X

Новости

Сегодня
Вчера
16 ноября 2018
15 ноября 2018

Современная поэзия, беспощадная война и сталкер. Как отмечал пятнадцатилетний юбилей Камерный театр «Новая драма»

Фото: Светлана Шабурова

Празднование юбилея для театра — это масштабный, шумный праздник с показом всего лучшего за накопившиеся годы. Но в Камерном театре «Новая драма» пятнадцатый день рождения отмечали совсем по-другому. Юбилейные мероприятия там прошли в виде длившейся целую неделю череды театральных экспериментов. Поэтому юбилей театра стал чем-то большим, чем просто празднование круглой даты. И это позволило показать зрителям, что для артистов «Новая драма» — это нечто большее, чем просто театр.

«Новая драма» появилась в Перми в 2002 году. Художественный руководитель театра Марина Оленёва, тогда (как и сейчас) вела в ДД (Ю) Т, где и базируется «Новая драма», театр-студию «Код», а также курс в ПГИКе, на который часто поступали ученики из студии. В итоге из существующих коллективов вырос полноценный театр.

«Театр начинался очень органичным путём, — рассказывает Марина Андреевна. — Так, собственно, и должен возникать театр: сначала студия, потом лаборатория, затем театр. Именно в таком порядке. Но при этом, всё произошло довольно спонтанно, потому что у меня никогда не было желания создать такой профессиональный театр. Мы сыграли свой спектакль „Чайка“ на „Волшебной кулисе“ (краевой театральный фестиваль — Прим. ред.), но только как гости этого фестиваля. Нам тогда сказали, что дали бы приз, но не имеют права, потому что мы гости и непрофессионалы. Сказали, что пора становиться настоящим театром. Так и возникла „Новая драма“, с теми же людьми, которые до этого считались любителями, но тут они уже стали профессионалами. Но они уже действительно были профессионалами, потому что учились или уже закончили наш институт. И театр стал расти, потихоньку меняться. Люди приходили, уходили, возвращались, шла творческая жизнь»

Марина Андреевна Оленёва Фото: Светлана Шабурова

В итоге получился негосударственный театр или то, что можно называть «театральной компанией». У «Новой драмы» постоянная труппа, своя площадка, репертуар, в послужном списке множество театральных наград и фестивалей. При этом для артистов театра он не является основным местом работы, и зарабатывают они в других местах. Такая схема даёт много творческой свободы, позволяет постоянно делать что-то новое, рисковать. Подобная модель работы довольно распространена за рубежом и в наших столицах, но в Перми это большая редкость.

По словам художественного руководителя, она не предполагала, что такой театр проживёт столь долго. Но чтобы он оставался живым и дальше, сейчас нужно что-то менять, искать что-то новое. Ради этого и было затеяно необычное празднование юбилея.

Вечер встреч

Отмечать пятнадцатилетие «Новой драмы» начали в официальный день рождения театра — 10 октября. В этот вечер на сцене встретились сразу две новые драмы: первая — литературное направление, возникшее на рубеже XIX-XX веков, вторая — современное движение в российском театре.

Сначала своё видение классической новой драмы представил Дмитрий Огородников — актёр театра, выпускник курса Марины Оленёвой, который сейчас учится на режиссёра в Санкт-Петербурге. На юбилейной неделе он много ставил и сам выступал. Для этого вечера он сделал с артистами Сергеем Толстиковым и Валерием Усовым перформанс по мотивам пьесы «Пер Гюнт» основоположника новой драмы Генрика Ибсена. Это было почти бессловесное, полное символов и от этого не очень понятное, но всё же интересное зрелище.

Фото: Светлана Шабурова

Современную новую драму показывала читка по пьесе Юлии Тупикиной «Вдох — Выдох». Эту обычную историю про школьницу-изгоя, в которую органично вплетены элементы современности вроде видеоблогов, уверенно, но местами неровно читали студенты первого курса мастерской Марины Оленёвой в ПГИКе. В какой-то мере эта читка стала ещё и встречей «новодрамовских» поколений, потому что вместе со студентами в ней участвовала актриса театра Наталья Максимовских.

Фото: Светлана Шабурова
Фото: Светлана Шабурова

Но самая важная встреча этого вечера произошла уже в конце, когда на сцену вышли люди, которые стояли у истоков «Новой драмы» и играли здесь в разные годы. Самая известная из них — актриса Екатерина Шпица, которая буквально на один вечер прилетела со съёмок на день рождения театра. У «Новой драмы» хватает добившихся успеха «выпускников», которые играют в театрах и снимаются в кино. Например, вышедшие в тот же вечер на сцену Евгений Пеккер и Алексей Богачук давно работают в Москве. Пекккер служил в театре Вахтангова, а Богачук работал в Театре.doc и даже сыграл Юрия Гагарина в фильме «Главный», посвящённом жизни Сергея Королёва.

