X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
Фото: Иван Козлов
152статьи

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

От руин к пепелищу: новая экскурсия в центр Перми

Прошлая прогулка Ивана Козлова по кварталам, заключённым между улицами Ленина и Екатерининской, прервалась на середине, потому что оказалась слишком насыщенной — центр всё-таки, тут ведь памятник на памятнике. Впрочем, сколько бы ни было в городе архитектурных красот на квадратный метр, для нас гораздо важнее те из них, которые мы можем потерять или уже потеряли. В этой экскурсии, конечно, без таких не обойдётся.

Как я и обещал, начинаем с того самого места, в котором остановились в прошлый раз. Из центра квартала, где мы обнаружили какой-то деревянный недострой, нужно выйти на улицу Ленина. Тут всё сплошь архитектурные памятники, на каждом из которых я, с вашего позволения, останавливаться не буду, чтобы всё это не превратилось в одну большую краеведческую справку. Но вот, например, здание на Ленина, 40, около которого мы вышли — построенный в 1878 году дом присяжного поверенного Николая Петровича Падалка.

Фото: Иван Козлов

На торце этого дома — вход в небольшой магазин White smoke, в котором продаются разные приспособления для, кхм, разного курения. Чтоб открыть такой магазин буквально под окнами местной администрации — надо, конечно, изрядным чувством юмора обладать.

Фото: Иван Козлов

Обойдя магазин, мы через небольшую калитку попадём во внутренний двор дома Боне — памятника архитектуры конца XIX века, названного по фамилии одного из первых владельцев — Карла Фёдоровича Боне, управляющего Покровской аптекой. Фасад одного из домов внутри двора оформлен в том же модерновом ключе, что и входные группы Дома инженерного товарищества.

Фото: Иван Козлов

Этот внутренний дворик знаком пермякам в том числе и потому, что раньше здесь располагался ресторан «Арбузный сахар» — к нему можно было попасть через арку прямо с улицы Ленина. Потом у владельцев «Сахара» возник конфликт с собственником территории, который перегородил полдвора забором. В какой-то момент мэрия Перми даже потребовала снести этот забор, но ничего не произошло — арка и двор перекрыты и по сей день, что очень грустно. От «Арбузного сахара» остались только граффити на стене, а сам ресторан переродился под именем «Систерз бара», тоже весьма культового.

Фото: Иван Козлов

По соседству с этим зданием находится кинотеатр «Триумф», архитектурный памятник XIX века, в 1913 году перестроенный из особняка Журавлёвых и ставший первым в городе специализированным зданием электротеатра. Самого «Триумфа» в особняке уже нет, зато есть одноимённая частная филармония и арт-кластер «Старокирпичный переулок», объединивший в себе несколько хороших заведений и магазинов. Это и правда очень крутая идея — таким образом открыть для города историческое пространство и оживить его. Ну вот, посмотрите, вдруг вы там не были:

Фото: Иван Козлов

Вот что есть в «Старокирпичном»:

Фото: Иван Козлов

Здесь даже городская скульптура есть — такой вот расслабленный енот, лежащий на рельсе (пишут ещё, что это двутавр, но по-моему, всё-таки рельса). Попытался ещё нагуглить автора, но результаты по запросу «енот на рельсе» оказались связаны исключительно с транспортными происшествиями (не волнуйтесь, пострадавшими еноты не оказывались, а вот расписание движения поездов меняли запросто).

Фото: Иван Козлов

В общем, замечательное место, которое можно посетить даже просто так, не заходя ни в какие кафе.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

А это дом, стоящий по соседству от «Триумфа» — наверное, самое приметное здание в квартале. Богато и несколько эклектично декорированный особняк Демидова (как и прочие здания на улице — вторая половина XIX века). Тут, в общем, можно ничего особо не комментировать, просто присмотритесь к деталям.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Круто, да? А это уже пример современного декора. Чуть-чуть похуже, пожалуй.

