искусства?

Анна Гилёва, куратор проекта «PROкино», event-менеджер киноцентра «Премьер» Фото: Анастасия Яковлева

Анна Гилёва:

— Мне самой всегда хотелось прослушать курс истории кино, а в моем вузе его не читали. Хоть это и немного странно. Я считаю, арт-менеджерам этот курс практически необходим. Наш проект просветительский, и мы рассматриваем кино не только теоретически, но и практически (с точки зрения режиссёрского замысла, выбора актеров, локаций для съемок и много другого). Мне кажется, слушателям будет интересно узнать, как воспринимают кино его создатели и те, кто даёт фильму анализ и оценку. Мы стремимся воспитывать идеальных зрителей, ценителей прекрасного, если угодно. Но не только! Мы готовим и компетентных участников современной публичной сферы, в которой ключевую роль играют визуальные медиа. Визуальная и медиаграмотность — важное условие успешного участия в диалоге, который ведется в интернете, и возможность «фильтровать» потоки разнообразной информации.

Читать лекции мы пригласили именно тех людей, которых, по моему мнению, стоит слушать, когда речь идёт о кино. Каждый из лекторов без преувеличения лучший в своей профессиональной области. Обсуждая программу с лекторами, я не ограничивала их в выборе темы. Каждое занятие в рамках курса — пример того, как смотреть кино и как стоит его анализировать.

Курс лекций будет проходить в неформальной обстановке — не в студенческой аудитории и даже не в кинозале, а в кафе «Нанук». Свободный формат, непринуждённая обстановка, по замыслу устроителей курса, исключит скуку и позволит лекторам строить занятия в диалогической форме. Каждая встреча, каждая тема может стать для слушателей ещё одним открытием и приключением.

Как и в любом образовательном курсе, подразумеваются домашние задания: чтение книг, просмотр фильмов. Однако всё добровольно и индивидуально: можно только ходить на лекции и мастер-классы, не занимаясь дома. И, что тоже приятно, выпускных экзаменов не будет. Те, кто прослушает курс, получат сертификаты с подписью лекторов. Казалось бы — автограф. Но, пожалуй, это и есть самый главный «магнит», способный воодушевить исправно посещать интенсивный курс лекций в течение двух месяцев. Потому что ансамбль лекторов делает проект действительно уникальным.

Вводные лекции о всеобщей истории кино, а также о зарождении кино в Перми, прочитает Анна Сидякина, доцент кафедры журналистики ПГНИУ, программный директор Пермской синематеки, филолог, литературный критик, продюсер и куратор культурных проектов. О шедеврах немого кино расскажет Елена Четина, доктор филологических наук, зав. лабораторией культурной и визуальной антропологии ПГНИУ. Лекция социолога Олега Лысенко будет посвящена тому, кто, почему и для кого снимает кино. О статусе кино в городской культуре можно будет услышать на лекции культуролога Олега Лейбовича. Сходству и различию режиссёрских методов Тарковского и Звягинцева, экзистенциальным вопросам в русском кинематографе посвятит свою лекцию Вячеслав Раков.

«Меняется история, но не меняется (в своем существе) человек. Любопытно, что и Тарковский, и Звягинцев хотели бы, чтобы человек все же изменился. Иначе — зачем все прошедшие тысячелетия и столетия? Только изменившийся человек оправдывает и свою жизнь, и историю в целом».

Именно эти слова Вячеслава Ракова из аннотации к его лекции дали начало обсуждению: в какой мере новые знания повлекут изменения у слушателей курса в восприятии кино и не только?

Олег Владиславович Лысенко Фото: Анастасия Яковлева

Олег Лысенко:

— Мне кажется, киноведческий курс способен не столько изменить знания о кино, сколько углубить их. Потому что у каждого из лекторов, которые будут встречаться со слушателями курса, свой бэкграунд — исторический, антропологический, искусствоведческий... Получается многомерная картинка для восприятия — почти 3D. Образ восприятия кино массовым посетителем пермских кинотеатров — это 2D: пришёл, посмотрел, обсудил с друзьями сюжет фильма, в лучшем случае. Это с одной стороны. С другой, в нашем обществе уже сформировалась группа людей, которые стали воспринимать кино как атрибут жизненного стиля. Искусство всегда было встроено в демонстративное поведение. И вот пришло время кинематографа. Это некий код, который позволяет войти в определённое сообщество, почувствовать себя своим среди равных. Общение — важная составляющая нашей жизни, в которую кино встроено.