Фактически «Новая драма» давно стала полноценной профессиональной школой для многих актёров. По словам Марины Оленёвой, «Новая драма» — это театр-студия, которую на своём профессиональном пути важно пройти каждому артисту. Затем он может пойти дальше или остаться в театре. И уход артиста необязательно означает разрыв с театром. Те же Евгений Пеккер и Алексей Богачук не потеряли связи с «Новой драмой» и приняли очень активное участие в юбилейных мероприятиях.

Фото: Светлана Шабурова

«Я всегда рад сюда вернуться и сыграть, — рассказывает Алексей Богачук. — Ведь я толком и не уходил и всегда поддерживал отношения, при любой возможности я приезжаю играть спектакли. Потому что тут много свободы. Поскольку театр не государственный, здесь никто не может что-то приказать или заставить. Каждый выбирает — участвую я в спектакле или нет. Вкладываюсь в него или нет. Я считаю, что это классно, когда есть такая свобода, поэтому спектакли всегда получаются живые. Это выбор актёров — быть здесь и играть спектакли не только потому, что нечем больше заработать на жизнь. В „Новой драме“ актёр больше, чем просто актёр-ремесленник. Тут важнее его позиция, его отношение к делу»

Актёры и поэт

11 октября прошёл второй юбилейный вечер, в рамках которого коллектив театра решился на довольно смелый опыт по освоению современной русской поэзии. Специально для участия в вечере был приглашён наш коллега и поэт Иван Козлов. Он отобрал стихи восьми разных авторов (про свои тоже не забыл), по которым подготовила композицию актриса Елизавета Тарасова. Компанию в чтениях Елизавете и Ивану составили актёры Алексей Корсуков и Алла Мезенцева. Особого колорита всему происходящему придавала заметная разница в том, как по-разному читали стихи актёры и поэт.

Фото: Светлана Шабурова

В сочетании с точно подобранной музыкой, видеорядом и содержательными представлениями авторов от Ивана Козлова (в одном из которых он самоиронично поддел самого себя), отличное чтение стихов создавало на сцене удивительную, тёплую и даже завораживающую атмосферу. В общем, этот вечер прошёл по принципу «хорошо, но мало». Остаётся надеяться, что такой удачный опыт не пройдёт даром для «Новой драмы», и здесь и дальше будут осваивать современную поэзию.

Сцены для двоих

Самым крупным экспериментом на юбилее «Новой драмы» стала настоящая режиссёрская лаборатория, в которой режиссёры за несколько дней готовили с актёрами эскизы спектаклей. 13 октября таких эскизов было показано целых три, и, по удивительному совпадению, все они оказались рассчитаны на актёрские дуэты и наполнены хорошим исполнительским юмором.

Правда, первым показали не совсем эскиз, а сторителлинг — вольный пересказ в театральном формате литературного произведения. Взяв в партнёры Константина Жижина, Алексей Богачук воспроизвёл сторителлинг по мотивам «Тараса Бульбы» Гоголя, который он проводил для московских школьников по программе в Театре.doc. Под это действие специально изменили расположение кресел в зале, чтобы артистам было удобнее взаимодействовать со зрителем. А зрителей пригласили самых юных — возрастной категории 7+. Практически всё действие строилось на интерактиве: зал постоянно о чём-то спрашивали, людей вызывали на сцену изображать гоголевских героев, просили изобразить звуки украинской степи и много чего ещё.

Фото: Светлана Шабурова

В итоге Жижину и Богачуку удалось сделать пересказ не самого позитивного произведения русской литературы очень живым, колоритным, наглядным и весёлым. При этом они не перегнули с развесёлостью и сохранили пафос повести Гоголя. Стоит ли говорить, что юные зрители были просто в восторге от такого необычного урока литературы.

Фото: Светлана Шабурова

Но других работ лаборатории они увидеть не могли, потому что они были маркированы категорией «18+». Вторым эскизом стала ещё одна совместная работа режиссёра Дмитрия Огородникова с артистами Сергеем Толстиковым и Валерием Усовым. Тоже по новой драме, но уже современной — они играли пьесу Владимира Зуева «Партия». Абсурдная история о случайно встретившихся в Москве двух странных людях была неплохо придумана сценически и отлично сыграна — эмоционально и с нужным юмором. Фактически это был полноценный спектакль, которому категорически не хватало какой-то морали или финальной точки, чтобы связать все прозвучавшие мысли воедино.

