X

Новости

Вчера
2 дня назад
16 августа 2018
15 августа 2018

«МОНОfest» в пяти пунктах. Юбилею фестиваля моноспектаклей посвящается

Фото: МОНОfest

В мае в Перми сразу на трёх площадках уже в пятый раз прошёл фестиваль-конкурс моноспектаклей «МОНОfest». Пять лет жизни для такого фестиваля — это приличный срок. На примере пятого «МОНОfestа» мы в пяти пунктах расскажем о том, к чему же он пришёл за это время и как планирует развиваться дальше.

Пункт № 1: Расширение программы

Когда-то в Перми уже был фестиваль спектаклей театра одного актёра. Он назывался «В начале было слово» и проходил в Пермской филармонии с 1989 по 2002 год. Он был очень популярен — репертуарная афиша включала около 150 спектаклей. Но тот фестиваль был закрыт. Арт-директор «Монофеста» Нина Соловей и исполнительный директор Сергей Баракин организовывали свой фестиваль во многом как наследника «В начале было слово».

Первый «Монофест» организованый Пермским отделением СТД РФ при поддержке краевого Министерства культуры прошёл весной 2014 года, и большой вклад в то, что он состоялся, внёс известный актёр Алексей Девотченко, который в своё время был участником фестиваля «В начале было слово». Он поддержал фестиваль как консультант, член жюри, даже представил на нём свой моноспектакль «Концерт Саши Чёрного для фортепиано с артистом». Артиста ждали на следующем фестивале, но осенью того же 2014 года Алексей Девотченко скончался, и второй «Монофест» был посвящён его светлой памяти.

В течение дальнейших лет «Монофест» рос, и за это время на фестивале показали 50 моноспектаклей самых различных жанров: драм, опер, балетов, кукольных спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Абакана, Вологды, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Кудымкара и, конечно, Перми. По словам организаторов, с каждым годом количество заявок на фестиваль постоянно увеличивается. При этом афиша фестиваля состояла максимум из десяти спектаклей. В этом году её решили увеличить, и за четыре дня показали сразу двенадцать моноспектаклей.

Нина Соловей:

«В этом году было в два раза больше заявок, чем в прошлом. Нам хотелось по максимуму показать жанровое разнообразие моноспектаклей. Мы все их пытались уместить, руководствуясь желанием сделать так, чтобы в конкурсе был максимально широкий выбор. Тем самым обострить конкурентную атмосферу фестиваля».

Двенадцать спектаклей всё-таки удалось уместить в афишу, но с большим скрипом. Показы шли буквально с утра до вечера, и два дня подряд было по четыре спектакля. При этом некоторые моноспектакли этого фестиваля превышали стандартное для такого формата время показа в один час (некоторые шли полтора), из-за чего люфт между показами был минимален. Поэтому членам жюри, организаторам и постоянным зрителям «Монофеста» (а такие у него уже есть) приходилось буквально перебегать между площадками. Благо «Дом актёра» и «Сцена-Молот» — традиционно основные площадки «Монофеста» — находятся неподалёку. Но все стойко переносили эти тяготы, а многие участники и зрители даже оставались на завершающие день открытые осуждения спектаклей от членов жюри, чем немало удивляли последних.

Пункт № 2 Другие номинации

Вместе с расширением программы «Монофест» сменил систему награждения лауреатов. Если раньше присуждалось первое, второе и третье место, то теперь призы вручались в трёх номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссёра» и «Лучшая актёрская работа». Также члены жюри могли присудить два спецприза за конкретные художественные ценности моноспектакля, причём эту формулировку приза они придумывали сами.

Нина Соловей:

«Мы ищем возможности корректной оценки. Потому что если вручать места, то немного непонятно, кто их получает — режиссёр, актёр, или это комплекс всего. В прошлые годы было, например, так, что жюри отмечало шикарную актёрскую работу, но и какие-то провалы в режиссуре. Не знаю, оставим ли мы это на следующий год. Вот сейчас жюри говорит, что, наверное, надо было за лучшую женскую роль, лучшую мужскую роль».

Члены жюри на открытии фестиваля Фото: МОНОfest

В этот раз в жюри фестиваля вошли два известных театральных критика: председатель жюри — Заслуженный работник культуры, журналист Владимир Спешков из Челябинска, и заведующая литературной частью московского ТЮЗа, педагог ГИТИСа Владислава Куприна. От Перми к ним присоседилась арт-журналист Юлия Баталина. По традиции «Монофеста», в жюри входят кто-то из театральных практиков, в этот раз им стал Александр Лушин — артист Санкт-Петербургского Александринского театра, сооснователь и директор «Такого театра». Также он занял первое место на третьем «Монофесте» со спектаклем «История СДЫГР АППР». Александр Лушин же в дуэте с музыкантом Петром Разломием разбавил торжественное закрытие фестиваля своими яркими и ироничными песнями, главная тема которых, конечно, любовь. Призами, которые вручали лауреатам на той церемонии, остались неизменные символы «Монофеста» — няшные котики, сидящие на табуреточках.