Фото: Иван Козлов

Это мы уже поднялись на квартал выше — между Пермской и Екатерининской. Сперва на пути встретится магазин Armani (это у него перед входом стоят атланты), а затем — автостоянка. В самой автостоянке ничего интересного, а вот бетонный забор, который её окружает — участник прошлогодних «Длинных историй Перми». Художник Алексей Щигалев создал для него лирическую роспись с воспоминаниями о своём детстве и о малой пермской авиации. Если двигаться от Газеты Звезда в направлении ТЮЗа, то можно прочесть его историю целиком и по порядку.

Фото: Иван Козлов

А вот, собственно, и ТЮЗ — построенный в конце XIX века дом Любимова, памятник федерального значения. Собственно Театром юного зрителя он стал только в 1986 году — до этого здесь был драмтеатр, который смог разместиться в особняке благодаря тому, что ещё в тридцатые его серьёзно реконструировали под «Дом пионеров», добавив зрительный зал и фойе. Несмотря на то, что особняк сильно прирос дополнительными помещениями, его канонический облик, к счастью, сохранился.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Красивейшая ограда особняка — важная часть архитектурного ансамбля. На зиму её пакуют в такие вот коконы — выглядит не очень, но, если бы не эта мера, архитектурные элементы пострадали бы от дождя и снега.

Фото: Иван Козлов

О том, как ТЮЗ устроен внутри, мы несколько лет назад писали с кучей классных фоток. А ещё у него есть внутренний дворик, в котором тоже интересно:

Фото: Иван Козлов

Правда, сюда, кажется, нельзя входить посторонним, но когда меня это останавливало

Фото: Иван Козлов

Страсть как люблю эти старые самодельные таблички, мало где они ещё сохранились:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Соседний дом — тоже архитектурный памятник, правда, уже регионального значения. Это палаты Любимовой, известные в том числе тем, что в 1975 году здесь открылся первый в Перми пивной бар, который был подведомственен ресторану Кама и назывался в народе «Подкамником». На фасаде дома ещё сохранилась лепнина, которая о нём напоминает. Правда, с девяностых годов в этом помещении находится мужской клуб, но название «Подкамник» пермяки, кажется, всё ещё вспоминают с нежностью.

Фото: Иван Козлов

Ниже по Сибирской — внушительное здание школы № 21 (изначально — доходный дом Синакевича, тоже памятник, разумеется)

Фото: Иван Козлов

Теперь сворачиваем на Пермскую — в небольшой переулок между школой и домом № 66.

Фото: Иван Козлов

В самый центр этого квартала плотно вписано большое и сложное в плане кирпичное здание, которое образует небольшой внутренний дворик. Последние два года он используется как концертная и событийная площадка «Дома трубадура» — расположенного тут арт-пространства и творческой лаборатории. Здесь периодически тусуются представители пермского андеграунда вроде Рауфа Давлетшина и многие другие. В общем, пространство чем-то схоже с упомянутым «Старокирпичным переулком» — тут, конечно, нет магазинов, бутиков и енотов на рельсах, но зато и атмосфера более неформальная.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Ну и, наконец, последнее интересное здание на этой улице. Памятник архитектуры регионального значения, здание Уездного земства (а с 1860-го года — Мариинское женское училище), вторая половина XIX века. Выглядит этот замечательный памятник вот так:

Фото: Иван Козлов

Одно из самых старых зданий этой части города и до пожара 2015 года был не ахти в каком состоянии, а после пожара... Ну, сами видите. В таком виде оно стоит уже три с половиной года, в сырую погоду распространяя запах тления и гари по всей улице. Окна давно выбиты, решётки снесены, но состояние перекрытий настолько плачевное, что даже при наличии открытого доступа находится мало безумцев, которые рискнули бы его исследовать.

Фото: Иван Козлов

На стене здания ещё можно разобрать красивую надпись «Памятник архитектуры», созданную, видимо, для того, чтобы привлечь внимание к состоянию объекта. Впрочем, кажется, замысел художников не очень-то сработал: горькая ирония тут просто не читается. То есть, ну да, действительно, это памятник архитектуры. Да, он в таком состоянии. Ну и что же? Для Перми — точно ничего из ряда вон выходящего.

Фото: Иван Козлов