Фото: Светлана Шабурова

Зато ничего такого не требовалась последнему эскизу, с которым на сцену снова вышли Константин Жижин и Алексей Богачук. Евгений Пеккер поставил с ними два эпизода из пьесы «Три действия по четырём картинам» Вячеслава Дурненкова. Это были просто великолепно и безумно смешно разыгранные абсурдистские сцены, в которых два артиста второй раз за один вечер проявили свои недюжинные комедийные таланты.

Фото: Светлана Шабурова

Сопротивление бесполезно

Для широкой публики последним официальным мероприятием юбилея «Новой драмы» стала премьера сезона. 14 октября показали спектакль «Мамаша Кураж», поставленный Дмитрием Огородниковым (да, опять) по пьесе Бертольта Брехта. В мае, когда шли предпремьерные показы, мы писали об этой постановке, поэтому не будем останавливаться на ней подробнее. Стоит лишь сказать об изменениях, которые произошли за это время. Спектакль, безусловно, стал более собранным и цельным, он уже не такой сырой, хотя в нём всё равно ещё довольно много над чем надо поработать.

Но самой большой проблемой этой премьеры стало то, что на показе было заметно, что артисты уже подустали от такой тяжёлой юбилейной недели, и из-за этого потерялась злость и энергия, которые и делали «Мамашу Кураж» очень сильной работой. Хотя были и безусловно яркие моменты. Вряд ли кого-то оставило равнодушным то, что у Елизаветы Тарасовой, игравшей Кураж, на сцене по-настоящему шли слёзы.

Фото: Светлана Шабурова

Однако в нынешнем спектакле есть одно важнейшее изменение, которое меняет всё его восприятие. Это то, как поменялся финал. Раньше в конце Мамаша Кураж сопротивлялась и пыталась одолеть персонажа Алексея Корсукова — Войну, которая забрала у неё всё. Теперь этого нет. Война просто забирает всё и оставляет Кураж одну, выжженную потерями до тла. Сопротивление Войне не то что бесполезно — оно просто невозможно. Такой финал немного смазан, но, с прискорбием стоит сказать, именно эта концовка сейчас точнее всего.

Фото: Светлана Шабурова

Больше, чем театр

Закончилось празднование пятнадцатилетия «Новой драмы» актёрскими капустниками. Это было уже закрытое мероприятие «для своих». С капустниками и поздравлениями выступали давние друзья «Новой драмы» — театр-студия «Домината» из Губахи, студенты-первокурсники мастерской Марины Оленёвой и артисты, некогда игравшие в театре.

Фото: Светлана Шабурова
Фото: Светлана Шабурова
Фото: Светлана Шабурова

Гвоздём программы стал капустник от Дмитрия Огородникова (не опять, а снова), Сергея Толстикова и Валерия Усова. Дмитрий и Сергей в театральной сфере Прикамья уже давно известны своими яркими и остроумными выступлениями на конкурсах капустников. И тут они остались верны своему стилю, прихватив с собой ещё одного артиста, чтобы разыграть номер по мотивам «Сталкера» Андрея Тарковского. Вместо Писателя, Ученого и Сталкера, тут о проблемах театра в целом и своего родного в частности, как о некой мистической Зоне, спорили Драматург (Толстиков), Режиссёр (догадайтесь кто) и Актёр (Усов). В этом капустнике ребятам удалось добиться удивительного сочетания отличного и актуального юмора (упомянули даже рэп-батлы) и какой-то светлой тоски.

Фото: Светлана Шабурова

Но лучшим финалом для такого вечера и вообще всего юбилея стал «подарок» от ещё одной выпускницы «Новой драмы», кинорежиссёра Галины Красноборовой. Она представила очень черновой вариант документального фильма о «Новой драме» с архивными записями спектаклей и воспоминаниями артистов, бывших и нынешних. Этот фильм показал, как важен для всех причастных этот театр. Ведь для них «Новая драма» — это больше, чем театр. Это неотъемлемая часть их жизни.

Поэтому они готовы бросить дела, чтобы приехать на юбилей и на неделю с головой окунуться в подготовку мероприятий. Поэтому в «Новой драме» всегда готовы искать новое, рисковать, ошибаться, спотыкаться, проклинать всё и вся, но всё же делать своё любимое дело. И такое экспериментальное, местами проваливающееся, а местами взлетающее к облакам празднование пятнадцатилетия театра отлично показывает, что «Новая драма» жива, и она может развиваться и дальше именно благодаря людям, которые её делают.

***