Но есть и другая грань у этого проекта. Вот чего точно не хватает пермским гуманитариям, так это публичности. Помимо того, что характер деятельности способствует замыкаться на своих делах, что приводит к нашей разобщённости, общество мало понимает, чем мы занимаемся. И вот такого рода проекты, на мой взгляд, могут, хотя бы отчасти, на этот вопрос ответить и пробить маленькую брешь в плотине отчуждения.

Олег Леонидович Лейбович Фото: Анастасия Яковлева

Олег Лейбович:

— Думаю, существенных изменений не произойдёт. Установки и эстетические вкусы людей не меняются под воздействием лекции или разговора. Обычно мы к своему знанию мало что добавляем. Мы ограждаем себя частоколом, загружаем туда что-то из опыта, из прочитанных книг, кино, общения — это наш тезаурус, бэкграунд. Мы этим живём и не очень охотно допускаем туда новые кирпичики или новые электроны.

Но, может быть, часть этих кирпичиков, из которых состоит знание, переформатируется или приобретёт новую форму: круглый кирпич — это же интересно...

Кроме того, разговоры о кино позволяют многое понять о том, что думают люди, о том, какими смыслами измеряют свои поступки, и вообще о том, что происходит вокруг.

Кино является очень интересной динамичной частью городской культуры. В этом виде искусства отражаются и наши притязания на понимание мира, и наши представления об эстетике и этике.

Кино — это всегда окошко в другой мир. Причём парадокс в том, что за ним мира может и не быть. Но всегда есть окошко, картинка, динамичный сюжет. И совсем неважно, является ли изображение слепком реальности, «бегущей фотографией», либо это сочинение художника. Он черпает образы кино не из окружающего мира, а из собственного воображения, мышления, снов — одним словом, из собственного гения, если он есть. Таким образом, кино — знакомство с другим миром. При этом я получаю эстетическое удовольствие и возможность сверить собственный мир с тем, который вижу на экране.

Мои предпочтения в кино зависят от времени, от настроения. В старые добрые времена больше всего я любил смотреть фильмы итальянских неореалистов. Да и сейчас иногда пересматриваю их, правда, воспринимая, как артефакты в музее. С удовольствием смотрю французские комедии с Бельмондо в главной роли. Этот актёр своей игрой воплощал образ сверхчеловека, который оставался человечным.

Из российского кинематографа назову фильм «Андрей Рублёв» Тарковского, картины Алексея Германа «Проверка на дорогах» и «Седьмой спутник». И вот эти фильмы не становятся музейными артефактами, они живут в современном кинематографе.

Вячеслав Михайлович Раков Фото: Анастасия Яковлева

Вячеслав Раков:

— Я думаю, не стоит придавать этому курсу слишком большого значения, хотя бы из скромности. Изменения, которые с человеком происходят, довольно редки. Мы можем только сделать своё дело и надеяться на то, что это не пройдёт по поверхности.

Моё дело — оставить какой-то след. Я буду говорить о «внутреннем человеке», о том, как он отзывается на фильмы Тарковского и Звягинцева. Фильмы этих двух авторов обращены именно к внутреннему человеку — «тот, кто бодрствует в тех, кто спит». Хотя, осознаю, что во мне самом по большей части внутренний человек спит. И если я сам проснусь на время курса, я попытаюсь разбудить и наших слушателей. Большинство изменений, которые с нами происходят, — лишь рябь на поверхности нашего сознания. Когда мы снижаем внутренний шум, то на мгновение понимаем, что никто из нас не остров. И когда мы услышим в себе океан молчания, который плещется в каждом человеке, вот тогда, может быть, с нами что-то произойдёт. Только эти перемены я называю настоящими. По большей части с современным человеком не происходит ни-че-го. Вот в этом ужас нашего положения.

Кино — лишь одна из возможностей инсайта, как и полёт мухи. Что именно пробуждает, запускает сдвиги в сознании — это неважно. Хорошая «крыша» — та, что слегка едет, но никогда не съезжает. Всё зависит от того, насколько мы восприимчивы, открыты. От кино я жду, не случится ли со мной чего-то нового: я поставил парус и жду ветра. Если ты готов, то всё пойдёт тебе на пользу.

Тем, кто захочет включиться в этот диалог и обрести новый, многогранный взгляд на кино, предстоят два месяца увлекательных занятий. Какими бы ни были результаты, наверняка о каждом из участников курса можно будет сказать, перефразируя одного из героев комедии «Человек с Бульвара Капуцинов»: он полюбил синематограф.

Билеты на разовые занятия и абонементы на весь курс можно приобрести в кассе киноцентра «Премьер».

Рекомендуем почитать