X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Через барьеры: что такое «выставка-полемика» и зачем ей параллельная программа

В Центре городской культуры открылась новая выставка с довольно прямолинейным названием «Через барьеры», в центре внимания которой — стереотипы и предубеждения, присущие нам в отношении современного искусства, его содержания и его доступности. Выставка демонстрирует разные актуальные пути взаимодействия с искусством и художниками, но намного важнее, что она задаёт вопросы, к обсуждению которых приглашаются все горожане. Для этого в рамках выставки запускается параллельная программа с экскурсиями и другими интерактивными событиями. Иван Козлов рассказывает о том, что послужило причиной для работы над этой выставкой и анонсирует ближайшие мероприятия.

С приездом Марата Гельмана и появлением музея PERMM и прочих инициатив, связанных с «культурным проектом», вопросы современного искусства на несколько лет стали основополагающими для местной инфоповестки — вы, должно быть, и сами помните это зашкаливающее количество публикаций, дискуссий, критических выпадов и постов. В последние лет шесть всё несколько поутихло — мы в прошлом году подробно писали о том, как так получилось. Если коротко, то музей PERMM осознанно сменил стратегию, развернулся к городу лицом, начал налаживать коммуникацию с горожанами (в том числе с жителями отдалённых районов и с «невидимыми» категориями вроде пожилых людей и людей с ограниченными возможностями). Всё это привело к желаемому результату, и музей избавился от «скандального» имиджа, а претензии к содержанию выставок и проектов перестали быть общим местом для пермяков и превратились в удел разных одиозных личностей вроде того чувака, который отрицал учение Дарвина и верил во всемирный потоп (кстати, где он теперь?).

Однако было бы слишком оптимистично думать, что налаженный разговор с городом означает полное принятие и примирение. Из того факта, что музей больше не провоцирует общественность, вовсе не следует, что общественность в ответ прониклась современным искусством — просто острая тема исчезла с повестки. Вы, наверное, в курсе, что примерно с 2014 года повестка в России в принципе радикально изменилась, и нам и без того есть, обо что ломать копья в интернете.

Но иногда тлеющие угли всё-таки разгораются. Например, буквально на днях один-единственный мурал (а в Перми сто лет не появлялось по-настоящему масштабных уличных работ, если не считать росписи бетонных заборов) моментально стал предметом общественной дискуссии. Или, например, из относительно недавнего можно припомнить ожесточенные обсуждения «Смерти не за горами». Но лично меня больше всего поразила история, развернувшаяся вокруг росписи, которую художник Илья Гришаев создал в столовой замечательной школы «Точка». Вы наверняка слышали про школу «Точка», потому что это единственное в России общеобразовательное учреждение, где ведётся профильное обучение по направлению «дизайн» — так что и появление работы современного художника в её стенах было, в принципе, вполне логичным.

Илья Гришаев создаёт роспись в «Точке». Фото: facebook.com/nailya.allakhverdieva/posts/3960341897331661

Но стоило Наиле Аллахвердиевой выложить эту работу в фейсбук, сопроводив её хвалебной аннотацией, как в интернете разверзлись врата в... ну, не в ад, конечно, но близко к тому — как минимум в благословенный две тысячи девятый год, когда весь город был занят обсуждением выставок музея PERMM, паблик-арт программы и прочих «Красных человечков».

При этом нельзя сказать, что Гришаев создал что-то принципиально новое: он довольно часто участвует в городских художественных проектах, его работы появлялись и в публичном пространстве, да и манера его вполне себе укоренена в историю искусства — обычно его сравнивают с художником Саем Твомбли, работавшем в духе абстрактного экспрессионизма. Но, как бы там ни было, обсуждение вышло далеко за пределы пермского фейсбука, и на Илью посыпались всевозможные шишки — в лучших традициях интернет-дискуссий десятилетней давности. Многим его творчество показалось непонятным, неуместным или вовсе недостойным внимания.

