Подкасты
Рассылка
Стань Звездой
Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.
«Преступление и наказание»: Пролетая над гнездом журавля
Тёмные птицы, нарисованная кровь и комната-гроб. Что еще нужно, чтобы обнаружить в классическом произведении что-то актуальное и приблизить его к сегодняшнему зрителю? Очередной попыткой ответить на этот вопрос стал спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», премьера которого прошла в Пермском ТЮЗе. Но классика опять оказалась сильнее её интерпретации.
Режиссёр Артём Терёхин уже работал в ТЮЗе
Хотя, по сути, декораций как таковых здесь и нет. Их полностью заменяет проецирующаяся на полотно анимация, выполненная Анной Гантимуровой. Благодаря «мультфильмам», на сцене появляются виды Петербурга, кровь убитой старушки-процентщицы, страшные видения Раскольникова и его комната-гроб. А основным элементом оформления, созданного художником-постановщиком Алёной Исаковой, в этом спектакле становятся чёрные стулья на колёсиках с высокими спинками-решётками. Вполне прозрачный и даже лобовой намёк на клетку камеры, которой всё и закончится, хотя в течение всего спектакля эти решётки будут включены в действие очень разными способами. Благодаря всем этим внешним элементам и музыке, написанной специально для спектакля композитором Евгенией Терёхиной (сестрой режиссёра), в спектакле возникает мрачная атмосфера, подстать тексту Достоевского.
Артём Терёхин ввёл в своё сценическое прочтение «Преступления и наказания» важный и поэтичный символ
Хотя главный герой в исполнении Станислава Щербинина здесь лишён внутренних монологов и выглядит отнюдь не рефлексирующим страдальцем, а вспыльчивым и резким, иногда даже ёрничающим юношей, преступление которого можно трактовать как своеобразный подростковый бунт, который закончился примирением с обществом.
Вообще, «Преступление и наказание» предлагает множество очень ярких актёрских работ: это и страдающая за всех и прощающая всех Сонечка Надежды Кайсиной, постепенно лишающаяся ума Катерина Ивановна Елены Бычковой, погружённый в себя Свидригайлов Александра Красикова. Иван Донец вообще играет две роли
Наблюдение за отличной работой всего множества артистов, задействованных в «Преступлении и наказании»
Во втором акте всего этого становится меньше, спектакль наконец-то обретает внутреннюю цельность, но при этом парадоксальным образом теряет своё лицо и индивидуальность, потому что постановку начинает побеждать сам текст романа Достоевского, который Артём Терёхин и автор инсценировки Станислав Вальковский хотели сохранить как можно полнее. Но это похвальное уважение к классике привело к тому, что постановка вышла тяжёлой и растянутой, теряющей силу к самому финалу, поэтому и заканчивающейся довольно смазанной точкой.
Просто роман Фёдора Михайловича Достоевского оказывается во много раз сильнее всех ходов, предложенных режиссёром, который явно очень хотел совладать с ним. Поэтому спектакль «Преступление и наказание» оказывается только попыткой вывести на сцену сильнейшее классическое произведение. Правда, попыткой искренней, по-своему оригинальной и наполненной яркими и остроумными решениями, а также отличными актёрскими работами.
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
Чем заняться упырям и маньякам в России. Подборка новых отечественных сериалов, которые можно посмотреть онлайн
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+