Фото: МОНОfest

В итоге жюри распределило места следующим образом. Лучшим спектаклем стала «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» режиссёра Александр Ряписова в исполнении артистки Натальи Кузнецовой (творческое объединение «GRANART», г. Нижний Новгород).

«Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» Фото: МОНОfest

Приз за лучшую актёрскую работу получил Георгий Иобадзе из Москвы, представивший очень живой, энергичный и по-южному солнечный спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион». Это был тот случай, когда пластика и природа актёра удивительным образом дополняли и раскрывали первоисточник — роман Нодара Думбадзе, по которому поставлен спектакль.

«Я, бабушка, Илико и Илларион» Фото: МОНОfest

Самым титулованным оказался спектакль «Сибирь» Санкт-Петербургского театра НеНормативной пластики. Эта постановка по повести Феликса Миттерера состоит буквально из одного колкого и пронзительного монолога восьмидесятилетнего немецкого старика, которого родственники упекли в дом престарелых, и для него это оказывается хуже, чем пережитый в молодости плен в Сибири. Спектакль очень чётко по-режиссёрски простроен, так что постановщик Роман Каганович совершенно заслуженно получил приз за лучшую работу режиссёра. А исполнитель «Сибири» Сергей Азеев удостоился спецприза с совершенно исчерпывающей формулировкой: «За трагическую экспрессию актёрской работы».

«Сибирь» Фото: МОНОfest

Сергей Азеев:

«Я думаю, что этот спектакль сделан процентов на семь от того, что мы планировали. Это был всего лишь седьмой его показ. И для меня, как артиста, в этом спектакле достаточно сложно удерживать внимание зрителя. Это огромный труд — добиться того, чтобы зритель смотрел на тебя, а не в телефон. Благо в этом спектакле есть возможность взглянуть на того человека, что смотрит в телефон, и, может быть, тогда он его уберёт. И частенько это работает. Ещё любому артисту сложнее работать, если партнёром становится зрительный зал и нужно выстроить с ним диалог. Пусть даже не словесный, а какой-то душевный».

Ещё один спецприз получила сценограф Александра Дашевская за создание многообразного визуального мира спектакля «Андерсен. В поисках сказки» московского «Творческого объединения 9».

«Андерсен. В поисках сказки» Фото: МОНОfest

На первых «Монофестах» был официальный приз зрительских симпатий, который выбирался большинством голосов зрителей. Но позже этого приза не стало. На пятом фестивале эту традицию возродили его постоянные зрители Вера и Владимир Курановы, вручив свои призы-букеты двум артистам. Первым стал Александр Сергеенко из Вологды, представлявший спектакль по повести Саши Соколова «Школа для дураков», а вторым стал Антон Мозгалёв из его Drama & Physical Theatre. Его «Фауст. Ритуал» был, пожалуй, самым противоречивым спектаклем всего фестиваля. Будучи отличным с пластической точки зрения, он сильно просаживался в плане драмы.

Владимир Спешков, председатель жюри пятого фестиваля-конкурса моноспектаклей «МОНОfest»:

«Хорошо, что этот фестиваль есть, и то, что он развивается. Как я говорил на вручении призов — невозможно, чтобы фестиваль состоял только из шедевров. Я сам работаю не только в жюри, но и в массе экспертных советов, и знаю, что иногда совету спектакль кажется безусловным, а жюри потом разводит руками и говорит со страшной интонацией: „Кто это выбрал?“ Но когда остаётся два-три, в идеале четыре хороших спектакля, то это значит, что фестиваль состоялся. На этом „Монофесте“ было три безусловно событийных спектакля, и они были бы таковыми на фестивале любого уровня. Это „История Хильдур Бок“, „Сибирь“ и „Я, бабушка, Илико и Илларион“. Спектакль, получивший награду как лучший, уже получал призы на нескольких фестивалях, и он очень набирает со временем своей жизни. А для двух других спектаклей — это первые фестивальные выезды. Это открытие актёрских имён и спектаклей в целом. И очень важно то, что они состоялись именно здесь. В случае с „Сибирью“ — это новый драматургический материал и замечательный актёр. А „Я, бабушка, Илико и Илларион“ — это возвращение Нодара Думбадзе в наш современный культурный контекст, и, конечно, совершенно виртуозный актёр».

Пункт № 3: Постоянные участники

Всего за пять лет «Монофесту» удалось обзавестись не только постоянными зрителями, но и участниками, которые приезжают на фестиваль не один раз. Например, артист из Санкт-Петербурга Григорий Печкысев приезжал со своими моноспектаклями на два фестиваля подряд — на второй и третий.

Но на пятом фестивале эта постоянность участников проявилась очень интересным образом. Ведь признанный лучшим режиссёром Роман Каганович был победителем самого первого «Монофеста». Тогда это был спектакль «Юра» по «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича, в котором играл актёр Антон Леонов. На церемонии закрытия фестиваля Каганович рассказал удивительную историю о том, что изначально в спектакле «Сибирь» должен был играть Алексей Девотченко. Даже были определённые договорённости, и режиссёр звонил актёру по этому поводу незадолго до его смерти. Так что участие и успех «Сибири» на юбилейном «Монофесте» было очень символичным.

Фото: МОНОfest

Пункт № 4: Поиск новых пьес

Как рассказывают организаторы фестиваля, среди множества заявок каждый год повторяются моноспектакли по одним и тем же произведениям: «Человеческому голосу» Жана Кокто, «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя, «Наташиной мечте» Ярославы Пулинович, «Школы для дураков» Саши Соколова и так далее.

Чтобы обратить внимание режиссёров, актёров, критиков и зрителей на новые пьесы, созданные специально для формата театра одного актёра, и вообще современную драматургию в рамках пятого «Монофеста» была организована спецпрограмма «Новые монопьесы». Она была организована совместно с независимым Международным конкурсом современной драматургии «Исходное событие — XXI Век». Его руководитель — театральный режиссёр, дипломант IV «Монофеста», худрук театра «Большая медведица» Валерия Приходченко отобрала для спецпрограммы три современные монопьесы, которые на фестивале представили в формате читок.

Фото: МОНОfest

Эта программа фактически была самым первым мероприятием юбилейного фестиваля — она шла утром первого дня. Три артиста Театра-Театра читали каждый по своему тексту. Пьеса «Коля против всех» Сергея Давыдова оказалась довольно простой и почти банальной тяжёлой историей с джентельменским набором штампов произведений про школьника-изгоя: сиротство, замкнутость, проблемы в общении с одноклассниками и с бабушкой. Определённую краску этой пьесе придавало лишь немного манерное исполнение Михаила Палкина.

Две другие пьесы оказались произведениями на грани абсурда и фантастики. Героиня «Времени сбора плодов» Игоря Яковлева — это девушка, которая находится под присмотром учёных, потому что после неудачного полового акта из неё начало расти дерево с эмбрионами детей. Описание сюжета пьесы звучит гораздо интереснее, чем она есть на самом деле. Но всё равно это довольно шокирующий материал, с которым молодая актриса Екатерина Вожакова справилась очень хорошо.

Третья пьеса — «Средство коррекции» Владимира Зуева — досталась колоритнейшему Михаилу Орлову. В его исполнении очень органично звучала история простого обывателя, которому ради получения выигранных в конкурсе контактных линз пришлось корректировать не просто зрение, а всё своё мировоззрение. При чём не выходя из офиса, под чутким контролем незримого и неслышимого оператора.

Валерия Приходченко:

«Мы сейчас на своём конкурсе-фестивале „Исходное событие — XXI век“ придумали новую номинацию, и долго думали, как её назвать. И я назвала её просто — „Одинокий артист“. Ведь особенность этого жанра в том, что человек — артист или персонаж — он беззащитен, обнажён в такой пьесе. И это, наверное, самая большая сложность и самое большое достоинство. Потому что этот жанр выявляет те моменты характера и судьбы человека, когда он может быть как задавлен миром, так и наоборот — противостоять ему. В широком понимании этого слова».

Пункт № 5: Захват мира

Пятый «Монофест прошёл», но у организаторов большие планы на будущее. Например, отдельная программа «МОНОfest детям!» Потребность в ней возникла от того, что два года подряд на фестиваль присылают множество интересных заявок моноспектаклей для детей. Но пока концепция реализации этой программы находится в разработке.

Но самое амбициозное стремление организаторов «Монофеста» — это перевести статус фестиваля из всероссийского в международный. И у них есть для этого все основания. По словам Нины Соловей, каждый год из-за рубежа приходит около десятка заявок на участие. В это раз привезти моноспектакль из Франции не удалось лишь по технической причине — для него не нашли подходящей площадки. Так что «Монофесту» можно только пожелать расти дальше, до следующего юбилея.

***