Этот сюжет натолкнул нас на размышления о выставке, которая была бы посвящена барьерам восприятия современного искусства. Но, конечно, далеко не он один. К примеру, можно ещё припомнить вялотекущие и порядком поднадоевшие дискуссии, связанные с возможным переездом (или не_переездом, или частичным и временным переездом) музея PERMM на завод Шпагина. С того момента, когда эта идея была высказана впервые, сама идея культурного кластера на заводе Шпагина уже сто раз была профанирована, и буквально за пару лет вместо площадки, в которой были бы сосредоточены важнейшие культурные институции, мы по факту получили площадку с абсолютно другим имиджем — теперь на ней и представить трудно что-то кроме ярмарок, чисто декоративно-развлекательных проектов и консьюмеристских фестивалей. И в этом смысле ожидаемыми оказались разговоры о том, что музею PERMM на Шпагина делать уже особо и нечего — мол, пермяки, привыкшие ходить туда на фестивали уличной еды, несовместимы с проектами и выставками музея современного искусства.

И наконец, есть ещё один важный мотив, который нельзя игнорировать в контексте пережитого нами пандемийного года. Стереотипы и предубеждения, связанные с современным искусством, не сводятся только к его «переоценённости» или «элитарности» в плане восприятия. Есть распространённое мнение о том, что современное искусство — это попросту дорого, а значит, вопрос том, как его приобрести и как с ним потом обходиться — не тот вопрос, который может заботить мифического «рядового горожанина». Это и раньше не соответствовало действительности, а со всеобщим уходом в онлайн и подавно — художники были вынуждены искать новые пути коммуникации со зрителями и потенциальными покупателями, и в результате в сети появилось множество новых площадок, позволяющих ознакомиться с произведениями и приобрести их. Причём «порог входа», что в содержательном и смысловом, что в финансовом отношении, очень низок или вовсе отсутствует. Просто пока не все знают о таком стремительно развивающемся и донельзя демократичном способе коммуникации и приобщения к художественному миру.

Однако всё вышеперечисленное не догма. Мы не собираемся вставать в позу снобов, которые «что-то понимают» и декларируют это понимание как факт. Таких амбиций у нас нет, да и столько наглости не наберётся — тем более учитывая, что ЦГК всегда пропагандировал горизонтальную, а не вертикальную коммуникацию. Поэтому «Через барьеры» — не просто выставка, а выставка-полемика. Поэтому все затрагиваемые нами вопросы мы хотим вынести на общее обсуждение, поговорить о них и услышать мнение всех сторон.

Собственно, для того в ЦГК и придумали связанную с этой выставкой параллельную программу. Вообще-то, я именно её хотел анонсировать в этом тексте, просто вступление несколько затянулось.

Роспись Гришаева на выставке «Через барьеры»

Итак

Во-первых, каждую среду (как минимум в ближайшие две недели —24 февраля и 3 марта) будут проводиться кураторские экскурсии от Татьяны Синицыной и Александры Тихоновой, в которых они подробно расскажут о работах, представленных в каждом зале.

4 марта в 19.00 состоится экскурсия иного рода — её проведёт Надежда Агишева, которая на этот раз выступит в роли коллекционера, работы из коллекции которого представлены на выставке. Как раз здесь можно ожидать подробного рассказа о том, как, где, зачем и главное почём сегодня можно приобретать современное искусство — возможно, этот рассказ сильно удивит всех, кто привык при словах «художественный аукцион» представлять себе Кристи или Сотбис, а то и сподвигнет к тому, чтобы собирать собственную коллекцию контемпорари арта — благо, в изменившемся благодаря пандемии мире это реально проще, чем может показаться.

24 февраля в 19.00 один из главных героев проекта — художник Илья Гришаев — проведёт лекцию, в которой расскажет про свой опыт работы со зрителем (впрочем, зная Илью, можно быть готовым к тому, что эта лекция обернётся перформансом или вообще чем угодно). Подробности и регистрация —в этом посте.

27 февраля в 12.30 состоится специальная экскурсия для детей и подростков, в ходе которой участники будут оживлять элементы современного искусства, разгадывать их смыслы и создавать собственные произведения, а закончится всё полноценным арт-просмотром.

Кроме того, вас ждут ставшие для многих привычными за время карантина онлайн-дискуссии в зуме, посвященные современному искусству и роли художников в городе, и перформативные экскурсии от участников проекта.

Мы надеемся, что эти события и сама выставка будут важны и интересны вам в той же степени, в которой нам важно ваше мнение и ваше участие. Поэтому приглашаем вас следить за анонсами всех ближайших событий (а у многих из них ещё только уточняются дата и время) в наших соцсетях: во «Вконтакте», в Фейсбуке и в Инстаграме. Все события в ЦГК бесплатны, но на каждое из них требуется предварительная регистрация. Это нестрашно и недолго, но важно.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь