X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
08 декабря 2017
07 декабря 2017
06 декабря 2017

Разнообразный Монте-Кристо

113статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Алексей Гущин

В полку мюзиклов поставленных Борисом Мильграмом в Театре-Театре прибыло: 12 февраля состоялась премьера мюзикла «Монте-Кристо» («Я — Эдмон Дантес»), основанного на легендарном произведении Александра Дюма.

У этого спектакля непростая история. Впервые музыкальная драма «Я — Эдмон Дантес» была представлена в октябре 2012 года в «Театриуме» на Серпуховке. Проект был чисто антрепризным. Создавали музыкальную драму люди весьма титулованные. Автор идеи и музыки — композитор, заслуженный деятель искусств России Лора Квинт, опытнейший автор музыки для эстрады и театра. Критики называют Лору Квинт «композитор-артист». Автор стихов и либретто — заслуженный артист России Николай Денисов, в послужном списке которого значится множество песен и несколько либретто. Режиссёром и хореографом выступил Егор Дружин.

Егор Дружинин и заразил Бориса Мильграма идеей поставить в Перми мюзикл по мотивам произведения Дюма. (Борис Мильграм с Егором Дружининым работают сейчас над мюзиклом «Винил». Пермяки увидят спектакль после ремонта, который пройдёт на сцене Театра-Театра.) Несмотря на то что обычно мюзиклы переносятся из театра в театр максимально точно, для пермского «Монте-Кристо» Дружинин и Мильграм переписали сценарий. Николай Денисов дописал ещё несколько песен. А время, которое идёт спектакль, было сокращено почти на час. Для Лоры Квинт и Николая Денисова, специально приехавших в Пермь на премьеру, многое из увиденного стало сюрпризом.

Мюзикл «Монте-Кристо» Фото: Алексей Гущин

Различия московской и пермской версий авторы называют принципиальными. Если в столице постановка носит название «Я — Эдмон Дантес» и позиционируется как музыкальная драма, то в Перми жанр определён именно как мюзикл, который называется «Монте-Кристо», а оригинальное «Я — Эдмон Дантес» вежливо берётся в скобки. Видимо, на изменение названия повлиял и другой режиссёрский взгляд на роман Дюма, и сам мюзикл. Ведь Борису Мильграму, как режиссёру, было, судя по всему, интересно рассказать именно историю мести Эдмона Дантеса и то, до чего месть его довела.

Наверное, поэтому мюзикл получился очень неровным по действию. Первый акт, озаглавленный «Эдмон Дантес», очень короток — идёт всего час. Первая часть спектакля кажется лишь необходимым предисловием к последующей истории. Вот Эдмон Дантес (актёр Александр Гончарук играет его на одной эмоции как наивного, добродушного человека) стал капитаном корабля. Вот он пригласил друзей на помолвку с испанской красавицей Мерседес, которую играет Анна Сырчикова. Вот трое нехороших людей, каждый по своим мотивам, подставляют Эдмона. Фернан (в исполнении совершенно не похожего на испанца, но дающего много страсти в эмоциях Андрея Дюженкова) делает зло из ревности. По-крысиному противный и мерзкий Дангалар Дмитрия Васёва — из зависти. А строгий и подтянутый Вильфор, которого играет Вячеслав Чуистов, — чтобы спасти карьеру.

С самого начала не отпускает лёгкое ощущение, что чего-то недостаёт. Не по вине режиссёра и актёров. Есть интересные режиссёрские ходы: вроде сцены с влюблёнными на двух мачтах в первом акте. Актёры работают очень хорошо, прекрасно поют, энергично танцуют — балетмейстер Ирина Ткаченко постаралась на славу. И всё равно кажется, что действие не развивается. Когда оркестр под руководством бессменной Татьяны Виноградовой затягивает испанские мотивы (а звучат они весь первый акт), так и ждёшь зажигательной тарантеллы на столе от Мерседес. Но нет. Сильного выхода сильных эмоций не происходит. В музыке этого просто нет. А песни невольно напоминают о том, что их авторы — композитор и поэт — очень много написали для эстрады: в песнях много красивых привязчивых слов и мелодий, которые намертво засядут в мозгу.

Фото: Алексей Гущин

Ещё в глаза сразу бросается какая-то пустота сцены, сделанная народным художником России Вячеславом Окуневым. Из декораций — несколько корабельных мачт, что-то вроде палубы над сценой, и иногда выкатывается стол. На заднике постоянно демонстрируется какая-то картина или видео, иллюстрирующее действие. В целом оформление сцены в первом акте выглядит отчаянно пусто и бедно (особенно мачты), как будто театру не хватило денег на нормальные декорации (что в свете последних событий вполне вероятно). Своего пика сценическая опустошённость достигает в тот момент, когда Дантеса отправляют в замок Иф. В этой сцене нет никаких декораций, только темнота (темница!) и валяющийся на полу герой.

Вот тут-то и происходит перелом. В неожиданную сторону! В роли аббата Фариа выходит замечательный артист Михаил Чуднов и устраивает... Он устраивает настоящую комедию: ведёт себя очень эксцентрично и эмоционально, общается с залом, клянчит у зрителей циркуль, поёт джаз вместе с Татьяной Виноградовой. В общем, веселится от души. Величает Эдмона Эдиком! При этом безумствующий Фариа не забывает объяснить, из-за чего Эдмона посадили в тюрьму, и рассказать о том, где спрятаны несметные богатства. Сцена в замке великолепна и нелепа одновременно. Видимо, по режиссёрской задумке именно Фариа должен соблазнить Эдмона деньгами и пробудить в нём жажду мести. На деле это свершает мрачный хор не то заключённых, не то монахов в рубищах, потому что Фариа на такое просто не способен. Но именно этот резкий скачок действия в сторону готовит зрителей к тому, что их ждёт после антракта.

Второй акт озаглавлен «Монте-Кристо». И действие рвёт с места в карьер. Побега из замка Иф не показывают. Да и зачем? Всё равно даже не читавшие Дюма знают, как Эдмон Дантес вырвался на свободу и сменил имя. Герой Александра Гончарука меняется резко — из наивного добряка в злого и циничного человека с дьявольщинкой в глазах и каменным сердцем. Всё правильно, ведь, как известно, месть — это блюдо, которое подают холодным. Такой отталкивающий образ получается у актёра ярче, чем положительный в начале спектакля. Граф Монте-Кристо внушает настоящий ужас. В начале второго акта он называет себя реальным кукловодом. На сцене загораются яркие огни, появляется несколько элементов, благодаря которым сцена наконец-то перестаёт выглядеть бедно. И начинается весёлое кабаре.

Фото: Алексей Гущин

Да, да, кабаре, иронично указанное в либретто как спектакль-спектакль, — с соответствующей музыкой, костюмами и танцами. А Монте-Кристо становится конферансье. Он представляет многочисленных персонажей второго акта. У каждого героя есть теперь свой номер, который даёт ему исчерпывающую характеристику. Тут уже эмоции и энергия начинают хлестать через край, перекидываясь на зрителей. Вот молодой ловелас Альбер (Алексей Каракулов), окружённый барышнями, демонстрирует всем трусы из французского флага. Затем появляется ветреная и любвеобильная баронесса Данглар (Юлия Захаркина) в компании мужчин, она исполняет весьма фривольный танец.

Потом на «сценку кабаре» выходит дуэт двух молодых артистов. Это студенты курса Бориса Мильграма, который он ведёт в институте искусства и культуры. Марат Мударисов играет Бенедеттто, а Александр Шумилин исполняет роль дочери Данглара — Эжени. Подобное травести было и в московской версии мюзикла. Надо отдать студентам должное — на большой сцене они не потерялись и исполнили свои партии блестяще.

За кабаре следует яркий и масштабный бал во дворце Монте-Кристо, где три его врага и объекта ненависти в идиотский париках будут петь невпопад графу: «Виват!». Затем наступает ещё один крутой поворот: начинаются самые проникновенные, трогательные и лиричные сцены мюзикла. Это встреча графа с Мерседес, объяснение в любви к Монте-Кристо его наложницы Гайде (очень искренне исполненное Екатериной Романовой) и партия Максимилиана (Семён Фарина) и Валентины (Ирина Максимкина) — самая романтичная и нежная сцена во всём спектакле.

После романтики действие снова заворачивает, на этот раз в сторону трагедии. Расправа Монте-Кристо над врагами показана очень жёстко, пощады им не будет. С обидчиками граф расправляется с дьявольским цинизмом, разрушая их жизнь и жизнь ещё нескольких невинных людей. Но к финалу, когда месть свершена, оказывается, что главная трагедия в мюзикле — это трагедия самого Эдмона Дантеса. После последней беседы с Мерседес (в заключительной, самой грустной песне, пронзительно исполненной Александром Гончаруком) он задаётся вопросом: а зачем это было? Зачем он выжег в себе всю доброту и любовь? Для чего превратился в настоящего дьявола и сгубил столько людей?

Граф считал себя ферзём, который «пешки щёлкал как орешки», и «реальным кукловодом» в цветасто-кукольном кабаре. На самом деле, он так и остался несчастной жертвой. Просто трёх заговорщиков сменила хладнокровная и кровожадная дама по имени Месть, она застила ему глаза и доставила большее страдание, чем давнишнее предательство. Граф Монте-Кристо мучительно ищет оправдания своим злодеяниям и задаёт в отчаянии свой главный вопрос: «Разве я не прав, Господи?». Но ответа, разумеется, не будет.

К новому мюзиклу Бориса Мильграма «Монте-Кристо» можно предъявить претензию в очень медленной раскрутке действия и какой-то его несобранности, излишней полистиличности. Но удивительным образом именно это сочетание несочетаемого — драмы, комедии, кабаре и трагедии — и держит внимание зрителя. Одно переходит в другое резко и не даёт заскучать. Поэтому зрителю на мюзикле удаётся испытать огромный спектр эмоций — от смеха и веселья до грусти и отчаяния. Этот мюзикл представляет из себя красочное и энергичное шоу, в котором есть очень нежная романтическая и серьёзная драматическая составляющие. Каждый здесь найдёт что-то своё, и никто не уйдёт обиженным и равнодушным.

Фото: Алексей Гущин